Муниципальные выборы и российские политические партии: участвовать или не участвовать?

УЧАСТВОВАТЬ ИЛИ НЕ УЧАСТВОВАТЬ?
Н.Н. НЕРОВНАЯ
Неровная Н.Н., доцент Челябинского государственного университета, кандидат юридических наук.
Формирование самоуправляемого местного сообщества невозможно без осознания гражданами, проживающими в муниципальном образовании, своей причастности к нему, признанием себя членом некоего объединения людей, которое оказывает непосредственное влияние на решение местных вопросов. Созданием такой общности людей, принимающих на себя ответственность за дела местные, о чем в идеальном варианте системы местного самоуправления говорится в Конституции Российской Федерации, и занимается институт муниципальных выборов. Рассмотрим вопросы обеспечения реализации конституционного права граждан на управление делами государства, а именно посредством формирования органов местного самоуправления.
Следует отметить, что избирательное законодательство в настоящее время достигло достаточной степени развития, чтобы предъявлять к нему более серьезные требования, чем на первых этапах формирования, когда в первую очередь требовалось обеспечить реализацию основных демократических принципов проведения свободных выборов на основе многопартийности и реальной альтернативности в выборе кандидата. Необходимо также обратить внимание на фактически завершение почти десятилетнего процесса становления такого демократического института, как местное самоуправление, о котором в настоящее время можно говорить как о состоявшемся элементе российской государственности.
Проводимая в настоящее время в России реформа местного самоуправления наглядно демонстрирует, что российское местное самоуправление существует де-юре и де-факто. Тем не менее развитие данного института все еще связано со значительными трудностями, среди которых можно выделить проблему реализации права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления и участие российских политических партий в муниципальных выборах. Остановимся на специфике законодательной регламентации института субъектов муниципальных выборов с точки зрения участия политических партий в них.
Основу избирательного процесса составляет деятельность, осуществляемая уполномоченными на то участниками (субъектами). Она опирается на Конституцию РФ и составляет важнейший элемент конституционного строя России. Субъекты избирательного процесса - это индивидуальные и коллективные (ассоциированные) участники выборов, совершающие действия, направленные на формирование публичной власти с результатами, не вызывающими недоверия, поскольку они были получены в соответствии с нормативными актами <*>. С принятием Федерального закона "О политических партиях" основным коллективным субъектом избирательного процесса признается политическая партия. Закон о партиях устанавливает, что политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти (п. 1 ст. 36 данного Закона). Изменение статуса политических партий в избирательном процессе объективно продиктовало необходимость изменения Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Однако данный Закон продолжает использовать понятие "избирательное объединение". Справедливо задать вопрос: почему? Ведь то, что понятие "избирательное объединение" - это временное явление, использование которого объяснялось особенностями становления российской избирательной системы и отсутствием системы стабильных политических структур, отмечали многие ученые <**>.
--------------------------------
<*> Краснов К.В. Субъекты избирательного процесса в Российской Федерации: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2000. С. 30 - 31.
<**> См.: Вешняков А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве РФ / А.А. Вешняков. М.: Издательство "Весь Мир", 1997. С. 70; Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов / Отв. редактор А.В. Иванченко. М.: Издательство "НОРМА", 1999. С. 172.
Конечно, сама по себе дефиниция "избирательное объединение" во многом носит формальный характер. Реальное ее наполнение зависит от правового содержания, которое вкладывается в данное понятие. А зависит оно, во-первых, от субъектного состава участников выборов и, во-вторых, от выборов, которые проводятся в нашей стране.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане имеют право участвовать в выборах как органов государственной власти, так и органов местного самоуправления. Местное самоуправление представляет собой неотъемлемое звено в механизме осуществления власти народа, одну из гарантий самостоятельности, автономности гражданского общества, его самореализации. Это один из каналов реализации многочисленных интересов, которые отражают особенности индивидуального бытия части человеческого сообщества в конкретном месте его обитания: городе, поселке, районе и других муниципальных образованиях (п. 1 ст. 12 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <*> и п. 1 ст. 10 редакции данного Закона от 6 октября 2003 г. <**>). Местное самоуправление - тот уровень публичной власти, где происходит изначально непосредственное обеспечение нормальной жизнедеятельности каждого человека, его права на достойную жизнь. Согласно Европейской хартии о местном самоуправлении существование облеченных реальной властью органов местного самоуправления обеспечивает эффективное и одновременно приближенное к гражданину управление <***>.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 35. Ст. 3506.
<**> Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 40.
<***> Преамбула Европейской хартии о местном самоуправлении от 15 октября 1985 года // Местное самоуправление в зарубежных странах (информационный обзор) / Под ред. Н.П. Медведева, А.И. Ракитова и др. М., 1994. С. 71 - 78.
Поэтому в сфере местного самоуправления также находит свое воплощение тесное взаимодействие прямой и представительной форм демократии. Партии, участвуя в выборах органов местного самоуправления, выступают в качестве посредников между выборными органами местного самоуправления и населением, и тем самым в роли связующего звена в механизме взаимодействия государства с местным самоуправлением через разветвленную сеть своих структур. Вместе с этим следует учитывать и специфику местных выборов. Например, Т. Абалкина усматривает особенность муниципальных выборов в их хозяйственной ориентации в отличие от политической направленности губернаторских выборов или выборов законодательных органов субъектов Федерации. Она подчеркивает, что в большинстве муниципальных образований претенденты на должность мэра вынужденно будут применять в качестве ведущей ориентацию социальной защиты, ибо с местной властью связываются бытовые интересы, то есть те, которые выражаются в понятии "комфорт проживания" <*>. Аналогичную позицию высказывает В.А. Черников, который считает, что необходимо отказаться от определения субъектов участия в муниципальных выборах по политическому признаку. Окраска местной власти не только и не столько политическая, сколько социально-коммунальная. Местное самоуправление обеспечивает прежде всего решение жизненно важных вопросов функционирования местного хозяйства, предоставление населению социально-культурных услуг (включая благоустройство и развитие территории) <**>.
--------------------------------
<*> Проблемы организации выборов глав местного самоуправления ("круглый стол") // Государственное управление. 1996. N 5. С. 31.
<**> Черников В.А. Муниципальные выборы: как выбирать достойных. Бюллетень Конгресса муниципальных образований Российской Федерации. Вып. 39. 1999 г. // Архив Конгресса муниципальных образований Российской Федерации.
Вследствие этого участие только политических партий в формировании неполитических структур, которыми являются органы местного самоуправления, будет противоречить конституционному статусу и природе местного самоуправления. На местах существует множество различных общественных объединений, которые даже более полно, чем политические партии, способны выразить насущные интересы населения в вопросах распоряжения муниципальной собственностью, благоустройства территории, охраны окружающей среды и так далее <*>. Именно поэтому законодатель продолжает использовать термин "избирательное объединение", объединяя в этой конструкции две категории субъектов избирательного процесса. Основной участник - политическая партия, имеющая в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, а также региональное отделение или иное структурное подразделение политической партии, имеющее в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.
--------------------------------
<*> Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов / Отв. ред. А.В. Иванченко. М.: Издательство "НОРМА", 1999. С. 176.
Вместе с тем при проведении выборов в органы местного самоуправления статус "избирательного объединения" может получить иное общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах и которое создано в форме общественной организации либо общественного движения и зарегистрировано в соответствии с законом на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. При этом указанное общественное объединение либо внесенные в его устав изменения и дополнения, которые предусматривают участие в выборах, должны быть зарегистрированы не позднее, чем за один год до дня голосования (в соответствии с п. 25 ст. 1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"). Непосредственное участие в выборах неполитических, но достаточно весомых в каждом муниципальном образовании общественных объединений не может не возбудить интереса местного сообщества, которое в достаточной степени удалено от общеполитических проблем.
В то же время это является и основным недостатком данного подхода. Вытеснение подобным образом партий из общественно-политической жизни местного сообщества приводит к гибели формирующейся местной партийной элиты, т.е. отделений политических партий на местном уровне. Вместе с тем коммунальное большинство в местном представительном органе вряд ли придет в него с обоснованной политической позицией, четким пониманием существа муниципальных правоотношений, необходимости реформ, осознанием приоритетности интересов местного сообщества.
Местному сообществу не может сопутствовать успех, если его граждане пребывают в состоянии апатии, дезорганизации и не располагают в нем сетью общественных структур, способных мобилизовать и четко выразить волю большинства, превратить ее в эффективный инструмент местного самоуправления <*>. Подобным инструментом должны стать политические партии (местные отделения), так как основной целью их создания является постоянное и непосредственное участие в данных процессах, а иные общественные объединения, действующие в муниципальных образованиях, имеют более узкие, специальные, цели.
--------------------------------
<*> См.: Муниципальное право Российской Федерации: учебник / Под ред. Ю.А. Дмитриева. М., 1999. С. 323.
Тем не менее присутствие общероссийских политических партий на муниципальном уровне пока не обеспечивало эффективного решения местных задач в силу их оторванности от муниципальной проблематики, сосредоточенности только на общефедеральных задачах.
В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент РФ подчеркнул, что парламентские партии являются частью государственно-политической машины и одновременно с этим - частью гражданского общества. Наиболее влиятельной его частью, а значит, и наиболее ответственной. Мы все заинтересованы в углублении взаимодействия партийных структур с регионами страны, с гражданами и общественными организациями <*>. Необходимо, чтобы и российские политические партии поняли это. Очевидно, что местный уровень власти - это самый короткий и прямой путь к решению насущных, жизненно важных для населения проблем. Если избиратель поймет, что политические партии в состоянии помочь гражданам создать на местах достойные условия жизни, то и на общефедеральном уровне российские партии получат более весомую поддержку.
--------------------------------
<*> Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 16 мая 2003 г.
Массовый избиратель живет в конкретных районах, городах, поселках и он хочет видеть результаты партийной работы рядом с собой, у себя дома, а не только в столице. Так что партии должны бороться за голоса избирателей. И практика проведения муниципальных выборов уже показывает, что политические партии начинают достаточно активно в них участвовать. Например, на выборах в Челябинскую городскую Думу, которые состоялись 20 марта 2005 г., было зарегистрировано 57 кандидатов от различных политических партий (Единой России, ЛДПР, КПРФ, Российской партии пенсионеров, Социал-демократической партии России, СПС, Яблока). Активную поддержку в проведении предвыборной агитации оказала своим кандидатам Российская партия пенсионеров и партия Единая Россия.
В итоге по результатам голосования из 37 мандатов в Челябинской городской Думе 30 депутатов представляют различные политические партии: 17 - Единую Россию, 9 - Российскую партию пенсионеров, 2 - Яблоко, 1 - СПС, 1 - СДПР и только 7 депутатов являются беспартийными. Следует отметить, что вместе с представителями партий в Челябинской городской Думе будут заседать и представители общественных организаций, например Челябинской городской молодежной общественной организации "Правосознание", и профсоюзов.
Государственная власть и местное самоуправление, 2005, N 9

Проблемы оптимизации процесса монетизации натуральных преимуществ в российской федерации  »
Комментарии к законам »
Читайте также