Цели и задачи бюджетной политики государства

А.В. МАКАРОВ
Макаров А.В., директор Юридического института Читинского государственного университета, кандидат юридических наук.
Бюджетную сферу в финансовой системе государства наиболее точно позволяют определить цели и задачи бюджетной политики.
От бюджетной политики государства, разрабатываемой и осуществляемой органами власти, зависят бюджетные правоотношения. По мнению Карасевой М.В., бюджетно-правовая политика как явление, а точнее, как определенная стратегия бюджетно-правового регулирования, стала определяться к 1998 году <*>. В этом году был принят Бюджетный кодекс РФ, а также Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 годах <**>. Фактически в этих двух актах была объективирована определенная бюджетно-правовая политика.
--------------------------------
<*> См.: Карасева М.В. Понятие правовой политики и ее развитие в сфере финансов // Финансовое право. 2002. N 4. С. 4 - 8.
<**> См.: Постановление Правительства РФ от 30.07.1998 "О концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 годах" / Российская газета. 1998. 8 августа.
Следует согласиться с мнением, что финансово-бюджетная политика осуществляется главным образом именно в ходе бюджетного процесса, она предполагает определение целей и задач в области финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования денежных средств, управления финансами и бюджетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов <*>.
--------------------------------
<*> См.: Бюджетная система России / Под ред. Г.Б. Поляка. М.: ЮНИТИ - ДАНА. 2001. С. 96.
Исследование бюджетного процесса предполагает изучение закономерностей финансово-бюджетной политики, учет реалий политической обстановки и соответственно использование политологической терминологии и политологических приемов относительно бюджетной сферы общественных отношений.
Именно посредством проведения правовой политики регламентируется бюджетная сфера отношений, обеспечивается проведение финансовых реформ <*>.
--------------------------------
<*> См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ. 2001. С. 495.
Таким образом, можно констатировать наличие прямой и обратной связи между правовой политикой (включающей финансово-бюджетную составляющую) и бюджетной сферой.
Правовая политика в бюджетной сфере, как впрочем, и во всякой другой, должна быть научно обоснована, устойчива и предсказуема. Эффективный бюджетный закон содержит разумные и научно обоснованные цели и средства для их достижения. Бюджетная правовая политика должна основываться на принципах равенства всех перед законом; балансе публичных и частных интересов; научной и социальной обусловленности; гласности и справедливости, системности.
Итак, основными целями и задачами бюджетной политики следует считать: рост уровня потребления населения; увеличение собираемости налогов и совершенствование политики в области доходов; всемерную экономию государственных расходов; сбалансированность бюджета; реформирование межбюджетных отношений; переход к среднесрочному бюджетному планированию, исполнению бюджетов по принципу единства кассы; усиление финансового контроля; принятие реалистичных бюджетов.
Что касается бюджетного планирования, то здесь следует отметить, что управление финансовыми потоками, входящими в сферу бюджетных отношений, - одна из главных функций государства. Ее реализация требует ясности, "прозрачности", четкой правовой регламентации принципов, полномочий и соответствующих механизмов. Система бюджетного планирования призвана показать реальные пределы допустимых затрат в среднесрочной перспективе и обосновать стратегический подход к решению приоритетных задач. Оценка эффективности процесса бюджетного планирования предполагает: отражение реальной (объективной) картины ресурсообеспеченности, системы государственных расходов, связь среднесрочного прогноза социально-экономического развития и прогнозов бюджета, принятие обоснованных решений и детальное изложение политики для приоритетного развития секторов экономики, гласность.
Расходы бюджета должны планироваться в соответствии с бюджетными заявками бюджетополучателей. Процедура подачи рассмотрения и удовлетворения бюджетной заявки должна предусматривать доказательность необходимости заявляемых бюджетополучателем запрашиваемых сумм. Закупки материальных, технических средств (работ, услуг) за счет средств бюджета должны производиться только на конкурсной основе, основным критерием отбора в котором должно стать повышение эффективности бюджетных расходов.
Безусловно, результатом разумной, обоснованной бюджетной политики является эффективное функционирование бюджетной системы, которая, в свою очередь, должна обеспечивать соответствие между расходными функциями и наличием соответствующих ресурсов; необходимые права и стимулы для мобилизации бюджетных поступлений с мест; выполнение органами власти и управления своих полномочий в законодательной и исполнительной областях при соблюдении требования их финансовой независимости; регулирование состояния и режима использования природно-ресурсного и экологического потенциала как основы существования и развития страны и жизнеобеспечения ее населения; стимулирование деловой активности, осуществление структурных преобразований, улучшение инвестиционной привлекательности.
В настоящее время система бюджетного устройства России, бюджетные взаимоотношения, разработка и исполнение бюджетов имеют определенные недостатки, которые приводят к таким последствиям, как резкое сужение доходной базы бюджетов всех уровней; рост числа субъектов Федерации и муниципальных образований, имеющих дотационные бюджеты; рост недоимок в бюджеты всех уровней; неравномерность бюджетной обеспеченности жителей городов и сельской местности, а также финансирования отдельных статей региональных и местных бюджетов; распыление государственных и муниципальных финансов по многочисленным внебюджетным фондам, имеющим по своей сути бюджетную природу и целевую направленность; наличие значительных встречных потоков денежных средств в процессе "расщепления налогов", сборов и платежей, субсидий и дотаций в межбюджетных отношениях; отсутствие должного стимулирования бюджетных механизмов снижения дотационности ЖКХ, продукции АПК, услуг газового хозяйства, пассажирского транспорта и других дотационных сфер; значительное сокращение бюджетных расходов, в первую очередь на инвестиционные цели; передача на региональный и местный уровень управления расходных полномочий без соответствующего подкрепления их доходными источниками; недостаточно полный учет всех составляющих баланса финансовых ресурсов региона при проведении политики регулирования территориального развития; низкая степень прозрачности бюджетных процедур; слабая нормативно-правовая база разработки и исполнения бюджетов различных уровней.
Практически каждый из указанных недостатков реально создает благоприятные условия для различного рода правонарушений при расходовании бюджетных средств, что в своей совокупности приводит к причинению существенного ущерба государству, так как по своей структуре эти правонарушения в подавляющем большинстве состоят в хищении бюджетных средств.
Успех финансовых преобразований в стране зависит от создания оптимального механизма обеспечения действительного, а не просто регламентированного правом сочетания интересов на всех уровнях бюджетной системы. Существующая система межбюджетных отношений в Российской Федерации несовершенна, что находит выражение в сохраняющейся индивидуальности при определении финансовой помощи регионам, отсутствии целевой направленности финансовой поддержки субъектов Федерации, ограниченности сферы формализованного распределения финансовой помощи, недостаточной "прозрачности" методики расчета трансфертов, отсутствии стимулов для региональных и местных властей укреплять собственную налоговую базу и обоснованной методики оценки бюджетных потребностей регионов. Неотработанность отношений, неадекватность доходных полномочий расходным в цепочке "РФ - субъекты Федерации" проецируются и на уровень "региональные бюджеты - местные бюджеты".
Исходя из того, что в настоящее время бюджетная система Российской Федерации состоит из федерального бюджета, 21 республиканского бюджета республик в составе Федерации, 56 краевых и областных бюджетов, включая одну автономную область, городских бюджетов Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тысяч местных бюджетов <*>, можно сделать вывод о том, что чрезмерное количество бюджетов, особенно местных, в настоящее время не позволяет достаточно эффективно определять направления финансовых потоков, контролировать их использование. Другими словами, формирование и реализация бюджетной политики требуют совершенствования, улучшения, устранения недостатков.
--------------------------------
<*> См.: Финансовое право / Отв. ред. А.М. Ковалева. М., 1997. С. 36 - 37.
Для обеспечения эффективности функционирования бюджетной системы необходимо соблюдение четырех основных условий:
1) Четкое разграничение полномочий между всеми уровнями власти по расходам;
2) Наделение соответствующих уровней власти достаточными для реализации этих полномочий доходными источниками;
3) Сглаживание вертикальных и горизонтальных дисбалансов доходов и расходов нижестоящих бюджетов;
4) Полная прозрачность бюджетных процедур.
Соблюдение этих условий будет способствовать в том числе и минимизации возможностей для различного рода злоупотреблений при расходовании бюджетных средств.
В настоящее время очевидно для всех, что систему бюджетных отношений необходимо реформировать. Для этого чрезвычайно важно выработать принципы и критерии такого реформирования бюджетных правоотношений. Ими могут быть следующие:
- сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений;
- закрепление за региональными и местными бюджетами на долговременной основе нормативов отчислений от ряда регулирующих доходов;
- усиление заинтересованности субъектов Федерации и органов местного самоуправления в повышении уровня собственных доходов бюджета, наиболее полном и своевременном сборе налогов, как собственных, так и всего контингента регулирующих доходов;
- равенство прав субъектов Федерации и муниципальных образований в межбюджетных отношениях, не исключающее их различия в степени соответствия этих прав реально сложившимся условиям для самообеспечения? функционирования и социально-экономического развития каждого из них;
- применение в бюджетном регулировании единых для всех субъектов Федерации и муниципальных образований методологии, критериев и факторов, учитывающих их индивидуальные или групповые особенности;
- сокращение встречных финансовых потоков;
- взаимная ответственность органов власти всех уровней за соблюдением обязательств по межбюджетным отношениям;
- ясность (прозрачность) и гласность межбюджетных отношений.
Таким образом, система бюджетных правоотношений должна ориентироваться на достижение экономической эффективности; социальной справедливости; политической стабильности.
Построение разумной децентрализованной бюджетной системы, в которой решения принимаются на разных уровнях управления, следует считать более эффективной.
Бюджетные правоотношения, основанные на соблюдении данных принципов, играют свою четко определенную позитивную роль в качестве структурного элемента бюджетного механизма, который, в свою очередь, представляет собой реальное воплощение бюджетной политики и активный инструмент ее реализации.
Юрист, 2005, N 10

Использование потенциала механизма финансового лизинга для оптимизации инвестиционных процессов в транспортной отрасли  »
Комментарии к законам »
Читайте также