Правовое регулирование труда руководителя организации: единство и дифференциация

ЕДИНСТВО И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ <*>
Т.Ю. КОРШУНОВА
Коршунова Татьяна Юрьевна - старший научный сотрудник ИЗиСП.
--------------------------------
<*> В настоящее время в различных организациях руководители называются по-разному, в зависимости от организационно - правовой формы юридического лица, терминологии учредительных документов и др. В предлагаемой статье понятие "руководитель" употребляется как общий термин, а понятия "управляющий", "менеджер" - как его наиболее часто встречающиеся синонимы.
Каждая отрасль права имеет присущий ей предмет правового регулирования - группу общественных отношений, объединенных специфическими признаками и являющихся объектом регулирования нормами данной отрасли права. В трудовом праве таким предметом служат общественные трудовые отношения, возникающие по поводу применения в организации физических и интеллектуальных способностей работников, то есть участие в процессе совместного труда, а также отношения, тесно связанные с трудовыми и вытекающие из них. Единообразный подход к регулированию этих отношений составляет единство правового регулирования трудовых отношений. Единство трудового права - это всеобщность и обязательность основных правовых принципов правового регулирования труда, закрепленных в Конституции, независимо от вида и характера трудовых отношений, которое, как писал Б.К. Бегичев, характеризуется внутренне связанной, органически единой и цельной совокупностью юридических приемов и средств закрепления и развития трудовых отношений <*>.
--------------------------------
<*> См.: Бегичев Б.К. Субъектная дифференциация правового регулирования в советском трудовом праве // Сборник ученых трудов Свердловского юридического института. 1964. Вып. 2. С. 138.
Единство трудового права обеспечивается также принципом равенства, пронизывающим правовые положения, определяющие предпосылки возникновения трудовых правоотношений и их содержание. Этот принцип лежит в основе трудовой правосубъектности, которая одинакова для всех граждан независимо от возраста, пола, национальности, расы и других признаков. Равенство как принцип, способствующий единству трудового права, обеспечивается также общими основаниями возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений.
Важным фактором единства трудового права является общность средств реализации субъективных прав работников при исполнении ими трудовых обязанностей. К этим средствам можно отнести установление перечня органов, на которые возлагается защита социально - трудовых прав граждан и обеспечение соблюдения ими трудовых обязанностей, регламентация порядка рассмотрения возникающих споров <*>.
--------------------------------
<*> Подробнее об этом см.: Бару М.И. О единстве советского трудового права // Вопросы государства и права. М., 1974. С. 108 - 119; Левиант Ф.М. Единство и дифференциация советского трудового права // Вестник ЛГУ. Серия экономики, философии и права. 1958, N 23. Вып. 4. С. 93; Никитинский В.И., Орловский Ю.П. Предмет и метод трудового права: изменения в условиях перестройки. 1989, N 4. С. 76.
Вместе с тем трудовое право регламентирует трудовые отношения разнообразных категорий граждан, различающихся по профессиональным, возрастным, физиологическим, социальным, личностным и другим признакам, требующим специального регулирования, что и делает необходимой дифференциацию трудового права.
В широком смысле под дифференциацией можно понимать всякие различия и градации в нормах, зависящие от тех или иных условий. Однако, рассматривая дифференциацию в связи с системой отрасли трудового права, следует иметь в виду не эти явления, а различия в нормах для разных категорий работников, которые вытекают из характера и содержания трудовых отношений. При помощи дифференцированного регулирования трудовых отношений обеспечивается конкретное применение правовых норм с учетом как объективных факторов, характеризующих место и условия работы гражданина, так и свойств личного порядка, относящихся к самому работнику. Задача, которую призвана решить дифференциация, заключается в том, чтобы индивидуализировать общую правовую норму в отношении отдельных категорий работников, обладающих неодинаковыми способностями или работающих в разных условиях. Реализация этой задачи обеспечивает наиболее эффективное воздействие трудового права на реализуемые им общественные отношения <*>.
--------------------------------
<*> См.: Рабинович - Захарин С.Л. К вопросу о дифференциации советского трудового права // Вопросы советского гражданского и трудового права. М., 1952. С. 98; Иванов С.А., Лившиц Р.З., Орловский Ю.П. Советское трудовое право: вопросы теории. М., 1978. С. 319 и далее.
Все основания, определяющие дифференциацию трудового права, можно разделить на две группы. Первая включает основания, обусловленные объективными факторами, характеризующими место и условия работы (вредность и тяжесть производства, особые температурные условия и повышенная интенсивность труда, требующие большего физического или нервного напряжения работника, неблагоприятные климатические условия, отдаленность местонахождения предприятия, разъездной характер работы и т.п.). Эти особенности отражаются в регулировании рабочего времени и времени отдыха, охраны труда и иных институтов.
Вторая группа оснований дифференциации характеризует граждан, вступающих в трудовые отношения (субъектная дифференциация), то есть учитываются половозрастные, физиологические особенности работника, состояние его здоровья, характер трудовой связи работника и предприятия. Эти обстоятельства предопределяют особенности в регулировании труда женщин, подростков, инвалидов, пенсионеров, иными словами, субъектная дифференциация конкретизирует применение правовых норм к различным субъектам не в силу исполнения ими трудовых обязанностей в специфических условиях, а вследствие особых свойств, характеризующих их самих.
С изменением социально - экономической обстановки в стране, принятием Гражданского кодекса, закрепившего существование новых организационно - правовых форм юридических лиц, появились неизвестные ранее основания дифференциации, например, связанные с видом организации (учреждение или корпорация), а также получили новое наполнение старые, связанные с характером и условиями выполнения работниками трудовой функции.
Так, в новых экономических условиях юридические лица стали более активно осуществлять предпринимательскую деятельность, не сдерживаемые более жестким государственным контролем. В связи с этим существенно изменилась и роль руководителей организации. Раньше государство строго регламентировало права, обязанности и ответственность руководителя, превращая его фактически в чиновника, поскольку все его действия определялись разнообразными указаниями, инструкциями и положениями, не оставлявшими руководителю практически никакой свободы действий, но теперь положение изменилось. Отказ от централизованного государственного регулирования экономики, появление большого числа негосударственных организаций привели к существенному расширению прав руководителя, которые уже не сводятся к обычным "директорским" полномочиям, когда руководитель без доверенности действует от имени организации, открывает в банках расчетные и другие счета, выдает доверенности, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников, а приобретают предпринимательский характер, предполагающий наличие права самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей продукции, устанавливать на нее цены, привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства юридических лиц и граждан. Специфика трудовых отношений руководителя организации состоит в том, что он, предоставляя свой труд в распоряжение собственника имущества, действует в организационно - управленческой сфере от имени организации: представляет работодателя в возникающих правоотношениях с работниками, ведет в интересах собственника предпринимательскую деятельность, организует процесс труда и т.п. <*>. В связи с этим успешная деятельность, а зачастую и само существование организации во многом зависят от умелого и эффективного, добросовестного и разумного управления ею руководителем.
--------------------------------
<*> См.: Акопова Е.М., Акопов Д.Р. Особенности правового регулирования труда руководителей государственных унитарных предприятий // Государство и право. 1997, N 6. С. 55.
Такое положение вызвало настоятельную необходимость пересмотра действующего законодательства, регламентирующего правоотношения собственника, руководителя и управляемой им организации для того, чтобы адекватно отразить специфику исполнения менеджером своих трудовых обязанностей.
Необходимо отметить, что трудовое законодательство в части правового регулирования труда руководителя организации отстает от требований реальной жизни, поскольку предусматривает, по сути, лишь повышенную дисциплинарную ответственность руководителя: трудовой договор может быть прекращен в случаях однократного грубого нарушения трудовых обязанностей, а также по основаниям, предусмотренным контрактом, заключаемым с руководителем. Во всех остальных случаях (при причинении организации убытков, при смене собственника организации, при виновном несоблюдении им требований правил, норм и процедур, установленных специальными нормативными правовыми актами, и иных) законодательство о труде игнорирует особенности правового положения руководителя организации, приравнивая последнего к рядовым работникам.
Такое положение обусловило появление в правовой литературе мнения, что трудовые права и обязанности руководителя организации носят настолько специфический характер, что не могут быть урегулированы только нормами трудового права. Так, авторы "Курса российского трудового права" отмечают, что в организационном плане труд менеджера носит настолько самостоятельный характер, что можно говорить о возможности сочетания в контракте менеджера норм трудового и гражданского права (например, в части взаимной материальной ответственности сторон) <*>. Е.М. Акопова и Д.Р. Акопов высказывают мнение, что договор, заключаемый с директором (руководителем, менеджером), может быть как предпринимательским (гражданско - правовым), так и традиционным трудовым договором <**>.
--------------------------------
<*> См.: Курс российского трудового права. Т. I. СПб., 1996. С. 90.
<**> См.: Акопова Е.М., Акопов Д.Р. Указ. соч. С. 57.
Следует отметить, что и законодательство также неоднозначно подходит к пониманию природы правоотношений руководителя и управляемой им организации. Кодекс законов о труде РФ, Федеральные законы от 8 декабря 1995 года "О сельскохозяйственной кооперации" <1>, от 26 декабря 1995 года "Об акционерных обществах" <2>, от 8 мая 1996 года "О производственных кооперативах" <3>, Указы Президента РФ от 2 июня 1994 г. N 1114 "О продаже государственных предприятий - должников" <4>, от 10 июня 1994 г. N 1200 "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой" <5> и иные нормативные правовые акты содержат положения, так или иначе касающиеся регулирования труда руководителя: в них отражается специфика возникновения, изменения и прекращения трудовых правоотношений руководителей производственных кооперативов, акционерных обществ и иных организаций, устанавливаются границы локального нормотворчества. Вместе с тем в каждом конкретном случае (для каждой организационно - правовой формы) общие положения, касающиеся правового статуса руководителя (его основные права и обязанности, порядок привлечения руководителей к дисциплинарной ответственности, основания прекращения трудовых правоотношений) законодателем урегулированы неодинаково. Такое положение представляется не вполне оправданным, так как указанная дифференциация только затрудняет правоприменительную практику, порождая разнобой и разночтения. Так, рассматривая возможность прекращения трудового договора в случаях, предусмотренных п. 4 ст. 254 КЗоТ РФ, - по основаниям, предусмотренным контрактом, заключаемым с руководителем предприятия, - А.М. Куренной и В.И. Миронов утверждают, что по данному основанию могут быть уволены только руководители предприятий, а к руководителям учреждений и организаций данное основание увольнения не применяется <6>. Появление такой точки зрения является результатом несогласованности и нечеткости действующего законодательства. Данная норма была введена в КЗоТ после принятия Закона РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности" <7> и после того, как этот закон утратил силу с введением в действие Гражданского кодекса РФ, в КЗоТ так и не были внесены соответствующие изменения, что и дало основания для такой трактовки п. 4 ст. 254. Тем не менее с приведенной позицией согласиться нельзя, поскольку понятие "предприятие" как синоним общего понятия "организация" используется и в других статьях КЗоТ, например в ст. 235.1, применение положений которой только к государственным и муниципальным предприятиям существенно скажется на объеме прав работников. Может оспариваться, например, право на ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и т.д.
--------------------------------
<1> СЗ РФ. 1995, N 50. Ст. 4870.
<2> Там же. 1996, N 1. Ст. 1.
<3> Там же. 1996, N 20. Ст. 2321.
<4> Там же. 1994, N 6. Ст. 592.
<5> Там же. 1994, N 7. Ст. 700.
<6> См.: Куренной А.М., Миронов В.И. Практический комментарий к законодательству о трудовых спорах. М., 1997. С. 161 - 162.
<7> Ведомости РСФСР. 1990, N 30. Ст. 418.
Кроме того, предпринимаются попытки вообще вывести трудовые отношения руководителя и управляемой им организации из сферы действия трудового законодательства. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 10 июня 1994 г. N 1200 "О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой" отношения руководителей государственных предприятий регулируются на основании контрактов, заключаемых в соответствии с гражданским законодательством. Заключение трудовых договоров с руководителями государственных предприятий в соответствии с этим Указом не допускается. И хотя попытка компенсировать руководителям государственных предприятий утерю ими социальных льгот и гарантий все же была сделана - п. 9 Указа предусматривает "неухудшение условий социального обеспечения руководителей предприятий по сравнению с теми, которые он бы имел при заключении контракта в соответствии с трудовым законодательством", - не конкретизировано, что же в действительности имелось в виду под более чем расплывчатыми "условиями социального обеспечения". Произвольное отнесение отношений, возникающих между руководителем и организацией, к гражданско - правовым влечет за собой целый ряд отрицательных последствий: руководителя нельзя уволить,

Комментарии к законам »
Читайте также