Правовой статус сельскохозяйственных коммерческих организаций

КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Н. ВЕДЕНИН
Н. Веденин, профессор Московской государственной юридической академии, доктор юридически наук.
Правовому статусу сельскохозяйственных, как и других предприятий и организаций, его совершенствованию, приведению в соответствие с изменившимися социально - экономическими условиями их деятельности уделялось за последнее десятилетие большое внимание. Это обусловлено в значительной мере тем, что предприятие - основное звено народного хозяйства. Поэтому решено было реализовать новые социально - экономические идеи, что нормативно и закрепил известный Закон СССР от 30 июня 1987 г. "О государственном предприятии (объединении)". Именно в нем были существенно расширены права государственных предприятий и их трудовых коллективов, введены новые правовые и экономические категории - самофинансирование, самоокупаемость, самоуправление, хозрасчетный доход и др.
Принятые затем нормативные акты во многом по-новому решали вопросы организации и деятельности предприятий, расширяли их правомочия по распоряжению имуществом, регулированию производственно - хозяйственной и финансовой деятельности. Однако говорить о коренных изменениях их правового и экономического положения не приходится, поскольку практически неизменной осталась сама экономическая основа деятельности. Возродить "чувство хозяина" не удалось. Монополизм государственной собственности не был поколеблен.
В более радикальном законодательстве Российской Федерации уже в 1990 г. была отменена монополия государства на землю - основное средство сельскохозяйственного производства. Законом РСФСР от 23 ноября 1990 г. "О земельной реформе" введены две основные формы собственности на землю: государственная и частная. Законом РСФСР от 25 декабря 1990 г. "О предприятиях и предпринимательской деятельности" изменены не только экономические основы деятельности предприятий, но и их организационно - правовые формы. Были предусмотрены такие новые для нашего законодательства и хозяйственной практики организационно - правовые формы предприятий, как товарищества (полные, смешанные, с ограниченной ответственностью), акционерные общества (открытого и закрытого типа).
Однако этот закон хотя и дал значительный толчок реформированию сельскохозяйственных предприятий, но содержал существенные недостатки, одним из которых был далеко не полный перечень самих организационно - правовых форм предприятий. Такие, например, организационно - правовые формы, как кооперативы, традиционно занимающие первое место в сельском хозяйстве, вообще не значились в этом законе. Другие получили далеко не лучшую правовую характеристику. Так, полные товарищества не признавались юридическими лицами. Не было проведено каких-либо различий между товариществами с ограниченной ответственностью и акционерными обществами закрытого типа.
Следующий шаг в совершенствовании правового положения сельскохозяйственных и других предприятий в современных условиях был сделан в 1994 г. с принятием нового Гражданского кодекса Российской Федерации, первая часть которого (за исключением отдельных положений) вступила в силу с 1 января 1995 г. ГК отказался от такого обобщающего понятия, как "предприятие", и использует его лишь для государственных и муниципальных формирований. В нем содержится исчерпывающий перечень организационно - правовых форм коммерческих организаций. Создание коммерческих организаций после вступления в силу гл. 4 Кодекса, в которой они предусмотрены, может производиться исключительно в организационно - правовых формах, предусмотренных в этой главе Кодекса. Таковыми являются: товарищества (полные, на вере), общества (с ограниченной, дополнительной ответственностью, акционерные, дочерние, зависимые), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Установление в ГК исчерпывающего перечня организационно - правовых форм коммерческих организаций вызывает определенные сомнения, поскольку это в известной мере сдерживает свободу предпринимательской деятельности и развитие самих ее организационно-правовых форм. В этой связи представляется предпочтительнее придать этой форме Федерального закона "О введении в действие Гражданского кодекса Российской Федерации" не императивный, а диспозитивный характер.
Организационно-правовые формы коммерческих организаций и их правовой статус получили дальнейшее развитие в законодательных актах, принятие которых предусмотрено ГК. Таковы Законы "Об акционерных обществах", "О сельскохозяйственной кооперации", "О некоммерческих организациях", "О производственных кооперативах".
Так, правовой статус акционерных обществ определяется ныне, помимо норм, содержащихся в ГК РФ, еще и в специальном Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. "Об акционерных обществах". В нем урегулирован порядок создания и ликвидации таких обществ, правовой режим их имущества, размещение обществом акций и иных ценных бумаг, выплата дивидендов и ограничения на их выплату, полномочия органов управления, учет и отчетность общества, контроль за финансово - хозяйственной деятельностью и др. Особо оговорены особенности образования и правового положения акционерных обществ, созданных на базе колхозов, совхозов и иных сельскохозяйственных предприятий, а также крестьянских (фермерских) хозяйств, обслуживающих и сервисных предприятий АПК - материально - технического снабжения, ремонтно - технических, сельскохозяйственной химии, лесхозов, строительных межхозяйственных организаций, сельэнерго, семеноводческих станций, льнозаводов, предприятий по переработке овощей (п. 4 ст. 1).
Этому перечню придано исчерпывающее значение. Особенности их создания и правового статуса определяются федеральными законами. Впредь до введения в действие соответствующих законов такие общества согласно п. 5 ст. 94 Закона действуют на основании правовых актов, принятых до введения в действие Закона "Об акционерных обществах".
Минсельхозпрод России разослал министерствам, управлениям (департаментам) сельского хозяйства и продовольствия субъектов РФ письмо "О приведении учредительных документов акционерных обществ, созданных на базе предприятий АПК, в соответствие с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом "Об акционерных обществах", в котором сообщается, что порядок и сроки приведения уставов названных выше акционерных обществ в настоящее время не определены и что Минсельхозпрод России внес предложение о разработке закона "Об аграрных хозяйственных обществах", который и должен определить особенности создания и деятельности АО в сельском хозяйстве. Впредь до принятия такого закона, разъясняется в письме, по решению общих собраний акционеров устав общества может быть изменен, если в этих изменениях возникла острая необходимость в силу значительных расхождений устава с Гражданским кодексом. Думается, что такое разъяснение едва ли правомерно. Приведение учредительных документов акционерных обществ в соответствие с действующим законодательством (а не только с Гражданским кодексом!) нельзя откладывать на неопределенно долгое время или ставить в зависимость от принятия того или иного законопроекта. Учредительные документы АО должны быть приведены в соответствие с Федеральным законом во всех случаях, а не только при "серьезных расхождениях" с ним.
Акционерные общества в сельском хозяйстве имеют свою специфику. Они стали одной из основных форм реорганизации сельскохозяйственных предприятий, несмотря на то, что такая организационно-правовая форма далеко не всегда и не во всем подходит для этого, поскольку она отнюдь не предполагает обязательное личное трудовое участие в ведении хозяйства. К тому же образование закрытых акционерных обществ на базе крупных государственных сельскохозяйственных предприятий, созданных за счет общенародных средств, едва ли обоснованно. В этой связи представляется вполне своевременным включение в Примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на 1996 г. законопроекта "Об акционерных обществах в агропромышленном комплексе".
Организация и деятельность сельскохозяйственных кооперативов регулируется сейчас, помимо норм ГК, Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации". В нем определены: принципы создания и функционирования сельскохозяйственного кооператива, членство в нем, органы управления, правовой режим имущества, реорганизация и ликвидация кооператива. В главе II Закона подробно говорится о порядке образования кооператива. Он, согласно п. 2 ст. 9, считается созданным с момента его государственной регистрации. Особенности образования кооперативов при реорганизации сельскохозяйственных организаций предусмотрены в ст. 10 Закона. Здесь установлено, что члены (участники) колхоза, товарищества, общества, а также трудовой коллектив совхоза с согласия собственника вправе принять решение о сохранении существующей формы хозяйствования с приведением ее в соответствие с действующим законодательством или решение о реорганизации и создании на ее базе одного или нескольких кооперативов, либо иных сельскохозяйственных организаций, либо крестьянских (фермерских) хозяйств в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом и названным Федеральным законом. В случае реорганизации сельскохозяйственной организации ее члены (участники, работники) самостоятельно принимают решение о вступлении в кооператив или иные предусмотренные законом сельскохозяйственные организации либо образуют крестьянские (фермерские) хозяйства.
Сельскохозяйственные кооперативы подразделяются в Законе "О сельскохозяйственной кооперации" на два вида: производственные и потребительские. Сельскохозяйственные производственные кооперативы, в свою очередь, выступают в форме сельскохозяйственной артели (колхоза), рыболовецкой артели (колхоза) и кооперативного хозяйства (коопхоза), а также иных кооперативов, созданных в соответствии с предусмотренными законом требованиями.
Потребительские кооперативы в отличие от производственных являются некоммерческими организациями и в зависимости от вида деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые, обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, кредитные, страховые и иные кооперативы, созданные в соответствии с установленными требованиями для выполнения одного или нескольких из указанных видов деятельности. Согласно ст. 50 ГК потребительские кооперативы вправе заниматься предпринимательской деятельностью лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Согласно ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" они не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют прибыль между ее участниками.
Думается, это правило применимо и к сельскохозяйственным потребительским кооперативам, хотя указанный Федеральный закон и не распространяется на них.
Сельскохозяйственные потребительские кооперативы также имеют специфику. Они занимаются в основном теми или иными видами производственно - хозяйственной деятельности. Так, обслуживающие потребительские кооперативы на селе осуществляют мелиоративные, транспортные, ремонтные, строительные, эколого - восстановительные и иные работы и услуги, перерабатывающие - переработку сельскохозяйственного сырья, сбытовые - продажу продукции, ее хранение, сортировку, сушку, расфасовку и т.п. Деятельность потребительских кооперативов регулируется не названным Федеральным законом, а законами о потребительской кооперации и иными нормативными актами.
В настоящее время принят Федеральный закон "О производственных кооперативах", благодаря чему правовой статус производственных кооперативов стал более четким и определенным. Что же касается потребительских кооперативов, в том числе и сельскохозяйственных, то их правовой и экономический статус еще не определен должным образом. Закон РФ от 19 июня 1992 г. "О потребительской кооперации в Российской Федерации" слишком лаконичен (всего 9 статей!) и посвящен в основном потребительским обществам на селе и их членам. Ныне сфера деятельности потребительских кооперативов существенно расширилась. Возросла их численность и роль в экономике страны. В этой связи необходимо разработать и принять Федеральный закон "О потребительских кооперативах", который охватил бы все их виды, в том числе сельскохозяйственные.
Глава 4 ГК, посвященная организационно - правовым формам коммерческих организаций, не называет крестьянские (фермерские) хозяйства, поскольку согласно ГК они - не юридические лица. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается, согласно ст. 23, предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Крестьянские (фермерские) хозяйства первоначально создавались как юридические лица, что и было предусмотрено Законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве". Они и впредь могут сохранить статус юридического лица, но для этого они должны преобразоваться в одну из предусмотренных ГК организационно - правовых форм. При этом, по определению Федерального закона "О введении в действие Гражданского кодекса Российской Федерации", крестьянские (фермерские) хозяйства освобождаются от уплаты регистрационного сбора при регистрации изменений их правового статуса в связи с его приведением в соответствие с нормами части первой ГК.
Правовой статус крестьянских (фермерских) хозяйств существенно изменился, многие положения Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" не соответствуют нормам ГК и нуждаются в изменениях и дополнениях. Проект нового Закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" внесен Правительством РФ в Государственную Думу и будет рассмотрен после принятия нового Земельного кодекса Российской Федерации, что вполне оправданно.
Существенно изменился и статус ассоциаций крестьянских (фермерских) хозяйств. Согласно Закону "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", они могут создаваться путем объединения самостоятельных крестьянских хозяйств либо в случаях преобразования колхозов и совхозов. Главной целью ассоциаций является, согласно ст. 20 этого Закона, увеличение доходов ее участников и их социально - экономическое развитие на основе организации совместного производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. Иными словами, ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств выступают как коммерческие организации. Между тем, согласно новому Гражданскому кодексу, ассоциации, как и союзы коммерческих и некоммерческих организаций, являются некоммерческими организациями, и если по решению участников ассоциации на нее возлагается ведение предпринимательской деятельности, то такая ассоциация должна быть преобразована в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом.
Новое законодательство вносит существенные изменения как в правовой статус сельскохозяйственных формирований, так и в их организационно - правовые формы, что обусловливает необходимость внесения изменений и дополнений в учредительные документы для приведения их в соответствие с действующим законодательством.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ЗАКОН РСФСР от 22.11.1990 N 348-1
"О КРЕСТЬЯНСКОМ (ФЕРМЕРСКОМ) ХОЗЯЙСТВЕ"
ЗАКОН РСФСР от 23.11.1990 N 374-1
"О ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЕ"
ЗАКОН РСФСР от 25.12.1990 N 445-1
"О ПРЕДПРИЯТИЯХ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
ЗАКОН РФ от 19.06.1992 N 3085-1
"О ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)"
от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.11.1994 N 52-ФЗ
"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ПЕРВОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 21.10.1994)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.12.1995 N 193-ФЗ
"О СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ"
(принят ГД ФС РФ 15.11.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 26.12.1995 N 208-ФЗ
"ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ"
(принят ГД ФС РФ 24.11.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.01.1996 N 7-ФЗ
"О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ"
(принят ГД ФС РФ 08.12.1995)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.05.1996 N 41-ФЗ
"О ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВАХ"
(принят ГД ФС РФ 10.04.1996)
Законность, N 8, 1996

Хулиганство: проблемы квалификации  »
Комментарии к законам »
Читайте также