Некоторые проблемы ответственности банков за несвоевременное проведение расчетных операций по перечислению налогов

ЗА НЕСВОЕВРЕМЕННОЕ ПРОВЕДЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
ПО ПЕРЕЧИСЛЕНИЮ НАЛОГОВ
Н. ЖУРАВЛЕВА
Действующее налоговое законодательство предусматривает ответственность банков и иных кредитных учреждений за несвоевременное проведение расчетных операций по перечислению налогов.
Согласно ч. 3 ст. 15 Закона от 27 декабря 1991 года N 2118-I "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" банкам и кредитным учреждениям запрещается задерживать исполнение поручений налогоплательщиков и перечисление налогов в бюджет или во внебюджетный фонд и использовать неперечисленные суммы налогов в качестве кредитных ресурсов. В случае установления таких фактов налоговому органу предоставлено право взыскивать полученный доход в федеральный бюджет и привлекать руководителей этих учреждений к административной ответственности.
В соответствии с п. 2.3 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации (письмо ЦБ РФ от 9 июля 1992 года N 14) документы, принятые банком от организаций в операционное время, должны проводиться им по балансу в этот же день.
В ряде случаев банки в нарушение указанного пункта Положения при наличии денежных средств на расчетном счете клиента не проводят по балансу в этот же день принятые в операционное время платежные поручения, в том числе и платежные поручения налогоплательщика на перечисление платежей в бюджет (внебюджетные фонды). Однако при этом платежи в бюджет (внебюджетные фонды) поступают своевременно, без нарушения установленных законодательством для уплаты налогов сроков.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в случае неисполнения (задержки исполнения) по вине банка или кредитного учреждения платежного поручения налогоплательщика с этого учреждения взыскивается в установленном порядке пеня в размере 0,7 процента неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога.
Получила распространение практика, когда налоговые органы при выявлении задержки в проведении платежного поручения взыскивают с банка названную выше пеню, несмотря на то, что срок уплаты налога в результате таких действий банка не был нарушен.
Аналогичной точки зрения по вопросу о применении указанной нормы Закона придерживается Высший Арбитражный Суд РФ, который письмом от 28 июля 1995 года N С1-7/ОП-434 довел в порядке информации до арбитражных судов свои рекомендации по данному вопросу. В соответствии с п. 3 названного письма ч. 4 ст. 15 Закона (об ответственности банков и кредитных учреждений за несвоевременное выполнение поручений налогоплательщиков по перечислению суммы налога) следует применять в совокупности с ч. 3 этой статьи. При этом банки и кредитные учреждения обязаны выполнять поручения налогоплательщиков о перечислении в бюджет или во внебюджетный фонд суммы налога в сроки, указанные в п. 2.3 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации. Предусмотренная же ч. 4 ст. 15 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" ответственность банков и кредитных учреждений наступает за нарушение установленных п. 2.3 Положения сроков выполнения поручений налогоплательщиков по перечислению налогов и в том случае, когда банк перечислил суммы в установленные для налогоплательщиков сроки уплаты налогов.
В подобном толковании нормы, вероятно, проявилось желание налоговых органов повысить дисциплину банков при проведении платежей в бюджет (внебюджетные фонды), свою роль сыграла и нечеткость формулировки данной нормы в Законе.
Однако в данном случае, по мнению автора, применение упомянутой меры ответственности к банкам неправомерно. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона пеня взыскивается "за каждый день просрочки платежа начиная с установленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога", то есть только при нарушении срока, установленного законом для уплаты налога.
Зачастую за указанное нарушение органы казначейства применяют к банкам и санкции, предусмотренные Положением о федеральном казначействе Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 27 августа 1993 года N 864. Согласно подп. "з" п. 12 Положения органы казначейства имеют право налагать на банки или иные финансовые учреждения штраф в случаях несвоевременного зачисления ими средств, поступивших в доход республиканского бюджета Российской Федерации, в государственные (федеральные) внебюджетные фонды в размере действующей в банке (финансово - кредитном учреждении), допустившем нарушение, процентной ставки при краткосрочном кредитовании, увеличенной на 10 пунктов.
Эта норма Положения вызывает ряд вопросов, требующих разрешения. Все ли банки являются субъектами данного правонарушения? Может ли к банку наряду с ответственностью по ч. 4 ст. 15 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" применяться ответственность, предусмотренная подп. "з" п. 12 Положения о федеральном казначействе Российской Федерации?
При буквальном толковании подп. "з" п. 12 Положения о федеральном казначействе Российской Федерации можно сделать вывод, что субъектом данного правонарушения является банк (иное финансово-кредитное учреждение), несвоевременно зачисливший средства, поступившие в доход республиканского бюджета РФ, в государственные (федеральные) внебюджетные фонды. (Этими средствами являются в том числе и налоговые платежи.) Следовательно, таким банком может быть только банк, имеющий у себя счет республиканского бюджета РФ (Федерального внебюджетного фонда) и производящий зачисление на него средств.
В каком же случае к банку, имеющему у себя счет республиканского бюджета РФ (Федерального внебюджетного фонда), будет применяться ответственность, предусмотренная подп. "з" п. 12 указанного Положения?
Под несвоевременным зачислением средств, поступивших в доход республиканского бюджета РФ, в государственные (федеральные) внебюджетные фонды, по мнению автора, следует понимать такое зачисление средств (в том числе налоговых платежей) в бюджет (внебюджетный фонд), при котором по вине банка, имеющего счет республиканского бюджета РФ (Федерального внебюджетного фонда), произошло нарушение установленных сроков уплаты этих средств. Следовательно, банк будет нести ответственность за несвоевременное зачисление налога в республиканский бюджет РФ (Федеральный внебюджетный фонд) только в том случае, если будет виновен в нарушении установленных законодательством сроков уплаты налога.
Применима ли к такому банку ответственность, предусмотренная ч. 4 ст. 15 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"?
Вероятно, да, если, во-первых, в банке - нарушителе находится также счет соответствующего налогоплательщика и, во-вторых, если несвоевременное зачисление налоговых платежей в республиканский бюджет (Федеральный внебюджетный фонд) произошло в результате задержки исполнения платежного поручения налогоплательщика.
Таким образом, толкуя буквально норму подп. "з" п. 12 Положения о федеральном казначействе Российской Федерации, можно сделать вывод, что применение ответственности, закрепленной ч. 4 ст. 15 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", наряду с ответственностью, предусмотренной подп. "з" п. 12 Положения о федеральном казначействе Российской Федерации, возможно только к банку, имеющему счет республиканского бюджета Российской Федерации (Федерального внебюджетного фонда) и счет соответствующего налогоплательщика.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ЗАКОН РФ от 27.12.1991 N 2118-1
"ОБ ОСНОВАХ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 27.08.1993 N 864
"О ФЕДЕРАЛЬНОМ КАЗНАЧЕЙСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ПИСЬМО ЦБ РФ от 09.07.1992 N 14
"О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТАХ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ПИСЬМО ВАС РФ от 28.07.1995 N С1-7/ОП-434
"ОБ ОТДЕЛЬНЫХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ, ПРИНЯТЫХ НА СОВЕЩАНИЯХ ПО СУДЕБНО -
АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКЕ"
Хозяйство и право, N 1, 1996

Общее собрание участников тоо как сторона по трудовому договору (хозяйство и право, n 1, 1996)  »
Комментарии к законам »
Читайте также