ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Определение нарушения таможенных правил закреплено в ст. 230 Таможенного кодекса РФ (ТК). В ней содержится закрытый перечень объектов нарушений таможенных правил, которыми являются:
- порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ (включая применение таможенных режимов);
- порядок таможенного контроля;
- порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ;
- порядок обложения таможенными платежами и их уплаты;
- порядок предоставления таможенных льгот и пользования ими.
К сожалению, и в актах Государственного таможенного комитета РФ (ГТК России) методического характера, и в научной литературе часто приходится сталкиваться с выделением иных объектов нарушений таможенных правил. Приведем лишь один пример. В письме ГТК России от 24 ноября 1995 года N 01-13/16645 "О применении статьи 273 Таможенного кодекса Российской Федерации за нарушения валютного законодательства, являющиеся одновременно нарушениями таможенных правил" объект нарушения таможенных правил, ответственность за которые предусмотрена указанной статьей, определен как "экономические интересы Российской Федерации, выражающиеся в необходимости пополнения валютного резерва государства и предотвращения "бегства" капитала за рубеж".
Объективная сторона нарушения таможенных правил определяется в каждом случае диспозицией конкретной статьи. Она может выражаться как в действии, так и в бездействии. Так, нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ст. 282 ТК, может быть совершено только посредством действия - заявления в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, сведений, дающих основание для освобождения от уплаты таможенных платежей или занижения их размера. Напротив, нарушение таможенных правил, выражающееся в непредставлении в месте доставки товаров и транспортных средств и невручении документов на них, ответственность за которое предусмотрена ст. 253 ТК, совершается посредством бездействия.
Субъектами нарушений таможенных правил могут быть российские и иностранные физические и юридические лица. Физические лица несут ответственность согласно таможенному законодательству РФ, если к моменту совершения нарушения таможенных правил они достигли 16-летнего возраста и в момент его совершения находились во вменяемом состоянии.
Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обладают особым статусом. Относясь к категории физических лиц, они несут ответственность на основе тех же принципов, что и юридические лица. Так, если физические лица привлекаются к ответственности за нарушения таможенных правил лишь при наличии в их действиях вины в форме умысла или неосторожности (субъективная сторона нарушения таможенных правил), то юридические лица, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, несут ответственность за сам факт совершения правонарушения. В силу ст. 231 ТК такие лица не несут ответственности только в случае, когда правонарушение произошло вследствие действия непреодолимой силы, то есть чрезвычайного и непредотвратимого при данных условиях обстоятельства (ст. 202, 401 Гражданского кодекса РФ).
Помимо этого, в ст. 320 ТК закреплено, что при производстве по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрении подлежат доказыванию вина физических лиц и факт совершения нарушения таможенных правил юридическими лицами и лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
В таможенном законодательстве РФ кроме понятия объекта существует также понятие непосредственного объекта нарушения таможенных правил. Непосредственным объектами являются товары и транспортные средства, в отношении которых не были соблюдены правила, установленные таможенным законодательством РФ. Определение товаров и транспортных средств дано в ст. 18 ТК. В соответствии с указанной статьей под товарами следует понимать любое имущество, перемещаемое (перемещенное) через таможенную границу РФ, а под транспортным средством - имущество, используемое (использованное) исключительно в целях перемещения таких товаров. Так, непосредственными объектами нарушения таможенных правил, выразившегося в недекларировании части партии автомобилей, перемещаемых через таможенную границу РФ в качестве объекта договора купли - продажи (ч. 1 ст. 279 ТК), будут считаться те автомобили, таможенное оформление которых не было произведено.
Особо остановимся на вопросах ответственности.
Общее правило, закрепленное в ст. 5 ТК, гласит, что в таможенном деле применяются акты законодательства, действующие на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенным органом. Одним из исключений из этого правила является законодательство об ответственности за нарушения таможенных правил. Статья 234 ТК содержит положение, в соответствии с которым лицо, совершившее нарушение таможенных правил, несет
ответственность на основании законодательства, действующего во время совершения правонарушения, а производство по делу о нарушении таможенных правил и его рассмотрение ведется на основании законодательства, действующего во время производства и рассмотрения.
Статья 242 ТК устанавливает следующие виды взысканий за нарушения таможенных правил:
- предупреждение;
- штраф;
- отзыв лицензии или квалификационного аттестата, выданного таможенным органом на осуществление определенных видов деятельности, предусмотренных Таможенным кодексом РФ;
- конфискация товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу РФ предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, с сокрытием от таможенного контроля;
- взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, товаров и транспортных средств со специально изготовленными тайниками, использованными для перемещения через таможенную границу РФ предметов, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, с сокрытием от таможенного контроля;
- конфискация транспортных средств, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил.
Взыскания в виде предупреждения, штрафа и отзыва лицензии или квалификационного аттестата могут быть наложены только в течение определенного срока. Срок наложения этих взысканий на физических лиц составляет два месяца, а на юридических лиц и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, - шесть месяцев со дня обнаружения правонарушения. Наложение остальных взысканий сроком не ограничено.
В связи с этим важное значение имеет правильное определение момента обнаружения нарушения таможенных правил. Под ним следует понимать день, когда должностному лицу таможенного органа стали известны данные, указывающие на признаки нарушения таможенных правил. На практике должностные лица таможенных органов момент обнаружения нарушения таможенных правил часто определяют как день, когда должностное лицо таможенного органа должно было узнать о правонарушении, или день составления протокола о нарушении таможенных правил, который не всегда совпадает с моментом обнаружения правонарушения. Неверное определение указанного момента в ряде случаев влечет наложение взыскания с нарушением установленных сроков и, как следствие этого, отмену постановления о наложении взыскания и прекращение дела на основании п. 9 ст. 291 Таможенного кодекса РФ.
В силу грамматического построения санкции взыскание может быть основным или дополнительным. Дополнительное взыскание может носить обязательный и необязательный характер.
Приведем несколько примеров.
Совершение нарушения таможенных правил, предусмотренного ч. 1 ст. 254 ТК, влечет наложение штрафа в размере от 50 до 100 процентов стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с их конфискацией или без таковой, либо с взысканием стоимости этих товаров и транспортных средств или без таковой, либо с отзывом лицензии или квалификационного аттестата или без их отзыва. Санкция приведенной статьи содержит одно основное взыскание (штраф) и три дополнительных взыскания необязательного характера (конфискация, взыскание стоимости, отзыв лицензии или квалификационного аттестата).
Статья 274 ТК предусматривает наложение штрафа в размере от 100 до 300 процентов стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с их конфискацией либо с взысканием стоимости таких товаров и транспортных средств. В данном случае дополнительное взыскание носит обязательный характер. Санкциями отдельных статей предусмотрено несколько вариантов наложения взысканий, каждый из которых может содержать как основное, так и дополнительное взыскание (ст. 276 ТК).
В соответствии со сложившейся практикой применения ст. 247 ТК дополнительное взыскание может быть наложено и в том случае, когда к моменту рассмотрения дела срок наложения основного взыскания истек (письмо Верховного Суда РФ от 15 июля 1996 года N 70-Код96 "О вопросах применения таможенного законодательства").
Взыскания за нарушения таможенных правил налагаются с учетом обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность (ст. 236, 237 ТК).
К обстоятельствам, смягчающим ответственность, относятся активное способствование лица разрешению дела, добровольное устранение вредных последствий, совершение нарушения таможенных правил несовершеннолетним. Самое неоднозначное из смягчающих обстоятельств звучит следующим образом: "совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств". Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, не является закрытым и должностное лицо таможенного органа, рассматривающее дело о нарушении таможенных правил, может признать смягчающими ответственность обстоятельства, не предусмотренные таможенным законодательством РФ.
Напротив, перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, носит исчерпывающий характер. К таким обстоятельствам относятся повторное в течение года совершение нарушения таможенных правил, совершение нарушения таможенных правил группой лиц и др.
Положение ст. 239 ТК предоставляют должностному лицу таможенного органа, рассматривающему дело о нарушении таможенных правил, право допускать смягчение взыскания путем наложения взыскания ниже низшего предела (то есть предела, предусмотренного санкцией статьи). Основаниями для такого смягчения служат обстоятельства дела, существенно снижающие степень общественной опасности деяния, а также личность лица, признанного виновным в совершении правонарушения (письмо ГТК России от 8 февраля 1996 года N 01-15/2211 "О применении ст. 239 Таможенного кодекса Российской Федерации").
При наложении взыскания ниже низшего предела следует исходить из того, что смягчение ответственности возможно только в пределах вида взыскания, предусмотренного санкцией применяемой статьи, и замена одного вида взыскания на другой неправомерна.
Указанное полномочие применимо только к тем видам взысканий, которые имеют низший предел. Так, руководствуясь ст. 239 Таможенного кодекса, нельзя наложить взыскание в виде конфискации в размере 20 процентов конфискации товаров, являющихся непосредственными объектами правонарушения.
Типичными примерами неправильного применения ст. 239 ТК можно считать случаи, когда в качестве оснований применения указанной статьи приводятся обстоятельства, смягчающие ответственность, а не обстоятельства, существенно снижающие степень общественной опасности деяния.
Статья 240 Таможенного кодекса РФ предусматривает возможность полного освобождения правонарушителя от ответственности при малозначительности совершенного правонарушения и вынесения такому лицу устного замечания.
Правоприменительная практика исходит из того, что правонарушение является малозначительным в случае, если оно представляет собой технологические упущения, за совершение которых предусмотрено взыскание в виде предупреждения либо штрафа, исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, а также если стоимость непосредственных объектов правонарушения позволяет реально отнести ситуацию к малозначительной (письмо ГТК России от 21 сентября 1996 года N 03-43/13487 "О направлении методического пособия").
Устное замечание не является видом административного взыскания. Следовательно, ограничиваясь устным замечанием, должностное лицо таможенного органа не заменяет один вид взыскания на другой, как полагают некоторые должностные лица правоохранительных органов, а полностью освобождает правонарушителя от ответственности.
Остановимся на таких видах взысканий, как штраф и взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения.
Таможенное законодательство РФ предусматривает три способа исчисления штрафа: исходя из минимального размера оплаты труда (ст. 251, 288 ТК), исходя из стоимости товаров и транспортных средств (ст. 273, 280 ТК), а также исходя из суммы неуплаченных таможенных платежей (ст. 281, 284 ТК).
При этом под минимальным размером оплаты труда понимается размер, установленный на день совершения нарушения таможенных правил, а если такой день невозможно установить, - на день его обнаружения. Под стоимостью товаров и транспортных средств подразумевается их свободная (рыночная) цена на день обнаружения правонарушения. Под суммой неуплаченных таможенных платежей понимается сумма платежей, подлежащая уплате на день совершения правонарушения, а если такой день невозможно установить, - на день его обнаружения (письмо ГТК России от 25 марта 1994 года N 05-14/873 "О штрафе").
Взыскание стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, состоит в принудительном изъятии денежной суммы, составляющей свободную (рыночную) цену таких товаров и транспортных средств на день обнаружения правонарушения.
Из сказанного видно, что основой для исчисления штрафа, установленного применительно к стоимости товаров и транспортных средств, и для определения размера взыскания стоимости товаров и транспортных средств служит их свободная (рыночная) цена. Существует несколько правил ее определения, которые игнорируются таможенными органами. Эти правила можно сформулировать следующим образом.
1. Необходимо определять именно свободную (рыночную) цену. Под ней следует понимать денежную сумму, за которую подобный товар может быть продан в розничной торговле в условиях свободной конкуренции в регионе деятельности таможенного органа, в производстве которого находится

Комментарии к законам »
Читайте также