Законодательные проблемы амнистии и помилования

И.Л. МАРОГУЛОВА
Марогулова Ирина Львовна - старший научный сотрудник ИЗиСП, кандидат юридических наук.
В системе существующих в российском законодательстве различных видов освобождения от ответственности и наказания, смягчения положения лиц, совершивших преступления, значатся амнистия и помилование. Сущность их заключается в смягчении наказания, полном или частичном освобождении от ответственности и наказания определенных категорий лиц, совершивших правонарушения.
Амнистия и помилование применялись и в Киевской Руси, и в царской России, и в советский и постсоветский периоды и исторически оправдали свое назначение. Амнистия и помилование относятся к видам государственного прощения. Российскому законодательству в большей степени знакомо понятие помилования и в меньшей - амнистии, которое появилось значительно позже. Помилование как форма "монаршьей милости" использовалось всеми самодержцами на протяжении всей истории Российского государства. В дореволюционном российском законодательстве вообще не существовало понятия "амнистия", в нем употреблялись термины "помилование" и "прощение". Помилование и прощение применялись не только в случаях освобождения от ответственности и наказания индивидуально - определенных лиц, но и в отношении многих, персонально не установленных лиц, совершивших преступления.
Первым актом, в котором употреблен термин "амнистия", явился Указ об амнистии от 7 марта 1917 года, изданный Временным правительством.
После Октябрьской революции термин "амнистия" вместо "помилование" стал постоянно использоваться в официальных документах. Так, Конституция РСФСР 1918 г. в п. "е" ст. 49 провозгласила, что ведению Всероссийского съезда Советов и Всероссийского Центрального исполнительного комитета Советов подлежит право амнистии - общей и частичной. И хотя эти понятия Конституцией РСФСР не определялись, в теории и на практике под общей амнистией понималось освобождение от уголовной ответственности и наказания неопределенного количества лиц или его смягчение. Под частичной амнистией подразумевалось помилование, то есть освобождение от уголовной ответственности и наказания (смягчение наказания) в отношении индивидуально - определенных лиц.
Взгляд на помилование как вид амнистии существовал довольно долго. В 80-х годах давалось такое определение: "Амнистия может быть общей... или частичной, то есть относящейся к отдельным лицам (помилование)" <*>.
--------------------------------
<*> Юридический энциклопедический словарь. М., 1984. С. 7.
Амнистия и помилование - это разные понятия, хотя они и имеют общие черты. Однако, по мнению большинства исследователей, основным отличием амнистии от помилования является нормативный характер первой <*>. С этим мнением нельзя согласиться, о чем неоднократно утверждалось и ранее <**>. Очевидна необходимость принятия специального закона об амнистии и помиловании, что может послужить дополнительным аргументом в пользу утверждения о ненормативности положений амнистии. Именно этот закон наряду с конституционными положениями, нормами УК и УПК должен содержать нормативные предписания о порядке, процедуре, форме издания и применения амнистии и помилования. Сама амнистия выступает в виде государственного организационного мероприятия, направленного на претворение в жизнь уголовно - правовой политики на основании нормативных положений.
--------------------------------
<*> См.: Квашис В.Е. Гуманизм советского уголовного права. М., 1969. С. 53.
<**> Подробнее см.: Марогулова И.Л. Правовая природа амнистии и помилования. // Советское государство и право. 1991, N 5. С. 64 - 66; Ее же. Амнистия и помилование. // Проблемы совершенствования советского законодательства. Труды ВНИИСЗ, N 28. М., 1984. С. 181 - 185.
Основным существенным отличием амнистии от помилования является то, что первая распространяется на неограниченное количество индивидуально не определенных лиц. Акты ее не указывают конкретных лиц, а распространяются на всех, подпадающих под перечисляемые признаки.
При решении вопроса о применении амнистии не требуется жесткого индивидуального подхода к личности виновного и оценка совершенного им преступления. Помилование носит личный, а амнистия - объективный характер: первое основывается на индивидуальных особенностях данного случая, вторая - на общественном значении инкриминированных деяний <*>.
--------------------------------
<*> См.: Таганцев Н.С. Русское уголовное право: Лекции. Часть общая. Т. 2. М., 1994. С. 363.
Амнистия и помилование отличаются друг от друга также процедурой их принятия, субъектами, имеющими право на их издание. Несмотря на широкое применение на практике амнистии и помилования, действующим российским законодательством не регламентированы порядок и основания их применения, хотя новый УК основательнее рассматривает эту проблему, чем прежний. Множество вопросов, связанных с их применением, настоятельно требуют незамедлительного законодательного решения.
Существуют различные точки зрения даже на то, к какой отрасли законодательства относятся амнистия и помилование. Так, Н.Д. Сергиевский еще в 1915 г. относил помилование к области государственного права <1>. Н.Д. Дурманов, соглашаясь с этим мнением, к государственному праву причислял и амнистию <2>. Отмечая многоотраслевой характер помилования и амнистии, Т.А. Синцова в итоге также относит их к государственному праву <3>. Ф. Лист полагал, что помилование является институтом материального уголовного права <4>. Аналогичной точки зрения придерживается К.М. Тищенко <5>, а О.С. Зельдова утверждает, что и амнистия является уголовно - правовым институтом <6>. В.Е. Квашис считает амнистию и помилование институтами уголовно - процессуального права <7>.
--------------------------------
<1> См.: Сергиевский Н.Д. Русское уголовное право. Часть общая. Пг., 1915. С. 386.
<2> См.: Дурманов Н.Д. Советский уголовный закон. М., 1967. С. 36.
<3> См.: Синцова Т.А. Амнистия и помилование в советском государственном праве. // Правоведение. 1969, N 6. С. 118.
<4> См.: Лист Ф. Учебник уголовного права. Общая часть. М., 1903. С. 323.
<5> См.: Тищенко К.М. Эффективность института помилования в уголовном праве: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1992. С. 12.
<6> См.: Зельдова О.С. Роль амнистии в осуществлении советской уголовно - правовой политики. Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1987. С. 15.
<7> См.: Квашис В.Е. Указ. соч. С. 64 - 65.
Исследуя правовую природу амнистии, С.И. Комарицкий отмечает, что она не входит в какую-либо одну отрасль права, так как нормы об амнистии содержатся и в государственном, и в уголовном, и в уголовно - процессуальном, и в исправительно - трудовом законодательстве, что амнистия является межотраслевым институтом, сложившимся на основе конституционного права <*>.
--------------------------------
<*> См.: Комарицкий С.И. Амнистия в советском праве и ее эффективность: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1980. С. 12.
Соглашаясь с последней точкой зрения, отметим, что право помилования и амнистии закреплено в Конституции Российской Федерации, которая определяет субъекты, осуществляющие право амнистии и помилования, форму принятия этих актов и пределы их действия. Это свидетельствует о государственно - правовом характере амнистии и помилования, о том, что они регулируются нормами государственного права.
Одновременно амнистия и помилование как основания освобождения от уголовной ответственности и наказания (или его смягчения) предусмотрены нормами УК и регулируют отношения в уголовно - правовой области. Применяются они в виде освобождения от уголовной ответственности и наказания или его смягчения на основании уголовно - процессуальных норм. Амнистия и помилование возможны также в стадии исполнения приговора. Эти отношения регулируются уголовно - исполнительным законодательством. История развития института амнистии свидетельствует о его применении не только в уголовном, но и в других отраслях законодательства <*>.
--------------------------------
<*> См.: Декрет ВЦИК от 2 июня 1924 года "Об утверждении амнистии по Якутской автономной социалистической советской республике". // СУ РСФСР. 1924, N 52. Ст. 505 и др.
В новом УК РФ проблемам амнистии и помилования посвящены отдельные статьи, чем подчеркнуто их самостоятельное, независимое друг от друга значение. В ст. 84 УК РФ говорится, что актом амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. По амнистии лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. Предлагаемая норма не разъясняет порядка ее применения, не раскрывает правовой природы амнистии, механизма ее действия.
Аналогичными недостатками грешит и ст. 85 УК РФ, предусматривающая освобождение от наказания или его смягчение актом помилования. В ней говорится, что лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. Фактически в ст. 84 и 85 УК даются понятия амнистии и помилования, хотя и не определяются процедуры их применения.
В соответствии с п. "о" ст. 71 федеральной Конституции амнистия и помилование находятся в ведении Российской Федерации. Согласно п. "е" ст. 103 Конституции объявление амнистии относится к ведению Государственной Думы, которая принимает решение по этому вопросу в форме постановления. Представляется, что Конституцией несколько принижена значимость амнистии, так как решение вопросов, связанных с ее объявлением и применением, входит в обязанность только одной палаты - Государственной Думы, а не двух. При нынешней социально - политической обстановке, в условиях нестабильности, непрекращающихся споров о путях государственного устройства амнистия является серьезным средством воздействия на развитие общества. Поэтому решение вопроса об амнистии следовало бы отнести к компетенции Федерального Собрания, с его предварительным раздельным обсуждением в двух палатах - Совете Федерации и Государственной Думе. Согласно п. "о" ст. 71 Конституции вопросы амнистии в Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации. Это означает, что на уровне субъектов Федерации решения об амнистии приниматься не могут <*>.
--------------------------------
<*> Подробнее см.: Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1994. С. 316.
Право помилования в соответствии с п. "в" ст. 89 Конституции России предоставлено Президенту Российской Федерации. Президент осуществляет помилование в отношении лиц, осужденных на основании приговоров, вынесенных судами, находящимися на территории республик и других субъектов Российской Федерации <*>. Отнесение Конституцией вопросов амнистии и помилования исключительно к ведению Федерации незаслуженно лишает субъекты Федерации права самостоятельно принимать решения об объявлении амнистии и ограничивает полномочия их глав или высших государственных органов по осуществлению помилования.
--------------------------------
<*> См.: Там же. С. 280.
Представляется, что право на издание актов об амнистии и осуществление помилования могло быть предоставлено и субъектам Федерации, входящим в состав Российской Федерации. Тем более, что некоторые субъекты Российской Федерации предусматривают право осуществления помилования. Так, согласно п. 13 ст. 91 Конституции Республики Дагестан Государственный Совет Республики осуществляет помилование лиц, осужденных судами Республики Дагестан <*>. Думается, что право издания актов об амнистии и осуществления помилования субъектами Федерации следует закрепить в Конституции России. Для более объективного разрешения вопроса о помиловании целесообразно было бы также принять норму, в соответствии с которой отказ в помиловании, вынесенный президентом республики, входящей в состав Российской Федерации, мог бы быть пересмотрен Президентом Российской Федерации.
--------------------------------
<*> См.: Конституции республик в составе Российской Федерации. Вып. 1. М., 1995. С. 51 - 52.
До настоящего времени законодательством не определен круг субъектов, подлежащих амнистии и помилованию. Действующий уголовно - правовой закон исходит из того, что амнистии подлежит лицо, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, или имеется материал, свидетельствующий о совершенном им преступлении. Помилование по действующему УК РФ возможно только в отношении осужденных.
Субъектом преступления в соответствии со ст. 20 - 21 УК РФ может быть вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности. Поскольку амнистия и помилование распространяются на лиц, совершивших преступления, то и субъектом амнистии и помилования должно быть это же лицо.
На лиц, не достигших возраста уголовной ответственности и невменяемых, не являющихся субъектами преступления, амнистия и помилование не должны распространяться. К первым следует применять принудительные меры воспитательного характера, ко вторым - принудительные меры медицинского характера.
Аналогичным образом следует разрешить вопрос о круге субъектов амнистии и помилования в административном, гражданском и трудовом законодательстве. В административном праве субъектом амнистии и помилования может быть только вменяемое лицо, достигшее возраста административной ответственности и привлеченное к этой ответственности.
Субъектом амнистии и помилования в трудовом праве может быть вменяемое лицо, достигшее возраста ответственности по трудовому законодательству, допустившее дисциплинарный проступок и привлеченное к дисциплинарной ответственности. Однако, по нашему мнению, амнистию и помилование нецелесообразно применять в трудовом законодательстве. Наложение дисциплинарного взыскания происходит в рамках трудового правоотношения, сторонами которого являются должностное лицо и лицо, подчиненное ему по службе. Поскольку такое взыскание налагается не органами государства в порядке осуществления государственно - властных полномочий, то и право освобождения от этих мер входит в компетенцию конкретных должностных лиц, его наложивших. Применение амнистии за дисциплинарные проступки нецелесообразно и потому, что администрация вправе досрочно снимать взыскания с лиц, совершивших дисциплинарные проступки. Это право администрации имеет некоторое сходство с актом помилования (индивидуальный подход к личности виновного с учетом его исправления и других обстоятельств).
Субъектом амнистии и помилования в гражданском праве может быть дееспособное лицо, нарушившее нормы гражданского

Соотношение органов исполнительной власти субъектов российской федерации и органов местного самоуправления  »
Комментарии к законам »
Читайте также