О договоре энергоснабжения

Л. КУЛИКОВА
Л. Куликова, консультант Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
На практике арбитражным судам все чаще приходится сталкиваться с трудностями, порождаемыми неясностью правовой природы договора энергоснабжения. В первую очередь это касается применения к потребителям электрической и тепловой энергии мер ответственности за просрочку ее оплаты в соответствии с договором.
Постановлением Правительства РФ от 7 августа 1992 года N 558 "О стабилизации финансового положения в электроэнергетике Российской Федерации" предусматривалось за нарушение сроков оплаты электрической и тепловой энергии ограничение ее отпуска и одновременное взыскание пени в размере двух процентов.
Это Постановление касалось и потребителей системы жилищно - коммунального хозяйства, социального и культурно - бытового назначения, а также населения.
Позднее действие этого Постановления было распространено и на энергоснабжающие организации и оптовых потребителей (перепродавцов) системы жилищно - коммунального хозяйства.
Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 1994 года N 307 "О дополнительных мерах по повышению ответственности потребителей за своевременное проведение расчетов за топливно - энергетические ресурсы" названное Постановление было признано утратившим силу, а вместе с ним утратила силу и норма о применении пени в размере двух процентов за просрочку оплаты потребленной электроэнергии.
С этого момента в вопросе применения ответственности началась разноголосица, вызванная неоднозначным толкованием правовой природы договора энергоснабжения.
Различия в понимании правовой природы рассматриваемого договора исходят прежде всего из того обстоятельства, что ст. 84 Основ гражданского законодательства под названием "Договор на снабжение энергетическими и другими ресурсами" помещена в главе 9 Основ "Купля-продажа". Согласно ст. 84 по указанному договору через присоединенную сеть снабжающая сторона обязуется обеспечить другую сторону - потребителя (абонента) предусмотренными договором ресурсами, а потребитель обязуется оплачивать стоимость принятых ресурсов. Снабжающая сторона должна обеспечить подачу ресурсов в количестве, сроки и того качества, которые соответствуют установленным техническими требованиями и условиями договора. Законодательством могут быть определены особенности снабжения отдельными видами энергетических и других ресурсов.
Следует отметить, что все нормы этой статьи не говорят о купле-продаже или поставке. Речь идет о подаче энергоресурсов, касается ли это электро-, тепло- или газоснабжения.
Однако при рассмотрении исков энергоснабжающих организаций, связанных с просрочкой оплаты электрической и тепловой энергии, арбитражные суды в одних случаях признают отношения по энергоснабжению вытекающими из договоров купли - продажи, а в других - из договора на оказание услуг, не выделяя их в особый вид договора.
В соответствии с квалификацией договора судом избирается и мера ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по такому договору, а также применяется тот или иной нормативный акт, содержащий конкретную санкцию за допущенное нарушение.
В большинстве случаев, относя рассматриваемый договор к договорам купли - продажи или поставки, суды применяют ответственность, предусмотренную п. 8 Постановления Президиума Верховного Совета Российской Федерации и Правительства Российской Федерации от 25 мая 1992 года N 2837-1 "О неотложных мерах по улучшению расчетов в народном хозяйстве и повышении ответственности предприятий за их финансовое состояние", согласно которому за просрочку платежа по договорам купли - продажи и поставки продукции (товаров) для предпринимательской деятельности с виновной стороны взыскивается пеня в размере 0,5 процента.
Реже применяется Постановление Совета Министров СССР от 25 июля 1988 года N 888, предусматривающее взыскание пени в
размере 0,04 процента по просроченным платежам за оказанные услуги.
Высший Арбитражный Суд РФ по вопросу о применении указанного пункта совместного Постановления дал разъяснения, содержащиеся в Информационном письме ВАС РФ от 23 июля 1993 года N С-13/ОП-245 "Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике". Согласно п. 4 этого письма при применении п. 8 Постановления Президиума Верховного Совета РФ и Правительства РФ от 25 мая 1992 года N 2837-1 судам следует исходить из того, что предусмотренная им ответственность действует в случае, если между предприятиями, организациями, гражданами - предпринимателями заключен договор поставки или купли - продажи для предпринимательской деятельности.
На отношения, возникающие из договора о снабжении энергетическими ресурсами, указанная норма не распространяется.
Волна неплатежей, захлестнувшая все отрасли российской экономики, не обошла и энергетику. В этой связи вопросы расчетов за энергоресурсы и применения санкций за просрочку платежа в значительной степени обострились, поскольку предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 1994 года N 307 меры ответственности в качестве средств воздействия на неплательщиков оказываются уже неэффективными.
Нередко энергоснабжающие организации обращаются в арбитражные суды с вопросом, возможно ли распространение на случаи систематических неплатежей за потребленную электро- и теплоэнергию действия Указа Президента РФ от 20 декабря 1994 года N 2204 "Об обеспечении правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)" и Постановления Правительства РФ от 18 августа 1995 года N 817 "О мерах по обеспечению правопорядка при осуществлении платежей по обязательствам за поставку товаров (выполнение работ или оказание услуг)".
Исходя из изложенного ранее, названные нормативные акты, которые касаются отношений, связанных с куплей - продажей, поставкой, оказанием услуг, не распространяются на отношения, вытекающие из договора о снабжении энергоресурсами, в силу его специфики, обусловленной особенностями отпуска и использования энергоресурсов.
Поскольку неустойка за несвоевременное проведение расчетов за отпущенную электрическую и тепловую энергию законодательно не определена, стороны вправе включить такое условие в договор на отпуск и потребление электрической и тепловой энергии. В условиях рыночной экономики договор является, конечно, не единственным, но, пожалуй, наиболее действенным рычагом регулирования обязательственных отношений.
Следует также отметить, что включение в договор условия о неустойке за просрочку оплаты потребленной электро- или теплоэнергии не связано с наличием или отсутствием в законе нормы, предусматривающей санкции за такое нарушение обязательств.
Приведу два примера.
Акционерное общество обратилось в арбитражный суд с иском к энергоснабжающей организации об исключении из договора пункта, предусматривающего за неоплату электроэнергии пеню в размере двух процентов суммы неплатежа за каждый день просрочки.
Принимая решение об исключении этого пункта, суд сослался на то, что данный вид ответственности в связи с признанием утратившим силу Постановления Правительства РФ от 7 августа 1992 года N 558
не может быть применен.
Позиция суда ошибочна, поскольку исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой, предусмотренной законодательством или договором.
В данном случае стороны согласовали в договоре конкретный размер неустойки за просрочку оплаты потребленной электроэнергии, не ссылаясь при этом на указанное Постановление.
Отмена этого нормативного акта не может являться основанием для исключения из текста договора условия о неустойке.
В другом случае суд принял решение о внесении изменений в договор на пользование электроэнергией, касающихся включения в договор ответственности за просрочку оплаты потребленной электроэнергии в виде пени в размере 0,5 процента неоплаченной суммы за каждый день просрочки до фактической оплаты.
При проверке в порядке надзора решения арбитражного суда первой инстанции было установлено, что договором не предусмотрена имущественная ответственность за просрочку оплаты потребленной электроэнергии.
С требованием энергоснабжающей организации о включении в договор санкций в размере 0,5 процента потребитель не согласился, предложив установить иной размер пени.
Поскольку действующим законодательством имущественная ответственность за просрочку оплаты потребленной энергии не предусмотрена и стороны не достигли соглашения о размере неустойки, решение суда первой инстанции о включении в договор условия об ответственности за просрочку платежей в размере, указанном истцом, было отменено.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 8 апреля 1994 года N 307 "О дополнительных мерах по повышению ответственности потребителей за своевременное проведение расчетов за топливно - энергетические ресурсы" с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Правительства РФ от 27 июля 1995 года N 760 и от 1 сентября 1995 года N 860, при неоплате по истечении трех дней после наступления установленного договором срока потребитель предупреждается, что при неуплате в последующие семь дней может быть введено ограничение отпуска топливно - энергетических ресурсов.
При задержке платежей в течение 10 дней предприятие топливно - энергетического комплекса может ввести ограничения до уровня аварийной брони.
При неуплате потребителем задолженности в течение следующих пяти дней предприятие топливно - энергетического комплекса извещает органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации о полном прекращении подачи соответствующих топливно - энергетических ресурсов.
Надо сказать, что энергоснабжающие организации уже столкнулись с ситуацией, когда введено ограничение отпуска топливно - энергетических ресурсов, а потребитель берет сверх этого предела. В этой связи встал вопрос о применении санкций, установленных п. 10 Постановления Совета Министров СССР от 30 июля 1988 года N 929 "Об упорядочении системы экономических санкций, применяемых к предприятиям, объединениям и организациям". Нормы указанного пункта говорят о том, что потребители уплачивают энергоснабжающим организациям 10-кратную стоимость электрической энергии и электрической мощности и 5-кратную стоимость тепловой энергии, израсходованных сверх количества, предусмотренного на соответствующий период договором.
Введение ограничения на отпуск электрической и тепловой энергии потребителям, нарушающим сроки внесения платежей за израсходованные энергоресурсы, по сути, предоставляет энергоснабжающим организациям право в одностороннем порядке отказываться частично от исполнения своих обязательств.
Изменение условий договора на отпуск и потребление электрической и тепловой энергии в таких случаях не производится.
Поэтому повышенная плата, установленная п. 10 Постановления Совета Министров СССР от 30 июля 1988 года N 929, не должна применяться.
Согласно п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 1994 года N 307 не подлежит ограничению и прекращению отпуск (отгрузка) топливно - энергетических ресурсов, кроме газа, предназначенных для объектов жилищно - коммунального хозяйства, предприятий и организаций социального и культурно - бытового назначения, населения, а также предприятий и организаций системы Министерства обороны РФ, специальных научно - исследовательских центров и предприятий других отраслей по перечням, утверждаемым Федеральной энергетической комиссией и Межведомственной рабочей группой по обеспечению народного хозяйства топливом, электрической и тепловой энергией.
Практически все энергоснабжающие организации имеют большую дебиторскую задолженность за поставленные энергоресурсы. В ряде случаев, пользуясь тем, что потребителю, выключенному в перечень неотключаемых или имеющих непрерывный процесс производства, не может быть прекращено энергоснабжение, потребители задерживают оплату потребленных энергоресурсов даже при наличии необходимых для этого денежных средств.
В связи с этим возникают следующие вопросы.
Вправе ли энергоснабжающие организации начислять проценты за пользование чужими средствами при неоплате в установленный срок потребленной электроэнергии на основании ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (ответственность за неисполнение денежного обязательства)?
Возможно ли одновременное взыскание пени за просрочку платежа на основании ст. 330 ГК и процентов на основании ст. 395 по одному и тому же факту неоплаты в срок, установленный договором?
При обращении в арбитражный суд иском о взыскании с потребителя потребленной, но не оплаченной в срок электрической и тепловой энергии энергоснабжающая организация вправе предъявить требование о применении к нему мер ответственности, установленных ст. 395 Кодекса.
Если законом или договором за просрочку платежа предусмотрена пеня, она может применяться к должнику одновременно с начислением на него процентов за пользование чужими средствами.
Пункт 5 Постановления Правительства РФ от 8 апреля 1994 года N 307 содержит рекомендацию при заключении договора предусматривать право продавцов топливно - энергетических ресурсов на безакцептное списание средств со счетов покупателей за поставленные (отпущенные) им топливно - энергетические ресурсы.
Ранее Указом Президента РФ от 18 сентября 1992 года N 1091
"О мерах по улучшению расчетов за продукцию топливно - энергетического комплекса" предусматривался безакцептный порядок расчетов с потребителями (кроме бюджетных организаций и населения) за отпускаемые энерго- и газоснабжающими организациями электрическую и тепловую энергию и газ, а также за нефть и нефтепродукты, производящихся на основании показаний измерительных приборов и действующих тарифов.
На практике возникают ситуации, когда потребитель, хотя и включивший в договор это условие, фактически уклоняется от его исполнения.
Предприятие "Псковэнерго" обратилось в Высший Арбитражный Суд РФ с запросом, касающимся применения п. 2 Информационного письма ВАС РФ от 20 мая 1993 года N С-13/ОП-167 "Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно - арбитражной практике". Согласно этому пункту в том случае, когда плательщик и кредитор в заключенный ими договор включили условие, дающее кредитору право на бесспорное списание причитающихся ему сумм, плательщик обязан сообщить банку письменно об этом условии и о своем согласии на бесспорное списание сумм. Сомнение возникло в связи с тем, что, по мнению названного предприятия, упомянутый пункт письма ВАС РФ противоречит Постановлению Правительства РФ от 8 апреля 1994 года N 307.
Потребители, которым п. 3 этого Постановления запрещено ограничивать или прекращать отпуск топливно - энергетических ресурсов, фактически и являются должниками, не рассчитывающимися за потребленную энергию.
По утверждению предприятия,

Комментарии к законам »
Читайте также