Статья 9. Заведомо ложная реклама. Заведомо ложной является реклама, с помощью которой рекламодатель (рекламопроизводитель, рекламораспространитель) умышленно вводит в заблуждение потребителя рекламы.

Заведомо ложная реклама не допускается.
Комментарий к статье 9
По мнению Н.Е. Фонаревой, заведомо ложная реклама является особо тяжким видом недостоверной рекламы, так как предполагает умышленное введение в заблуждение потребителей <*>.
--------------------------------
<*> Н.Е. Фонарева. Указ. соч., с. 2.
Заведомо ложной в такой рекламе может быть содержащаяся в ней информация как в целом, так и в определенной части. Мотивы и цели введения в заблуждение потребителя рекламы могут быть различными и для признания рекламы заведомо ложной значения не имеют.
Сделка, совершенная под влиянием заведомо ложной рекламы, в соответствии с пунктом 1 статьи 31 Закона "О рекламе" и статьей 179 ГК РФ может быть признана недействительной как совершенная под влиянием обмана. Потерпевшему в этом случае возвращается виновным все полученное им по сделке и возмещаются причиненные убытки.
Для признания рекламы заведомо ложной не имеет значения наличие потерпевших от такой рекламы. Достаточно потенциальной возможности ввода в заблуждение потребителей рекламы. Примером заведомо ложной рекламы может служить реклама открытого акционерного общества "Первый российско - американский фонд взаимных вложений "Большой", в рекламе которого указывалось, что фонд берет обязательства по выкупу акций у первоначальных владельцев через своих агентов. Между тем фонд, имея лицензию закрытого инвестиционного фонда, в соответствии с Положением об инвестиционных фондах и уставом осуществлял эмиссию ценных бумаг без обязательства их выкупа <*>.
--------------------------------
<*> См.: "Российская газета", 1996, 18 мая.
Заведомо ложной была и реклама фирмы "Горбрус" о первом коммерческом кладбище в Подмосковье. Главное место в рекламе занимала фотография входа на кладбище, на которой изображены отличной работы чугунная ограда, каменные ворота, а за ними ухоженные клумбы, подстриженные кусты и тенистые аллеи. В информации, помещенной рядом с фотографией, сообщалось о том, что площадь предоставляемых участков не ограничена. Эта информация была ложной, так как на коммерческом кладбище действовали те же нормативы, что и на других кладбищах. Фотография, указанная выше, тоже не соответствовала действительности, так как на кладбище не было ни единого дерева. Рядом с входом вместо клумб находились три вагончика, в которых располагалась администрация кладбища <*>.
-------------------------------
<*> См.: "Известия", 1995, 27 сентября.
Примеры заведомо ложной рекламы мебели, бытовой техники и автомобилей были приведены в газете "Известия" 24 апреля 1996 г., а также в газете "Аргументы и факты", N 19 за 1997 г., о рекламе кулинарного жира "Рама", который приравнивается в телевизионной рекламе к сливочному маслу "Вологодское" и поедается детьми кусками. Особо вредна заведомо ложная реклама лекарств, о которой писала газета "Известия" 5 февраля 1997 г.
Недавно получила распространение реклама экспресс - тестов для диагностики инфицирования вирусом иммунодефицита человека. Согласно рекламе анализ можно делать как с помощью медработника, так и самостоятельно. Думается, что такую рекламу следует считать заведомо ложной, так как анализ крови на ВИЧ должен проводиться только в медицинском учреждении, имеющем специальную лицензию (см. комментарий президента Российского фонда "Имена" (неправительственная организация антиСПИД), опубликованный в "Российской газете" 8 мая 1997 г.).
За рубежом за заведомо ложную рекламу предусмотрены более суровые санкции, чем в нашем законодательстве. Не будем брать примеры из практики США, но даже по законодательству соседней Литвы за ненадлежащую рекламу предусмотрен штраф в размере до 10% суммы общих годовых поступлений фирмы.

К тексту закона »
Читайте также