Квалификация должностных преступлений в сфере экономической деятельности

В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Н. ЛОПАШЕНКО
Н. Лопашенко, старший научный сотрудник Саратовской академии права.
Общественно опасные деяния в сфере экономической деятельности, как правило, носят сложный характер и подпадают одновременно под несколько составов преступлений. Конструкции некоторых уголовно - правовых норм двадцать второй главы УК изначально таковы, что требуют дополнительной квалификации содеянного и применения ст. 17 УК - правил совокупности преступлений. Прежде всего такими нормами выступают нормы должностных преступлений - воспрепятствования законной предпринимательской деятельности и регистрации незаконных сделок с землей. Довольно часто совокупность представлена двумя или более преступлениями в сфере экономической деятельности. Должностные преступления в сфере экономической деятельности соседствуют также с преступлениями против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.
Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169) представляет собой не что иное, как злоупотребление должностными полномочиями. Нормы, содержащие составы воспрепятствования законной предпринимательской деятельности и злоупотребления должностными полномочиями, соотносятся между собой как специальная и общая. При наличии признаков воспрепятствования уголовная ответственность наступает по ст. 169 УК. Следует, однако, заметить, что сфера уголовно наказуемого по ст. 169 шире сферы применения ст. 285 УК по воспрепятствованию законной предпринимательской деятельности.
Обязательными условиями привлечения к ответственности за злоупотребление должностными полномочиями выступают: последствие - существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства и специальный мотив - корыстная или иная личная заинтересованность. Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности - формальный состав и наказуемо вне зависимости от мотива. Таким образом, в конкуренцию со ст. 285 УК вступает лишь воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, причинившее существенный вред правоохраняемым интересам и совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности. Воспрепятствование без перечисленных признаков со ст. 285 не конкурирует, поскольку не подпадает под уголовно наказуемое должностное злоупотребление.
В то же время возможны ситуации, когда деяния, совершенные должностным лицом при воспрепятствовании законной предпринимательской деятельности, выходят за рамки ст. 169 УК. Не охватывается ею, например, оказание давления руководителем лицензионной палаты местной администрации на руководителя экспертной группы с целью получения отрицательного экспертного заключения о возможности осуществления какого-либо вида предпринимательской деятельности. Руководитель лицензионной палаты должен привлекаться к уголовной ответственности за неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности - по ст. 169 УК; за злоупотребление должностными полномочиями, выразившееся в оказании давления на руководителя экспертной группы (в форме отдачи распоряжений, приказа, угрозы неприятностями по службе и т.п.), - по ст. 285 УК при наличии вышеназванных признаков этого преступления (последствия и специального мотива) и за подстрекательство к совершению руководителем экспертной группы служебного подлога - по ст. ст. 33 и 292 УК.
Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности может осуществляться должностным лицом для того, чтобы обеспечить или способствовать льготному существованию хозяйствующих субъектов, в которых это лицо заинтересовано. Причины заинтересованности по-разному отражаются на квалификации содеянного. Если должностное лицо, например член или глава местного правительства, входит в число учредителей какой-либо коммерческой организации, управляет ею лично или через доверенных лиц, содействует заключению договоров с этой коммерческой организацией другими хозяйствующими субъектами, используя свои служебные полномочия и ставя субъектов договора в неравные условия, оно привлекается к ответственности по ст. 169 УК за незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или коммерческой организации и по ст. 289 УК за незаконное участие в предпринимательской деятельности. Если должностное лицо совершает подобные действия, не имея отношения к какой-либо коммерческой организации, получив незаконное вознаграждение от представителей заинтересованного хозяйствующего субъекта, его деяние квалифицируется кроме ст. 169 по ст. 290 УК как получение взятки.
В том случае, когда должностное лицо по договоренности и в интересах конкретного индивидуального предпринимателя или коммерческой организации препятствует доступу на рынок новым хозяйствующим субъектам такого же профиля, отказывая им в регистрации или лицензировании, оно совершает преступления, предусмотренные ст. 169 УК - воспрепятствование законной предпринимательской деятельности и ст. 178 УК - монополистические действия и ограничение конкуренции.
Состав воспрепятствования законной предпринимательской деятельности не включает в число обязательных элементов объективной стороны подделку документов. Поэтому полная или частичная фальсификация должностным лицом, например, экспертного заключения о возможности лицензирования предпринимательской деятельности кроме ст. 169 квалифицируется по ст. 292 УК - служебный подлог.
Регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170) как должностное преступление в сфере экономической деятельности также представляет собой разновидность злоупотребления должностными полномочиями. Нормы, содержащие указанные составы преступлений, конкурируют между собой как общая и специальная. Сфера уголовно наказуемых действий по ст. 170 и ст. 285 УК отличается только последствием, обязательным в злоупотреблении должностными полномочиями, - существенным нарушением прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, поскольку корыстная или иная личная заинтересованность - составная часть субъективной стороны обоих преступлений. Регистрация незаконных сделок с землей, а также умышленное занижение размеров платежей на землю влекут уголовную ответственность по ст. 170; ст. 285 УК не применяется, даже если в результате названных действий причинен существенный вред правоохраняемым интересам.
Иначе обстоит дело с такой формой объективной стороны состава, предусмотренного ст. 170 УК, как искажение учетных данных Государственного земельного кадастра. Преступление совершается с использованием должностным лицом своего служебного положения и может быть признано должностным злоупотреблением. При наличии признаков ст. 285 УК (последствия, названного выше) эта форма ст. 170 УК конкурирует с ней как общая и специальная.
Однако норма о должностном злоупотреблении является общей и по отношению к норме о служебном подлоге, совершаемом должностным лицом. Служебный подлог, под которым понимается внесение в официальные документы заведомо ложных сведений или исправлений, искажающих их действительное содержание, из корыстной или иной личной заинтересованности, может выражаться и во внесении искажений в Государственный земельный кадастр. Норма об искажении учетных данных Государственного земельного кадастра конкурирует, таким образом, и с нормой о служебном подлоге. Фактически имеет место тройная конкуренция норм, предусмотренных ст. ст. 170, 285 и 292 УК: 1) ст. 170 и ст. 285 УК; 2) ст. 285 и ст. 292 УК; 3) ст. 170 и ст. 292 УК. В последнем случае между собой конкурируют две специальные нормы по отношению к общей норме о должностном злоупотреблении.
Поскольку искажение учетных данных Государственного земельного кадастра лишь частный случай из многих возможных и расцениваемых как служебный подлог, постольку здесь норма о служебном подлоге не носит характер специальной и является общей по отношению к норме об искажении учетных данных Государственного земельного кадастра. Согласно ст. 17 УК в конкретной ситуации применению подлежит ст. 170, а не ст. 292 УК.
В ряде случаев регистрация незаконных сделок с землей требует дополнительной квалификации. Так, незаконные земельные сделки могут заключаться для придания законного характера владению земельным участком, полученным преступным путем. Если должностное лицо осознает целенаправленность действий лица, регистрирующего незаконную сделку, и осуществляет регистрацию из корыстной или иной личной заинтересованности, содеянное им кроме ст. 170 квалифицируется по ст. ст. 33 и 174 УК как пособничество в легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем.
Как пособничество в неправомерных действиях при банкротстве (ст. ст. 33 и 195 УК) должно квалифицироваться и внесение искажений в Государственный земельный кадастр, заключающихся в изменении размеров земельного участка, которым владела организация - должник, или в указании других его собственников или арендаторов.
При умышленном занижении должностным лицом размеров обязательных платежей за землю, взимаемых с государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, если при этом должностное лицо действует из корыстной или иной личной заинтересованности и преследует цель уклонения от уплаты земельного налога в размере свыше одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, - налицо идеальная совокупность преступлений, предусмотренных ст. ст. 170 и 199 УК. Применению подлежат обе нормы.
Корыстная заинтересованность должностного лица в регистрации заведомо незаконных сделок с землей может выражаться в стремлении получить за это незаконное вознаграждение. Получение взятки не охватывается составом, предусмотренным ст. 170, и квалифицируется по ст. 290 УК.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 24.05.1996)
Законность, N 5, 1998

Уголовная ответственность за невыполнение должником заемных обязательств  »
Комментарии к законам »
Читайте также