Единая национальная идея - основа и смысл единства российского государства

ОСНОВА И СМЫСЛ ЕДИНСТВА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА
В.Г. АННЕНКОВА
Анненкова В.Г., кандидат юридических наук, доцент, директор филиала ГОУ ВПО СГАП в г. Балаково.
Единым может быть только государство, объединенное единой идеей. Ведь только государство способно объединить разрозненные представления, чувства, эмоции миллионов своих граждан и выразить их общую волю на рациональном уровне посредством правовой политики и практики ее реализации. Существенным фактором в обеспечении единства российского народа выступает единая государственная идеология.
Одним из приоритетов развития демократического правового российского государства на современном этапе его развития и стала выработка общих для всех россиян ценностей, общей национальной идеи. Для такой многонациональной и многоконфессиональной страны, как Россия, это имеет особое значение. По результатам Всероссийской переписи населения Россия является одним из самых многонациональных государств мира - представители свыше 200 народов и этнических групп проживают на территории страны. Семь народов, населяющих Россию, - русские, татары, украинцы, башкиры, чуваши, чеченцы и армяне имеют численность населения, превышающую 1 млн. человек. Русские являются наиболее многочисленной национальностью, их численность составила 116 млн. человек <*>. Как констатируется в "Концепции государственной национальной политики Российской Федерации", утвержденной Указом Президента РФ 15 июня 1996 г.: "Благодаря объединяющей роли русского народа сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов" <**>. Таким образом, русский элемент общности, экономики, культуры, психологии является определяющим для других этносов и всего государства.
--------------------------------
<*> Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. М., 2003. С. 14 - 15.
<**> Российская газета. 1996. 10 июля.
Российское общество, находящееся на социально-историческом переломе, испытывает острую потребность в конкретном знании целей экономических и политических преобразований, а также в идеях, способных сплотить его для реализации этих целей.
Развитие российского государства свидетельствует, что имперская идеология царской России, а затем коммунистическая идеология потерпели крах.
После распада Советского Союза, когда не стало объединяющей идеи, тем не менее удалось сохранить единое федеративное государство. Как справедливо отмечает Р.Г. Абдулатипов: "Альтернативы межнациональному взаимодействию и единству, объединению разнонациональных сил в Российской Федерации не существует" <*>.
--------------------------------
<*> Абдулатипов Р.Г. Национальный вопрос и государственное устройство России. М., 2000. С. 379.
После выборов Президента РФ 1996 г. в обществе с особой остротой развернулась дискуссия о выработке национальной идеи. Сторонником этого был и глава государства. Выступая на встрече со своими доверенными лицами 12 июля 1996 г., он сказал, что "в истории России в XX веке были разные периоды - монархизм, тоталитаризм, перестройка. На каждом этапе была своя идеология. А у нас ее сейчас нет. И это плохо. Подумайте над тем, какая национальная идея, национальная идеология - самая главная для России" <*>.
--------------------------------
<*> Цит. по: Пантелеев С.Ю. Государственная идеология в постсоветской России // Российское государство и общество. М., 1999. С. 430.
В качестве объединяющих предлагались различные идеи: национальное самоутверждение, государственность, религиозное возрождение и другие <*>. Полагаем, что когда речь идет о формировании единой государственной идеологии, нужно ясно сознавать, что это должна быть идеология всеобщая.
--------------------------------
<*> См. об этом: Цыбулевская О.И. О нравственном аспекте реализации принципа "Единство прав и обязанностей" // Материалы международной научно-практической конференции (7 - 8 декабря 2000 г.). Саратов, 2001. С. 153.
Особая роль в формировании государственной идеологии принадлежит конституции. С.А. Авакьян справедливо отмечает, что "конституция просто не может не быть идеологическим - в смысле мировоззренческим - документом... каждая конституция закрепляет свою систему общественных ценностей... и нацелена на то, чтобы на ее основе формировались соответствующие воззрения каждого члена общества" <*>. В учении о конституции при рассмотрении ее сущности отдельно выделяется ее идеологическая функция, которая заключается в том, что она является средством идеологического воздействия. "Конституционные ценности, будучи стержнем либерально-демократической идеологии, защищаются и охраняются" <**>. Если учесть, что Конституция РФ обладает наивысшей юридической силой и легитимностью, так как принята непосредственно народом на референдуме, то можно утверждать, что россияне признают идеологические нормы, закрепленные в ней, а государство обязано обеспечить всеми законными средствами их пропаганду в обществе.
--------------------------------
<*> Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 1997. С. 15.
<**> Конституционное право: Учебник для вузов / Отв. ред. А.Е. Козлов. М., 1996. С. 31.
В целом взгляды ученых-государствоведов в отношении формирования единой государственной идеи разделились на два полярных лагеря.
Сторонники одного подхода утверждают, что в такой многонациональной стране, как Россия, государственная идея, обеспечивающая единство государства, должна быть наднациональна. Мы присоединяемся к суждениям ученых, полагающих, что формирование наднациональной концепции государственности России служит предпосылкой единения российского народа. Суть наднациональной концепции видится в создании модели федерации, которая обеспечила бы постепенное формирование единой российской нации.
По выражению В.А. Тишкова, выращивание и культивирование особой наднациональной в этническом смысле общности российского народа - российской нации может стать идейной основой обеспечения жизнеспособности российского государства, поддержания его единства, целостности и стабильности, достижения национального согласия <*>.
--------------------------------
<*> Тишков В.А. Россия как многонациональная общность и перспективы межэтнического согласия: Информационно-аналитическая записка / Совет Федерации, Комитет по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике. 30 января. 1995. С. 7 - 14.
Другой подход связан с тем, что в многонациональной и многоконфессиональной России государственная идея не может быть наднациональной. По мнению Ф.З. Дзапшбы, цивилизационные параметры современного западного федерализма задаются во многом выступающим несущим сверхконцептом "постнационального общества" <*>. В России так или иначе системообразующим центральным сверхконцептом выступает "полиэтническое государство" <**>.
--------------------------------
<*> См.: Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1996. С. 60.
<**> Дзапшба Ф.З. Федерализм: современная теория и политическая практика / Под ред. В.М. Долгова. Саратов, 1999. С. 184.
Действительно, характерной особенностью Российской Федерации является то, что она представляет собой одно из крупнейших в мире многонациональных государств.
Полагаем, что объединяющей и примиряющей национальной государственной идеей вполне может выступать идея единой и неделимой России.
По мнению аналитиков, события последнего года и особенно трагедия в Беслане заставили Кремль по-новому взглянуть на лозунг обеспечения единства страны, сделав его главным и системообразующим. По мнению заместителя главы Администрации Президента РФ Владислава Суркова, тезис Президента РФ "Россия должна быть единой" вполне подходит для новой национальной идеи <*>. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ в 2003 г. так и называлось "Сильная Россия - единая Россия" <**>.
--------------------------------
<*> Рудаков В. Слава - России. Кремлевских чиновников озарила национальная идея // Профиль. 2004. N 36. С. 15 - 17.
<**> Российская газета. 2003. 17 мая.
Именно Президент РФ и Федеральное Собрание должны разрабатывать и утверждать государственную идеологию. При этом необходимым условием должно быть привлечение широкого круга политической, религиозной и научной общественности. Как отмечают В.И. Коваленко, Е.В. Голошумов, "без четкого научного обеспечения... она может обернуться еще одним монстром, которые уже не раз терзали Россию, стать средством политического манипулирования, направленного против страны и народа" <*>. Кроме того, считаем целесообразным вынесение соответствующей концепции на всенародное обсуждение.
--------------------------------
<*> Коваленко В.И., Голошумов Е.В. Национальная идея как научная проблема современной российской политологии // Вестник МГУ. Сер. 12. 1998. N 4. С. 19.
В рамках становления нового федеративного государства невозможен возврат к старым идеологическим догмам, необходима новая интегрирующая национальная идея, которая должна основываться на демократии, гражданственности, патриотизме. "Достижение не провозглашаемого, а реального единства правового, политического и социально-экономического пространства станет необратимым в том случае, если у всех народов, проживающих на территории Российской Федерации, выработается ощущение принадлежности к России не на основе крови, а на основе историко-культурной общности и единого государственного языка" <*>.
--------------------------------
<*> Маркедонов С. Апология Российской идеи, или как нам сохранить Россию // Тезисы по российской национальной политике. М., 2004. С. 6.
Государственная власть и местное самоуправление, 2005, N 9

Реализация подзаконного правового акта: проблемы взаимоотношений закона и подзаконного правового акта  »
Комментарии к законам »
Читайте также