Новое в законодательстве о приватизации

В.В. ЧУБАРОВ
Чубаров Вадим Витальевич
Кандидат юридических наук. Специалист по гражданскому праву (право собственности, приватизация, сделки с недвижимостью).
Родился 12 октября 1959 г. в г. Нижний Тагил Свердловской обл. В 1980 г. окончил Свердловский юридический институт. Там же работал с 1985 г. по 1988 гг.; с 1989 г. - в Институте законодательства и сравнительного правоведения, ведущий научный сотрудник.
Публикации: "Предпринимательское право" (глава); "Комментарий к законодательству о приватизации" (автор, отв. редактор); "Комментарий к части первой Гражданского кодекса" (главы о собственности); "Комментарий к части второй Гражданского кодекса" (главы о доверительном управлении и простом товариществе); статьи и др.
2 августа 1997 года был опубликован и одновременно вступил в силу новый Закон Российской Федерации "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации". К числу основных нововведений Закона, которые могут оказать либо уже оказывают существенное влияние на законодательство о приватизации, а также практику его применения, можно отнести следующие:
1. Согласно статье 1 обязательным признаком приватизации предприятий, их структурных подразделений, материальных активов действующих и ликвидированных предприятий, а также иных объектов, подпадающих под действие Закона, признается ее возмездность. Это свидетельствует об окончательном завершении государственной политики бесплатной, в том числе чековой, приватизации, проводимой ранее в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1992 года N 914 "О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации".
Данное общее положение Закона коснется и работников приватизируемого предприятия, порядок продажи акций которых будет установлен федеральным законом (ст. 25). Напомним, что в соответствии с Законом РСФСР от 3 июля 1991 года "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", а также соответствующими Государственными программами приватизации часть акций приватизируемого предприятия передавалась им в собственность безвозмездно.
2. Закон о приватизации более не содержит запрета на участие в ней хозяйственных обществ (товариществ), в уставном капитале которых доля общественных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов превышает 25%. Последние вправе участвовать в приватизации на общих основаниях.
Вместе с тем Законом исключены из разряда регулируемых отношения по передаче государственного или муниципального имущества в собственность некоммерческих организаций. Это означает, что сами общественные и религиозные организации (объединения), фонды, учреждения и иные некоммерческие организации приобретать имущество в порядке, предусмотренном Законом, не вправе. Данное положение в целом отражает практику применения прежнего закона о приватизации, которая нашла закрепление в пункте 3 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 13.
3. Из сферы действия Закона исключены также отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, что представляется чрезвычайно важным. Это открывает возможность, в частности, для действия в полной мере статей 294 - 298 Гражданского кодекса Российской Федерации. Уже не должен возникать вопрос, вправе или нет унитарное предприятие распоряжаться с согласия собственника закрепленным за ним недвижимым имуществом путем его продажи, передачи в залог, внесения в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, а также иным способом. В соответствии со статьей 295 Гражданского кодекса Российской Федерации оно это делать вправе.
4. Законом (ст. 3) введено правило, согласно которому отчуждение земельных участков, составляющих единый имущественный комплекс с объектами приватизации (зданиями, сооружениями и т.п.), регулируется другими федеральными законами, а не Законом и иным законодательством о приватизации.
5. В Законе (ст. 16) наряду со способами приватизации государственного и муниципального имущества, которые были известны и ранее (продажа государственного и муниципального имущества на аукционе, в том числе продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ на специализированном аукционе; продажа государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и/или социальными условиями; выкуп арендованного государственного или муниципального имущества), предусмотрены новые: преобразование государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества, 100 процентов акций которых находятся в государственной или муниципальной собственности; внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ; продажа акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ их работникам (об этом способе уже говорилось выше); отчуждение находящихся в государственной или муниципальной собственности акций созданных в процессе приватизации открытых акционерных обществ владельцам государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения таких акций. При этом вопросы, связанные с их применением на практике, возникают в отношении обоих видов.
Например, согласно статьям 16 и 23 Закона внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ должно осуществляться по решению соответственно Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Государственной программой приватизации и программами приватизации субъектов Российской Федерации. Но в большинстве случаев внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в хозяйственное общество (товарищество) осуществляется государственными и муниципальными унитарными предприятиями. На отношения же с их участием Закон, как отмечалось выше, не распространяется (ст. 3).
Возникает вопрос, о каком государственном или муниципальном имуществе идет речь в статьях 16 и 23 Закона. По-видимому, здесь имеется в виду часть государственной (п. 4 ст. 214 ГК РФ) или муниципальной (п. 3 ст. 215 ГК РФ) казны, не закрепленной за конкретными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
6. Не меньшее количество вопросов уже сейчас возникает в связи с предлагаемым статьей 21 Закона порядком продажи государственного или муниципального имущества на коммерческом конкурсе с инвестиционными и/или социальными условиями.
Согласно пункту 2 этой статьи право собственности на государственное или муниципальное имущество, которое приватизируется на коммерческом конкурсе, переходит к победителю только после выполнения им инвестиционных и/или социальных условий в отношении объекта приватизации. При этом победитель до перехода к нему права собственности на объект не вправе его отчуждать или распоряжаться иным образом.
Появление в Законе дополнительных требований к условиям договоров, заключаемых по результатам конкурса с инвестиционными и социальными условиями, вполне оправданно. На практике широко известны случаи, когда покупатель, выигравший конкурс и получивший государственное или муниципальное имущество в собственность, в дальнейшем от выполнения инвестиционных условий отказывается либо настаивает на том, что сама плата за имущество и есть его инвестиции в приватизируемый объект. Не случайно в Постановлении Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" нашел закрепление пункт 59, дающий право продавцу, чьи права при приватизации были нарушены, потребовать при расторжении договора купли - продажи возврата того, что было исполнено по договору до его расторжения (п. 4 ст. 453 ГК РФ, ст. 30 прежнего Закона о приватизации).
Однако в связи с тем, что с учетом нового Закона по результатам конкурса между победителем и продавцом должен быть заключен специальный договор о порядке выполнения победителем инвестиционных и/или социальных условий конкурса, а если речь идет о продаже акций, то, помимо названного, и договор между победителем и самим акционерным обществом об использовании инвестиционных средств (п. 6 ст. 21), возникает вопрос, что является предметом договора, заключаемого по результатам конкурса. Иными словами, является ли им само государственное или муниципальное имущество, передаваемое победителю по договору купли - продажи, либо это только право осуществить инвестиции в такое имущество.
Представляется, что с учетом изложенного предметом договора, заключаемого по результатам конкурса, служит лишь право на инвестиции в объект. И лишь после исполнения сторонами этого договора они вправе заключить договор купли - продажи государственного или муниципального имущества, предусмотренный статьей 28 Закона.
Именно на это, как представляется, должны ориентировать инвесторов (в том числе и иностранных) продавцы государственного или муниципального имущества в лице соответствующих фондов имущества. Сказанное позволит избежать недоразумений и споров, которые могут возникнуть у них в связи с преждевременным заключением договора купли - продажи, который согласно определению, содержащемуся в пункте 1 статьи 454 Гражданского кодекса Российской Федерации, предполагает передачу товара (вещи) в собственность покупателя.
7. Как и ранее действовавший Закон, Закон о приватизации предполагает принятие Государственной программы приватизации государственного имущества, утверждаемой специальным федеральным законом. Возможно, ее принятие, ожидаемое в феврале - марте 1998 года, разъяснит эти, а также иные спорные моменты, связанные с применением Закона на практике.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ЗАКОН РФ от 03.07.1991 N 1531-1
"О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)"
от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 22.12.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.1997 N 123-ФЗ
"О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА И ОБ ОСНОВАХ
ПРИВАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 24.06.1997)
УКАЗ Президента РФ от 14.08.1992 N 914
"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ СИСТЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИОННЫХ ЧЕКОВ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8
от 01.07.1996
"О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЧАСТИ ПЕРВОЙ
ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО Президиума ВАС РФ от 28.04.1997 N 13
"ОБЗОР ПРАКТИКИ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ, СВЯЗАННЫХ С ЗАЩИТОЙ ПРАВА
СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИХ ВЕЩНЫХ ПРАВ"
Право и экономика, N 1, 1998

Теория и практика применения трудового законодательства  »
Комментарии к законам »
Читайте также