Преступления, совершенные в сфере распределения жилищного фонда в вооруженных силах российской федерации, других войсках, воинских формированиях и органах

ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
ДРУГИХ ВОЙСКАХ, ВОИНСКИХ ФОРМИРОВАНИЯХ И ОРГАНАХ
Я.Н. ЕРМОЛОВИЧ
Я.Н. Ермолович, лейтенант юстиции, следователь (криминалист) военной прокуратуры - войсковая часть 54370.
Право на жилище означает возможность иметь жилище, пользоваться им на условиях, установленных законом.
Конституция Российской Федерации (ст. 40) провозгласила в числе основных прав и свобод человека и гражданина право на жилище. Право на жилище - одно из важнейших социально-экономических прав граждан России, поскольку жилище относится к основным материальным условиям жизни человека.
Потребность человека в жилище возникает с момента его рождения и сохраняется на всем протяжении его жизни, т.е. имеет постоянный характер. С возрастом, созданием семьи и т.п. изменяются лишь конкретные формы этой потребности.
Многоаспектность конституционного права на жилище проявляется в том, что оно является юридической основой возникновения многочисленных и разнообразных форм и способов осуществления права на жилище в тех или иных конкретных жилищных отношениях <*>.
--------------------------------
Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих" А.В. Кудашкина, К.В. Фатеева включен в информационный банк согласно публикации - М.: Издательство "За права военнослужащих", 2000. <*> Кудашкин А.В., Фатеев К.В. Комментарий к Федеральному закону "О статусе военнослужащих". 3-е изд., перераб. и доп. Серия "Право в Вооруженных Силах". М.: За права военнослужащих, 2002. С. 225.
В сложившейся ситуации одной из актуальных проблем правоприменительной практики военных прокуратур является пресечение и предупреждение правонарушений в сфере распределения жилищного фонда Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов.
Наиболее распространенными формами правонарушений в сфере жилищных правоотношений в Вооруженных Силах Российской Федерации являются:
1) незаконное получение (покупка) новой квартиры на основании подложной справки о сдаче прежнего жилья;
2) получение излишней жилой площади (новой квартиры) путем фальсификации данных о фактическом составе семьи, лицах, находящихся на иждивении военнослужащего;
3) незаконное получение денежных средств за поднаем жилья;
4) незаконное получение безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья <*>.
--------------------------------
<*> Методические рекомендации по расследованию и квалификации преступлений, совершенных в сфере распределения жилищного фонда Вооруженных Сил и других воинских формирований Российской Федерации от 17.12.99. С. 1.
Правовое регулирование жилищных правоотношений с участием военнослужащих осуществляется в соответствии с такими документами, как:
1) Жилищный кодекс Российской Федерации;
2) Федеральный закон "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ;
3) Постановление Правительства Российской Федерации "О подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" от 20 ноября 2003 г. N 700;
4) Постановление Правительства Российской Федерации "Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба" от 4 мая 1999 г. N 487;
5) Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" от 6 сентября 1998 г. N 1054 (с изменениями);
6) Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" от 31 декабря 2004 г. N 909;
7) Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь" от 21 декабря 2004 г. N 817;
8) распоряжение Правительства Российской Федерации "О перечне закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, имеющих жилищный фонд" от 1 июня 2000 г. N 752-р (с изменениями и дополнениями);
9) Постановление Совета Министров РСФСР и ВЦСПС "Об утверждении Положения о продаже гражданам квартир в собственность и оплате расходов на их содержание и ремонт" 1989 г. N 134;
10) Приказ Министра обороны Российской Федерации "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 15 февраля 2000 г. N 80;
11) Приказ Министра обороны Российской Федерации "О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации" от 21 апреля 1997 г. N 150 (с изменениями; фактически не применяется);
12) Приказ Министра обороны Российской Федерации "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" от 21 ноября 1998 г. N 517;
13) Приказ Министерства здравоохранения СССР "Об утверждении Списка заболеваний, дающих право лицам, страдающим этими заболеваниями, на первоочередное получение жилой площади" 1983 г. N 330;
14) Приказ Министра строительства Российской Федерации "Об утверждении временной методики оценки жилых помещений" 1995 г. N 17-115;
15) Постановление Пленума Верховного Суда СССР "О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге" от 30 марта 1990 г. N 4 (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. N 6).
В зависимости от объективной стороны преступления и объекта преступного посягательства, направленности умысла виновного преступления в сфере распределения жилья в Вооруженных Силах Российской Федерации могут квалифицироваться как мошенничество (ст. 159 УК РФ), злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), подделка, изготовление и сбыт поддельных документов, использование заведомо подложного документа (ст. 327 УК РФ), причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165 УК РФ).
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 9 УК РФ преступность и наказуемость деяния определяются уголовным законом, действовавшим во время его совершения.
В то же время ч. 1 ст. 10 УК РФ устанавливает, что уголовный закон, устраняющий преступность деяния, смягчающий наказание или иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление, имеет обратную силу, т.е. распространяется на лиц, совершивших преступления до вступления такого закона в силу.
Практически во всех случаях правильная квалификация деяний, совершенных до 1 января 1997 г., в части совершения мошенничеств и подлога документов осуществлялась по УК РСФСР, а в части злоупотребления служебным положением - по ст. 285 УК РФ, поскольку санкции ст. 147 УК РСФСР и ст. 285 УК РФ мягче, чем соответственно санкции ст. 159 УК РФ и ст. 260 УК РСФСР.
Что касается подделки и использования заведомо подложного документа, то здесь санкция ч. 2 ст. 327 УК РФ более мягкая в сравнении с ч. 2 ст. 196 УК РСФСР, а чч. 1 и 3 ст. 327 УК РФ предусматривают более строгое наказание за аналогичные деяния, чем санкции чч. 1 и 3 ст. 196 УК РСФСР <*>.
--------------------------------
<*> Методические рекомендации по расследованию и квалификации преступлений, совершенных в сфере распределения жилищного фонда Вооруженных Сил и других воинских формирований Российской Федерации. С. 3.
В практике существует много случаев, когда факт незаконного получения квартиры устанавливается уже по истечении большого срока времени с момента совершения преступления. Если в возбуждении уголовного дела отказано в связи с истечением сроков давности или вследствие акта амнистии, необходимо принимать меры к добровольному возвращению незаконно приватизированной квартиры либо решать этот вопрос в гражданско-правовом порядке. В случае невозможности возвращения квартиры в натуре следует решать вопросы возмещения ущерба с учетом рыночной стоимости жилья и имевшей место инфляции.
Объект преступления - это то, на что направлено посягательство, чему причиняется или может быть причинен вред в результате совершения преступления, в данном случае это могут быть в зависимости от квалификации преступления общественные отношения собственности, государственная власть и интересы государственной службы, установленный порядок управления.
Предмет преступления - это овеществленный элемент материального мира, воздействуя на который виновный осуществляет посягательство на объект преступления. В данном случае предметом преступного посягательства выступает жилое помещение, право собственности и иные вещные права на жилые помещения. В соответствии со ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Это может быть жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната. В соответствии со ст. 288 ГК РФ под правом собственности на жилое помещение понимается право владения, пользования и распоряжения принадлежащим собственнику жилым помещением в соответствии с его назначением. Гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи, а также может сдавать для проживания на основании договора.
В соответствии с требованиями ст. 81 УПК РФ незаконно полученные квартиры надлежит признавать вещественными доказательствами и предлагать суду при рассмотрении уголовного дела принимать в отношении их решения в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 81 УПК РФ.
В ходе изучения практики расследования преступлений рассматриваемой категории установлено, что только в единичных случаях незаконно полученные квартиры признаются вещественными доказательствами по делу.
Объективная сторона преступления - это внешний акт общественно опасного посягательства на охраняемый уголовным правом объект, обладающий определенными признаками. К числу признаков объективной стороны относятся: действие или бездействие, посягающее на тот или иной объект; общественно опасные последствия; причинная связь между действием (бездействием) и последствиями; способ, место, время, обстановка, средства и орудия совершения преступления. В данном случае лицо - военнослужащий совершает действия, направленные на незаконное приобретение жилья или прав на него, при этом в результате его действий причиняется имущественный ущерб государству, ущемляется право на жилище других граждан-военнослужащих, которые в соответствии с законом могли получить безвозмездно в собственность жилье, но не получили в результате преступных действий этого лица, причиняется вред интересам государственной службы, подрывается авторитет органов государственной власти, вера людей в силу закона и социальную справедливость, особенно в тех случаях, когда такие преступления остаются нераскрытыми. Военнослужащий, совершающий данное преступление, уже реализовал свое право на жилье, т.е. у него в собственности или в пользовании уже имеется жилье и он совершает определенные действия, направленные на незаконное получение (покупку) новой квартиры, получение излишней жилой площади (новой квартиры) путем фальсификации данных о фактическом составе семьи, лицах, находящихся на иждивении военнослужащего, незаконное получение безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья, незаконное получение денежных средств за поднаем жилья.
Незаконное получение жилой площади практически всегда сопряжено с обманом и злоупотреблением доверием, использованием поддельных документов, а поэтому практически во всех случаях в качестве основной и первоначальной должна рассматриваться версия о хищении имущества путем мошенничества, т.е. хищения чужого имущества или приобретения права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием.
Обман предполагает как сознательное искажение истины (активный обман), так и ее умолчание (пассивный обман).
В большинстве случаев изготовления и приобретения поддельных справок о сдаче жилья эти действия представляют собой активный обман. Реже такие действия совершаются в виде пассивного обмана, т.е. когда лицо скрывает какие-либо факты о наличии у него в собственности жилья, о приобретении или продаже жилья, которое было у него в собственности.
Для правильной квалификации преступных действий, связанных с незаконным получением новых (дополнительных) квартир путем мошенничества, большое значение имеет установление следственным путем предмета преступного посягательства (какая из квартир является предметом мошенничества) и соответственно размера причиненного ущерба. Нередко прокурорско-следственные работники включают в обвинение стоимость всех приватизированных квартир либо наиболее дорогостоящую из них, что не всегда соответствует фактическим обстоятельствам дела и, как правило, влечет судебное реагирование.
О направленности умысла объективно свидетельствует факт продажи одной из квартир. Однако если уголовное дело возбуждено в связи с выявлением фактов приватизации двух и более квартир, ни одна из которых военнослужащим еще не отчуждена, то умысел надлежит устанавливать следственным путем. В такой ситуации необходимо достоверно установить намерение военнослужащего и членов его семьи об избрании постоянного места жительства, а также планировавшееся решение по распоряжению полученными квартирами.
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации по данному поводу предложила особо отметить, что "как мошенничество могут быть квалифицированы только преступления против собственности. В связи с этим указанная квалификация возможна лишь в случае, если преступные действия были связаны с приватизированным жильем, либо по делу доказано, что виновный при незаконных операциях по найму жилья имел цель в дальнейшем обратить его в свою собственность или иным образом распорядиться им для получения денежных средств либо других материальных благ" <*>.
--------------------------------
<*> Методические

О порядке компенсации расходов на содержание в детских садах и яслях детей военнослужащих  »
Комментарии к законам »
Читайте также