Статья 12. Сведения о доходах государственного служащего и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности. 1. Гражданин при поступлении на государственную службу, а также государственный служащий в соответствии с федеральным законом ежегодно обязаны представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных ими доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности, являющихся объектами налогообложения.

2. Поступающие в органы государственной налоговой службы сведения, указанные в настоящей статье, составляют служебную тайну.
Комментарий к статье 12
1. В соответствии с п. 1 ст. 12 гражданин при поступлении на государственную службу, а также в период ее прохождения обязан ежегодно представлять в органы государственной налоговой службы декларацию о своих доходах и принадлежащем ему имуществе. Указом Президента РФ от 15 мая 1997 г. N 484 "О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе" <*> (п. 1). Эта обязанность распространена и на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (в том числе Президента Российской Федерации, членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членов Правительства Российской Федерации) и государственные должности субъектов РФ, а также лиц, замещающих должности в органах местного самоуправления.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1997. N 20. Ст. 2239.
Проверка достоверности сведений о доходах и имуществе возлагается на кадровую службу соответствующего государственного органа. Так, если назначение (освобождение) на государственную должность Российской Федерации (кроме судей федеральных судов), федеральной государственной службы в федеральных органах исполнительной власти осуществляет Президент РФ, организация проверки таких сведений и соблюдения установленных законодательством Российской Федерации ограничений производится в порядке, установленном Президентом РФ. В случае назначения гражданина на государственную должность в Администрации Президента РФ такую проверку организует кадровая служба Администрации Президента РФ. Если назначение (освобождение) осуществляет Правительство РФ, организация проверки возлагается на кадровую службу Аппарата Правительства РФ.
В случае обнаружения недостоверности или неполноты представленных в соответствии с Указом Президента РФ от 15 мая 1997 г. N 484 сведений кадровая служба организует их проверку и сообщает о ней проверяемому, а также должностному лицу или органу, имеющему право назначать на соответствующую должность.
Проверка осуществляется в 2-недельный срок. По решению должностного лица или органа, уполномоченного назначать на соответствующую должность, срок проверки может быть продлен на месяц. Повторная проверка по тем же основаниям может быть назначена не ранее чем через шесть месяцев после окончания предыдущей.
Государственный служащий федеральной государственной службы может быть отстранен от исполнения своих обязанностей на период проведения проверки в следующих случаях:
непредставления в установленные сроки сведений, предусмотренных упомянутым Указом;
представления недостоверных или неполных сведений.
Отстранение государственного служащего от исполнения своих обязанностей производится решением должностного лица или органа, имеющего право назначать на данную должность.
По результатам проверки кадровая служба составляет заключение о возможности поступления гражданина на государственную службу.
При установлении в ходе проверки фактов и обстоятельств, свидетельствующих об искажении или сокрытии лицом, претендующем на занятие вакантной государственной должности, сведений о полученных доходах и имуществе, руководитель государственного органа (или руководитель его аппарата) на основании заключения кадровой службы в соответствии с подп. 7 п. 3 ст. 21 (см. коммент. к ст. 21) принимает решение об отказе в приеме на службу и письменно информирует его о причинах отказа.
Сведения о полученных доходах и имуществе, являющихся объектами налогообложения, предоставляются в органы государственной налоговой службы в соответствии с Законом РФ от 7 декабря 1991 г. "О подоходном налоге с физических лиц" с последующими изменениями и дополнениями <*> и Указом Президента РФ от 15 мая 1997 г. N 484.
--------------------------------
<*> См. ВВС РФ. 1992. N 12. Ст. 591; N 34. Ст. 1976; 1993. N 4. Ст. 118; N 14. Ст. 486; СЗ РФ. 1994. N 27. Ст. 2823; N 29. Ст. 3010; N 35. Ст. 3654; 1995. N 5. Ст. 396; N 26. Ст. 2403; N 32. Ст. 3201.
Согласно ст. 2 упомянутого Закона объектом налогообложения является совокупный доход, полученный в календарном году как на территории Российской Федерации, включающей в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, а также экономическую зону и континентальный шельф, так и за пределами Российской Федерации в денежной (рублях и иностранной валюте) и натуральной форме. Датой получения дохода является дата его начисления в соответствующем календарном году.
Понятием "дохода, полученного за отчетный год" в контексте Указа Президента РФ от 15 мая 1997 г. N 484 охватываются следующие виды дохода: по основному месту работы; от педагогической деятельности; от научной деятельности; от иной творческой деятельности; от вкладов в банках и иных кредитных организациях; от ценных бумаг и долей участия в коммерческих организациях; иные доходы.
Упомянутым Указом Президента РФ от 15 мая 1997 г. утверждена также форма справки о соблюдении гражданином ограничений, связанных с замещением государственной должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы.
Справка представляет собой заявление лица о соблюдении им ограничений, установленных законодательством РФ о государственной службе, с представлением сведений об имуществе и обязательствах.
В справке сообщаются данные: 1) о денежных средствах, находящихся на счетах в банках и иных кредитных организациях; 2) о ценных бумагах - акции и иное участие в коммерческих организациях, а также иные ценные бумаги (облигации, векселя и др.); 3) обязательства - объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании; 4) прочие обязательства - срочные обязательства финансового характера на сумму, превышающую 100-кратный размер минимальной оплаты труда на отчетную дату.
Указанная справка представляется ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, в кадровую службу соответствующего государственного органа.
Декларация о доходах подается в органы государственной налоговой службы по месту постоянного жительства государственного служащего (лица, претендующего на государственную службу). Лица, постоянно работающие за рубежом, подают декларацию в Государственную налоговую службу Российской Федерации.
Одновременно с подачей декларации о доходах и имуществе, принадлежащем на праве собственности, государственным служащим, замещающим государственные должности Российской Федерации, а также федеральные государственные должности государственной службы в Администрации Президента РФ, Аппарате Правительства РФ и в федеральных органах исполнительной власти, назначение на которые и освобождение от которых осуществляют соответственно Президент РФ (кроме военнослужащих) и Правительство РФ, рекомендовано представлять сведения о доходах и имуществе супругов, детей и иных членов своей семьи в соответствии со сроками представления и формами декларации и справки, утвержденными Указом Президента РФ от 15 мая 1997 г. N 484.
Доходы в иностранной валюте для целей налогообложения пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка РФ, действовавшему на дату получения дохода. По доходам, получаемым из источников за пределами Российской Федерации, таковой считается дата получения этих доходов, а при перечислении их на валютный счет физического лица - дата зачисления на этот счет.
Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются в составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода. В случае необходимости сведения о свободных рыночных ценах рекомендуется получать в органах ценообразования, государственной статистики, торговых инспекциях и других организациях, имеющих такие сведения и расположенных на соответствующей территории.
В состав налогооблагаемого совокупного дохода включается также стоимость материальных социальных благ, предоставляемых работодателями (государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями) этим лицам, в частности: оплата коммунально - бытовых услуг, абонементов, подписки на газеты, журналы и книги, питания, проезда к месту работы и обратно и др.
Понятием "сведения об имуществе, принадлежащем на праве собственности (в том числе на праве общей собственности)" охватываются: I. Недвижимое имущество: земельные участки; жилые дома; квартиры; дачи; гаражи; иное недвижимое имущество. II. Транспортные средства: автомобили легковые; автомобили грузовые; автоприцепы; мототранспортные средства; сельскохозяйственная техника; водный транспорт; воздушный транспорт; иные транспортные средства.
Порядок ежегодного представления в органы государственной налоговой службы сведений о полученных доходах определен в главе VII Закона о подоходном налоге с физических лиц.
Декларация о доходах - это юридический документ, в котором сам плательщик под свою ответственность указывает, сколько, когда и за что он получил в календарном году. Форма декларации о доходах гражданина и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, утверждена Указом Президента РФ от 15 мая 1997 г. N 484 (п. 4). Декларация состоит из следующих разделов: 1. Сведения о доходах. 2. Сведения об имуществе. Данный раздел включает два подраздела: 2.1. Недвижимое имущество. 2.2. Транспортные средства.
Согласно п. 1 комментируемой статьи и п. 1 Указа Президента РФ от 15 мая 1997 г. N 484 государственные служащие не освобождаются от представления декларации в соответствии с главами II и (или) VI Закона о подоходном налоге с физических лиц, даже если их совокупный облагаемый доход за отчетный год не превысил сумму дохода, исчисление налога с которого производится по минимальной ставке.
Государственные служащие, имевшие в истекшем календарном году доход только от выполнения служебных обязанностей по месту основной работы (хотя бы и менявшие в течение года места основной работы), также не могут освобождаться от представления декларации.
Положения Закона о подоходном налоге с физических лиц, регламентирующие доходы, не подлежащие налогообложению, порядок исключения из совокупного дохода физических лиц отдельных видов доходов, освобождения от подоходного налога отдельных категорий физических лиц, полностью распространяются и на государственных служащих. Однако в соответствии с Законом о подоходном налоге с физических лиц (глава II, ст. 7) и Инструкцией Государственной налоговой службы от 29 июня 1995 г. N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" (раздел I, п. 15) никакие льготы по налогу не могут предоставляться отдельным лицам (т.е. индивидуально).
В декларациях государственные служащие обязаны указывать сведения о всех полученных ими доходах за год по каждому источнику отдельно и суммы начисленного и уплаченного налога с этих доходов.
Данные о полученных доходах отражаются в декларациях в соответствии с разделом VII Инструкции Государственной налоговой службы от 29 июня 1995 г. N 35 (в дальнейшем - Инструкция ГНС N 35).
В случае появления в течение года источников доходов, указанных в главе IV Закона о подоходном налоге с физических лиц, государственные служащие подают декларацию в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления такого источника.
Если такой источник дохода прекращается до конца текущего года, декларация подается в пятидневный срок со дня его прекращения.
При наличии в налоговом органе сведений о получении государственным служащим доходов не по месту основной работы налоговый орган в необходимых случаях вправе получить от него справку с основного места работы о полученных доходах за отчетный год.
Государственные органы и иные работодатели (см. коммент. к п. 1 ст. 11 Закона) обязаны по просьбе государственного служащего выдать справку о сумме полученного им за календарный год дохода и удержанного подоходного налога. Такие справки выдаются по форме, указанной в приложении N 3 к Инструкции ГНС N 35.
Государственный служащий вправе в течение месяца после подачи в налоговый орган декларации о доходе уточнить заявленные в ней данные путем истребования новой декларации или по согласованию с налоговым органом заявления об изменениях в ранее представленную декларацию.
Государственные служащие, получающие авторские вознаграждения за создание, издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждения за открытия, изобретения и промышленные образцы, обязаны вести учет полученных в текущем году сумм указанных доходов и удержанных налогов, а также учитывать расходы, связанные с созданием того или иного конкретного произведения, и т.д. Учет должен вестись с указанием конкретного места и даты выплаты вознаграждения.
Государственные служащие, получающие доходы от педагогической, научной и иной творческой деятельности, не связанные с какими-либо расходами, учитывают только суммы таких доходов и удержанных налогов, с указанием месяца, в котором они получены, и источника получения доходов.
Правильность ведения учета доходов и расходов проверяется работниками налоговых органов при проведении проверок достоверности указанных в декларации сведений, а также при обследовании деятельности физических лиц, независимо от того, где такие обследования проводятся (по месту основной службы, педагогической, научной и иной творческой деятельности и т.д.).
Государственные служащие обязаны предъявлять государственным налоговым органам документы, подтверждающие право на вычеты (льготы) из дохода, а в соответствующих случаях также другие документы и справки (например, справку о суммах выплаченного денежного содержания и иных выплатах, а также удержанных налогах по прежнему месту государственной службы при поступлении на государственную службу в другой государственный орган и т.п.).
Перерасчет по налогу в случае представления таких документов производится за весь налогооблагаемый период в пределах календарного года, начиная с месяца, в котором возникло это право.
При заключении договоров в связи с педагогической, научной и иной творческой деятельностью государственные служащие не вправе включать в них налоговые оговорки, в соответствии с которыми работодатели принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога.
Государственные органы как работодатели обязаны:
своевременно и правильно исчислять и удерживать непосредственно из денежного содержания суммы налога и перечислять их в соответствующий бюджет;
своевременно представлять налоговым

Следующая статья »
К тексту закона »
Читайте также