Статья 7. произведения, являющиеся объектами авторского права. 1. объектами авторского права являются:

литературные произведения (включая программы для ЭВМ);
драматические и музыкально - драматические произведения, сценарные произведения;
хореографические произведения и пантомимы;
музыкальные произведения с текстом или без текста;
аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
произведения декоративно - прикладного и сценографического искусства;
произведения архитектуры, градостроительства и садово - паркового искусства;
фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
другие произведения.
2. Охрана программ для ЭВМ распространяется на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код.
3. К объектам авторского права также относятся:
производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.
Комментарий к статье 7
1. В пункте 1 дан примерный перечень произведений, охраняемых авторским правом.
Цель этого перечня - информировать лиц, занимающихся творческим трудом или интересующихся вопросами авторского права, о том, какие объекты могут получать авторско - правовую охрану.
Приводимый в Законе перечень таких объектов очень широк. Он подтверждает универсальный характер авторского права.
2. Перечень ориентирован на ныне существующие общественные отношения. В нем упоминаются объекты, которые представляются законодателю наиболее распространенными и важными в настоящее время.
Совершенно естественно, что через некоторое время могут измениться названия таких объектов, а развитие технических средств приведет к появлению совершенно новых объектов авторского права.
Эти новые - по названию и по своим видам - объекты должны охраняться авторским правом, если они будут отвечать предъявляемым к произведениям требованиям, которые указаны в п. 1 ст. 6 Закона.
3. Приводимый в п. 1 ст. 7 перечень не является исчерпывающим, закрытым: охраняться могут и "другие произведения".
4. Формой выражения литературных произведений является язык (слова, фразы, их сочетания), а также сочетания букв и отдельных цифр и символов. Математические и химические формулы также относятся к литературным произведениям.
Программы для ЭВМ включены в число литературных произведений в связи с международными рекомендациями по охране этого специфического объекта.
Нотные знаки, изображенные на бумаге и т.п., также включаются в число литературных произведений.
5. Драматические, музыкально - драматические, сценарные произведения могут быть выражены письменно - тогда они охраняются как литературные произведения.
Однако основной и более привычной формой их выражения является сценическое воплощение. В таком виде они публично исполняются или выпускаются в эфир.
6. Словесная или знаковая фиксация хореографического произведения или пантомимы разрушает форму этих произведений и приводит к появлению либо нового литературного произведения, либо чисто технического нетворческого материала.
Использование такой фиксации не будет считаться использованием хореографического произведения или пантомимы.
Напротив, видеозапись хореографического произведения или пантомимы является возможной формой выражения этих произведений.
7. Музыкальное произведение (с текстом или без текста) может существовать как в форме литературного произведения, так и в форме звукозаписи либо устного исполнения.
8. Аудиовизуальные произведения характеризуются как кино- и телепроизведения.
С точки зрения авторского права не имеет значения, предназначено ли произведение для использования в кино или на телевидении.
9. Слайдфильмы и диафильмы значительно отличаются от иных аудиовизуальных произведений тем, что содержащиеся в них образы и информация воспринимаются прерывисто, дискретно. Поэтому во многих случаях они представляют собой, по сути, фотографические произведения и могут охраняться как таковые.
10. Под произведениями живописи имеются в виду плоскостные произведения искусства (иногда в основном плоскостные произведения), а под произведениями скульптуры - объемные произведения искусства. При этом способ исполнения и материал не имеют значения для решения вопроса об отнесении произведения к категории изобразительного искусства.
11. Графические рассказы и комиксы могут включать в свой состав литературные произведения. Они часто напоминают диафильмы и слайдфильмы, поскольку содержат сменяющие друг друга изображения.
Во многих случаях отличить слайдфильм от комикса очень трудно: помещение слайдфильма на пленке, а комикса - на бумаге не может служить критерием разграничения этих объектов.
12. Произведения декоративно - прикладного искусства, строго говоря, являются разновидностью произведений изобразительного искусства. Однако они выделяются из этой общей категории возможностью тиражирования их в промышленных изделиях. Тогда за их использование применяются специальные ставки авторского вознаграждения.
Произведения декоративно - прикладного искусства тесно смыкаются и переплетаются с произведениями дизайна. Последние упоминаются в ч. 2 п. 2 ст. 16 Закона. Обычно произведения дизайна (технической эстетики) более утилитарны, чем произведения декоративно - прикладного искусства.
14. Пластические произведения, относящиеся к наукам, включают также любые технические конструкции.
15. Программы для ЭВМ могут быть выражены в человекочитаемой форме или в машиночитаемой форме. Кроме того, они могут быть представлены на каком-либо формальном "языке" (Фортран, Бейсик и т.д.).
Указанные формы выражения и "язык" - это чисто внешние формы, не входящие в понятие "программа для ЭВМ как объект авторского права".
Программы для ЭВМ охраняются независимо от названных внешних форм их выражения.
"Перевод" программы ЭВМ с одного машинного языка на другой не является переводом в смысле авторского права.
16. В п. 3 ст. 7 речь идет о производных произведениях и сборниках.
Ранее уже упоминалось о том, что в любом произведении следует различать: форму, охраняемую авторским правом, и содержание, которое авторским правом не охраняется.
В форме производных произведений всегда используются элементы или части формы других произведений. Иначе говоря, эти произведения "произведены" с использованием других произведений. Именно потому они именуются производными.
В Законе производные произведения называются также "переработками".
При этом авторским правом охраняются только творческие переработки. Техническая работа (даже если она названа переводом, рефератом, аранжировкой и т.п.) не получает охраны по авторскому праву.
17. Если произведение, которое использовалось для создания производного произведения (переработки), охраняется авторским правом, то производное произведение является "зависимым". Этот термин в Законе не применяется, но на практике вопрос о том, является ли производное произведение "зависимым", имеет очень большое значение (см. ст. 12 и комментарий к ней).
18. От производных произведений, в форме которых использованы элементы или части формы другого произведения, следует отличать случаи использования в содержании произведения элементов содержания другого произведения.
Поскольку элементы содержания произведения сами по себе авторским правом не охраняются (п. 4 ст. 6 Закона и комментарий к нему), произведение, созданное с использованием элементов содержания другого произведения, не будет производным произведением (переработкой). Так, не является переработкой использование темы, сюжета, идеи, фактов другого произведения в новой форме.
19. В Гражданском кодексе 1964 года (ст. 492) устанавливается, что "допускается без согласия автора и без уплаты авторского вознаграждения, но с обязательным указанием фамилии автора, произведение которого использовано, и источника заимствования:
1) использование чужого изданного произведения для создания нового, творчески самостоятельного произведения, кроме переработки повествовательного произведения в драматическое либо в сценарий и наоборот, а также переработки драматического произведения в сценарий и наоборот".
Эта норма говорит о двух разных объектах: о переработках (повествовательного произведения в драматическое и т.д.), т.е. о производных произведениях, и о новых, творчески самостоятельных произведениях, не являющихся переработками и охраняемых, по сути дела, как полностью оригинальные произведения. В последних используются отдельные элементы содержания чужих произведений, а потому, по моральным соображениям, норма ГК 1964 года требует указания имени автора, из произведения которого произведено заимствование.
Следует полагать, что данная норма сохраняет силу и в настоящее время, поскольку эта часть ГК 1964 года не отменена, а аналогичной нормы в новом Законе об авторском праве нет.
20. Использование в произведении цитат (подп. 1 ст. 19) не приводит к созданию производного произведения.
21. Сборники характеризуются в Законе как составные произведения. Их оригинальность, позволяющая признать их объектами авторского права, состоит в отборе и взаимном расположении отдельных материалов, но не в их переработке.
Эти материалы могут представлять собой произведения, причем созданные различными авторами, в том числе и автором сборника.
Если автор отбирает для сборника свои собственные произведения либо включает в сборник как свои произведения, так и произведения других авторов, он становится носителем двух разных авторских прав на разные объекты: как автор сборника и как автор отдельных произведений, включенных в сборник.
22. Автор сборника не становится автором произведений, включенных в сборник, хотя является автором сборника в целом. В этом отличие содержания авторского права на сборник от авторского права на любое иное произведение.
23. Материалы, включенные в сборник, могут быть как однородными, так и разнородными.
24. Сборник литературных произведений и материалов не является литературным произведением; сборник музыкальных произведений не есть музыкальное произведение и т.д. Сборник - это самостоятельный вид произведения.
25. Последняя часть п. 3 ст. 7 устанавливает, что производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.
Следует учитывать, что производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом также независимо от того, охраняются ли авторским правом произведения, на которых они основаны или которые они включают (см. также ст. 11 и 12 и комментарий к ним).
Кроме того, составные произведения могут включать в себя не произведения, а иные материалы.
26. Механический (или технический) труд не приводит к появлению сборника как объекта авторского права. Алфавитная телефонная книга жителей города не охраняется авторским правом. Равным образом не охраняется авторским правом полный перечень картин художника с их перечислением в хронологическом порядке.
Сборник типа "Три лучших пьесы А.П. Чехова" хотя и может быть новым, но вряд ли должен охраняться авторским правом в связи с отсутствием оригинальности в этом объекте.

К тексту закона »
Читайте также