Реквизиты заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам

ПО ВНОВЬ ОТКРЫВШИМСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ
Н. ГРОМОВ
Н. Громов, профессор.
Производство в суде по вновь открывшимся обстоятельствам, согласно ст. 334 ГПК РФ, возбуждается по заявлению лиц, участвующих в деле, а также прокурора. На практике встречаются случаи, когда с просьбой о пересмотре одного и того же решения одновременно обращается несколько лиц. Представляется, что для этих случаев целесообразно предусмотреть в законе совместное рассмотрение заявленных требований, если в них содержится просьба о пересмотре одного и того же акта со ссылкой на одинаковые или на различные вновь открывшиеся обстоятельства или на различные доказательства, подтверждающие одни и те же основания пересмотра. Это будет способствовать принципу процессуальной экономии, даст возможность с большей пользой (полнотой) установить существенные обстоятельства для дела и правильно решить вопрос об отмене соответствующего судебного акта.
Пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам вступившего в законную силу судебного акта осуществляется вынесшим его судом. Это значит, что органом, производящим пересмотр, может быть без каких-либо ограничений любое звено судебной системы РФ - от районного народного суда до Президиума Верховного Суда РФ. Подсудность этого вида пересмотра определяется лишь одним критерием: каким судебным органом был вынесен судебный акт без учета вновь открывшихся обстоятельств. Из этого следует специфическая особенность анализируемой стадии процесса. В отличие от других стадий процесса, возбуждаемых лишь в определенных судебных инстанциях, пересмотр решений, определений и постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам может возбуждаться в любой судебной инстанции. Но поскольку в этих случаях перед соответствующими судебными инстанциями стоит одна и та же задача - установить наличие или отсутствие вновь открывшихся обстоятельств, то и решение этой задачи должно производиться при помощи одних и тех же процессуальных средств. Поэтому необходима единая правовая регламентация этой стадии процесса, независимо от того, каким судебным органом осуществляется этот вид пересмотра. И такое положение обязательно должно быть закреплено в законе.
Важным является вопрос о реквизитах заявления о пересмотре решения, определения или постановления по вновь открывшимся обстоятельствам. В ст. 334 ГПК о реквизитах заявления об открытии по делу новых обстоятельств ничего не говорится. Этот пробел должен быть восполнен путем дополнения гл. 37 ГПК нормой, которая определяла бы реквизиты заявления о пересмотре судебных актов, вступивших в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам.
Такое заявление должно содержать: наименование суда, которому адресуется заявление; ФИО и адрес лица, подающего заявление; указание на решение, определение или постановление, о пересмотре которых подается заявление; указание на основание пересмотра; перечень прилагаемых к заявлению письменных материалов; указание на доказательства, подтверждающие наличие вновь открывшихся обстоятельств; данные, свидетельствующие о соблюдении срока подачи заявления; ходатайство об отмене соответствующего решения; указание на процессуальное положение заявителя в первоначальном производстве, его подпись.
Заявление, а также приложенные к нему письменные материалы должны подаваться в количестве экземпляров, соответствующем числу лиц, участвовавших в деле.
В связи с рассматриваемым вопросом нелишне обратить внимание и на то, что заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам в соответствии со ст. 4 Закона РФ "О государственной пошлине" освобождаются от уплаты госпошлины в суде. Это обусловлено природой данной стадии гражданского процесса, в ходе которой должны быть проверены существенные для дела обстоятельства, неизвестные ранее суду и заявителю по не зависящим от них причинам. Поэтому установить их обязан суд в силу того факта, что им рассматривалось это дело и был постановлен судебный акт. В освобождении этих заявлений от пошлины находит свое воплощение принцип доступности судебной защиты охраняемых законом прав и интересов граждан.
Полагаем, что необходимо решить в законодательном порядке вопрос о последствиях, которые должны наступать в случаях подачи в суд неправильно оформленного или сформулированного заявления. Практика показывает, что нередко лица, обращающиеся с просьбой в суд о рассмотрении дела по вновь открывшимся обстоятельствам, свои заявления именуют исковыми, жалобами или заявлениями об опротестовании судебного акта в порядке надзора.
Председатели соответствующих судов, вынесших судебные акты, подлежащие пересмотру по вновь открывшимся обстоятельствам, принимая такого рода документы, должны разъяснить заинтересованным лицам, как правильно оформить и именовать заявление. Иногда суды при поступлении к ним неправильно оформленного заявления вообще отказывают в его приеме. Чтобы исключить любые подобного рода ошибки, необходимо предусмотреть в законе правило, аналогичное норме ст. 130 ГПК РФ. Согласно этому правилу, заявление о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам судебных актов, вступивших в законную силу, неправильно названное или не содержащее должных реквизитов, оставляется без движения до направления его в назначенный судом срок. При устранении в установленный судом срок недостатков заявления, оставленного без движения, оно должно считаться поступившим в день первоначальной его подачи. Следует специально оговорить в законе, что отказ в приеме заявления из-за его неправильного оформления не допускается.
Отказ в приеме заявления, по нашему мнению, может иметь место лишь в строго ограниченных случаях, не подлежащих расширительному толкованию, когда судьей будет установлено, что у лица, его подавшего, отсутствуют процессуальные предпосылки на обращение в суд с требованием о пересмотре судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам. Поэтому отказ должен следовать лишь в случаях: если оспариваемый акт не подлежит пересмотру в судебных органах (например, он вынесен иным органом, осуществляющим защиту гражданских прав, - товарищеским, третейским судом, арбитражем и т. д.); если решение, подлежащее пересмотру, вынесено не этим судом; если заявление о пересмотре акта подано недееспособным лицом или от имени лица, участвовавшего в деле, гражданином, не имеющим на это полномочий, или вообще не субъектом возбуждения этой стадии процесса; если есть уже определение суда об отказе в отмене этого акта правосудия по вновь открывшимся обстоятельствам по тому же основанию, постановленное по заявлению других указанных в законе лиц. Было бы желательно указанные правила предусмотреть в процессуальном законодательстве, как это, например, сделано применительно к принятию судом исковых заявлений (ст. 129 ГПК).
Подводя итог сказанному, можно в обобщенном виде заключить: необходимо, чтобы рассмотрению гражданского дела по вновь открывшимся обстоятельствам предшествовало возбуждение производства, ставящее целью обеспечить квалифицированное решение вопроса о возможности приема заявления к рассмотрению. При отсутствии такого процессуального этапа этот вопрос приходится решать в ходе рассмотрения судом заявления, что чрезвычайно затрудняет производство по делу, так как суду в коллегиальном составе надо предварительно проверить предпосылки права на подачу заявления и выполнить другие обязанности, которые мог и должен был выполнить судья единолично при приеме заявления к своему производству.
Далее, учитывая специфику рассмотрения дел по вновь открывшимся обстоятельствам, следует детально урегулировать и вопросы подготовки этих дел к судебному разбирательству - истребование, представление и обеспечение доказательств, необходимых в этой стадии, вызов в судебное заседание участвующих в деле лиц и других участников процесса. Подготовка к судебному разбирательству, безусловно, должна учитывать и особенности конкретных гражданских дел, которые также нельзя упускать из виду.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР"
(утв. ВС РСФСР 11.06.1964)
ЗАКОН РФ от 09.12.1991 N 2005-1
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЕ"
Законность, N 8, 1995

Нужно ли заключать договоры о закреплении имущества на праве полного хозяйственного ведения и оперативного управления?  »
Комментарии к законам »
Читайте также