Гражданин как участник таможенно - тарифных правоотношений(т.н. трошкина)

ТАРИФНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Материал подготовлен с использованием правовых актов
по состоянию на 1 марта 2001 года
Т.Н. ТРОШКИНА
Татьяна Николаевна Трошкина, кандидат юридических наук.
За последние 10 - 15 лет заметно активизировалось участие юридических и физических лиц в таможенных отношениях. Это связано прежде всего с двумя основными обстоятельствами. Во-первых, со времени упразднения государственной монополии на внешнюю торговлю практически все юридические лица в той или иной форме подключились к осуществлению внешнеторговой деятельности и, как следствие, стали участниками таможенных правоотношений. Значительно возросло и число граждан (физических лиц), перемещающих через таможенную границу товары и транспортные средства как в коммерческих целях, так и в иных целях, не связанных с осуществлением коммерческой деятельности. За целой категорией таких граждан прочно закрепилось название "челноки". Именно эти "челноки" в самые трудные периоды экономического развития России помогали наполнить внутренний рынок необходимыми товарами широкого спроса.
Во-вторых, продолжают развиваться гуманитарные контакты и туристические обмены, а следовательно растет число пассажиров, пересекающих российскую границу.
Пересекая таможенную границу Российской Федерации, граждане вступают в отношения, регулируемые действующим таможенным законодательством. Таможенные правоотношения весьма разнообразны. Одна из их разновидностей - таможенно - тарифные правоотношения, возникающие в связи с обязанностью гражданина уплатить при перемещении товаров и транспортных средств через российскую таможенную границу причитающиеся таможенные платежи.
Предлагаемая вниманию читателя статья посвящена изучению структуры таможенно - тарифных правоотношений. Она поможет ответить на три основные вопроса:
1) в связи с чем лицо обязано вступать в таможенно - тарифные правоотношения;
2) с кем оно будет в таких отношениях;
3) какими правами и обязанностями оно наделено в качестве участника (субъекта) таких отношений.
Как и любое правоотношение, таможенно - тарифное правоотношение следует рассматривать как явление, имеющее сложную структуру, под которой понимается внутреннее строение и взаимосвязь элементов правоотношения.
Таким образом, изучить структуру таможенно - тарифного правоотношения - значит исследовать его структуру и взаимосвязь (взаимодействие) трех основных элементов - субъектов (участников) правоотношения, его содержания и объекта. Рассмотрим каждый из названных элементов таможенно - тарифного правоотношения.
Субъекты таможенно - тарифных правоотношений
Участниками таможенных правоотношений могут выступать как физические, так и юридические лица. Специфика таможенно - тарифных правоотношений как отношений властеподчинения предполагает асимметричность субъектного состава: одни участники правоотношений наделены властными полномочиями в сфере таможенно - тарифного регулирования (так называемые активные субъекты), другие же выполняют все предписания и требования, исходящие от активных субъектов, и в конечном счете исполняют обязанность по уплате таможенной пошлины (так называемые пассивные субъекты).
Как правило, в качестве активного субъекта в таможенно - тарифных правоотношениях выступает таможенный орган. Таможенная пошлина за товары, пересылаемые в международных почтовых отправлениях, уплачивается государственному предприятию связи, которое перечисляет указанные платежи на счет таможенных органов.
Таможенные органы Российской Федерации составляют систему, в состав которой входят:
- Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России);
- региональные таможенные управления;
- таможни;
- таможенные посты.
В Таможенном кодексе (ст. 10) закреплены основные функции таможенных органов. Одной из них является взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей.
К иным направлениям деятельности таможенных органов относятся: осуществление таможенной политики; обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности и защита экономических интересов России; применение средств таможенного регулирования торгово - экономических отношений; осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления; осуществление валютного контроля; борьба с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства и др.
Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России) - центральный орган федеральной исполнительной власти, непосредственно осуществляющий руководство таможенной деятельностью. Положение о ГТК России утверждено Указом Президента Российской Федерации от 25.10.94 N 2014 (в ред. Указа от 16.09.99 N 1235) <*>.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 27. Ст. 2855; 1999. N 38. Ст. 4533.
Основной объем оперативной работы (сбор и анализ информации, подготовка проектов управленческих решений, руководство деятельностью структурных подразделений местных таможенных органов и т.д.) приходится на управления и отделы ГТК России.
Управление федеральных таможенных доходов (УФТД) ГТК России руководит деятельностью региональных таможенных управлений и таможен по обеспечению полной и своевременной уплаты таможенных платежей. УФТД разрабатывает технологию взимания таможенных платежей; контролирует процесс декларирования товаров, деятельность фирм и предприятий, расположенных в свободных экономических зонах; следит за поступлениями таможенных платежей от экспорта энергоносителей и т.д.
Таможенно - тарифное управление (ТТУ) ГТК России отвечает за разработку предложений и мер таможенно - тарифного регулирования и введение этих мер в действие, оценивает результаты их применения и вносит соответствующие предложения руководству ГТК России. В составе ТТУ имеются следующие отделы:
- отдел таможенно - тарифного регулирования, который разрабатывает предложения по таможенному тарифу, участвует в подготовке нормативных актов по таможенному обложению;
- отдел номенклатуры, занимающийся проблемами внедрения Гармонизированной системы описания и кодирования товаров, контролирующий номенклатурный перечень товаров, подлежащих лицензированию, квотированию и другим мерам государственного регулирования внешнеторговой деятельности;
- отдел экономических таможенных режимов, который разрабатывает проекты нормативных актов, регулирующих порядок использования таких таможенных режимов, как таможенный склад, свободная таможенная зона, переработка товаров под таможенным контролем и др.
В осуществлении таможенно - тарифного регулирования внешнеторговой деятельности принимают участие и другие управления ГТК России: Управление организации таможенного контроля, Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил и др.
Необходимость промежуточного звена в системе таможенных органов объясняется в первую очередь огромными размерами таможенной территории Российской Федерации. В настоящее время таможенная территория Российской Федерации поделена на регионы, в границах которых региональные таможенные управления руководят и координируют деятельность таможенных органов на местах (таможен и таможенных постов). В непосредственном подчинении региональных таможенных управлений находятся расположенные на территории данного региона таможенные органы, за исключением таможенных органов, непосредственно подчиненных ГТК России.
Общее положение о региональных таможенных управлениях утверждено Приказом ГТК России от 10.01.96 N 12 <*>. В нем подробно перечислены основные функции регионального таможенного управления, в том числе и те из них, которые связаны с взиманием таможенных платежей. Так, региональное таможенное управление:
--------------------------------
<*> Российские вести. 1996. N 73, 78, 89.
- организует и обеспечивает сбор, обобщение и анализ информации по начислению и взиманию таможенных платежей нижестоящими таможенными органами;
- организует, координирует и контролирует начисление и взимание нижестоящими таможенными органами таможенных платежей, предоставление отсрочки и рассрочки уплаты таможенных платежей, таможенно - тарифных и иных льгот в соответствии с действующим законодательством;
- осуществляет контроль за правильностью учета и отражения в документах таможенных платежей, обеспечивает взыскание неуплаченных таможенных платежей, в том числе в бесспорном порядке;
- осуществляет контроль за полнотой взимания и своевременным перечислением в федеральный бюджет нижестоящими таможенными органами таможенных пошлин и налогов, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу России;
- осуществляет контроль за полнотой взимания нижестоящими таможенными органами денежных средств, формирующих фонд развития таможенной системы Российской Федерации, своевременным их перечислением.
Таможня осуществляет свою деятельность под общим руководством ГТК России и непосредственным руководством и регионального таможенного управления, которому таможня подчинена. Создание, реорганизация и ликвидация таможни осуществляются решением ГТК России. Отдельные таможни могут быть подчинены непосредственно ГТК России.
ГТК России определяет регион деятельности таможни (подведомственный регион). В непосредственном подчинении таможни находятся таможенные посты, расположенные в подведомственном регионе, за исключением таможенных постов, непосредственно подчиненных региональному таможенному управлению или ГТК России.
В Общем положении о таможне Российской Федерации (приложение N 2 к Приказу ГТК России от 10.01.96 N 12) определены задачи и подробно перечислены функции таможни, в том числе в отношении взимания таможенных платежей.
Таможня, помимо осуществления прочих функций:
- начисляет таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;
- осуществляет проверку правильности исчисления лицами таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;
- взимает таможенные пошлины, налоги и иные таможенные платежи;
- контролирует фактическую уплату лицами таможенных платежей;
- взыскивает неуплаченные платежи, в том числе в бесспорном порядке;
- принимает в пределах своей компетенции решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты платежей, таможенно - тарифных и иных льгот в соответствии с действующим законодательством;
- применяет механизм обеспечения уплаты таможенных платежей;
- обеспечивает правильное отражение в документах и учет таможенных платежей;
- обеспечивает полноту взимания и осуществляет своевременное перечисление денежных средств в федеральный бюджет;
- обеспечивает полноту взимания и своевременное перечисление денежных средств, формирующих фонд развития таможенной системы России;
- осуществляет сбор, обобщение и анализ сведений о таможенных платежах, предоставляя эти сведения вышестоящему таможенному органу;
- осуществляет контроль за состоянием этой работы в нижестоящих таможенных органах.
В последнее время стали создаваться специализированные таможни, одним из примеров которых является Центральная энергетическая таможня, учрежденная в Москве "в целях усиления контроля за нефтью, нефтепродуктами, газом и электроэнергией, перемещаемыми через таможенную границу России трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, исходя из специфики перемещения таких товаров через таможенную границу". Энергетической таможне подконтрольны таможенные посты и отделы таможенного оформления других таможен, осуществляющих таможенное оформление и контроль товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу трубопроводным транспортом и по линии электропередачи, в пределах оперативных функций, установленных в Положении о Центральной энергетической таможне, утвержденном Приказом ГТК России от 08.08.2000 N 674.
Таможенный пост осуществляет свою деятельность под непосредственным руководством таможни или регионального таможенного управления. Отдельные таможенные посты могут быть подчинены непосредственно ГТК России.
По общему правилу таможенный пост не является юридическим лицом. Однако в соответствии с решением ГТК России он может быть наделен статусом юридического лица. В этом случае таможенный пост имеет самостоятельный баланс, текущие счета в банках, наделяется правом оперативного управления в отношении закрепленного за ним имущества, являющегося федеральной собственностью.
Создание, реорганизацию и ликвидацию таможенного поста осуществляет региональное таможенное управление. Таможенный пост со статусом юридического лица или подчиненный непосредственно ГТК России создается, реорганизуется и ликвидируется решением ГТК России.
В Общих положениях о таможенном посте Российской Федерации (приложение N 3 к Приказу ГТК России от 10.01.96 N 12) закреплены следующие функции таможенного поста, связанные с взиманием таможенных платежей:
- начисление и взимание в пределах своей компетенции таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;
- проверка правильности исчисления лицами таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;
- участие в обеспечении полноты взимания денежных средств;
- взаимодействие с налоговыми и финансовыми органами, находящимися в подведомственном регионе, в целях повышения эффективности взимания таможенных платежей, их взыскания, обеспечения своевременности прохождения денежных средств.
Появляются новые разновидности специализированных таможенных постов. Так, в Постановлении Правительства РФ от 08.01.98 N 15 <*> был одобрен порядок организации и деятельности специализированных таможенных постов по оформлению ввоза на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза с таможенной территории Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней.
--------------------------------
<*> Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 3. Ст. 350.
Пассивный участник таможенно - тарифных правоотношений - это, как правило, участник внешнеторговой деятельности, обязанный уплатить таможенную пошлину за товар, перемещенный через таможенную границу. В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" российскими участниками внешнеторговой деятельности являются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющие постоянное место нахождения на ее территории, а также физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства в Российской Федерации и зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, а иностранными участниками внешнеторговой деятельности выступают юридические лица и организации в иной правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены, а также физические лица - иностранные граждане, гражданская

Комментарии к законам »
Читайте также