Перспективы развития системы юридического образования в свете присоединения российской федерации к болонскому процессу

ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
К БОЛОНСКОМУ ПРОЦЕССУ
В.П. КИРИЛЕНКО, А.Ю. ПИДЖАКОВ
В.П. Кириленко, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права Северо-Западной Академии государственной службы, заслуженный юрист РФ, профессор, доктор юридических наук.
А.Ю. Пиджаков, заведующий кафедрой международного права Академии гражданской авиации, профессор, кандидат юридических наук, доктор исторических наук.
Последнее десятилетие реформирование национальных систем высшего образования в Европе проходит в рамках так называемого Болонского процесса, целью которого выступает создание единого общеевропейского пространства высшего образования. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г., закрепляющей направления государственной политики в области образования, однако, нет упоминания ни о Болонской декларации, ни о других документах Болонского процесса.
Однако если сравнить текст Концепции с положениями, отраженными в документах Болонского процесса, то нетрудно заметить определенную схожесть между ними.
19 сентября 2003 г. Россия подписала Болонскую декларацию и официально присоединилась к процессу формирования единого общеевропейского образовательного пространства. В связи с этим актуальным для рассмотрения будет вопрос о реализации трех первоочередных задач Болонского процесса: принятие трехуровневой модели высшего профессионального образования, использование кредитной системы при характеристике учебной нагрузки и введение Европейского приложения к диплому. Эти проблемы мы попытаемся рассмотреть в настоящей работе.
Единство европейского пространства высшего образования обеспечивается прежде всего введением сходных периодов обучения и названий для них. Болонская декларация так формулирует эту задачу, стоящую перед европейским сообществом высшего образования: "Принятие системы легко читаемых и сравнимых степеней,.. в основном базирующихся на двух основных циклах, начальном и последующем. Доступ ко второму циклу должен обусловливаться успешным завершением первого цикла, длящегося не менее трех лет. Степень, присваиваемая после первого цикла, должна соответствовать европейскому рынку труда как обеспечивающая достаточную квалификацию". Тем самым было признано целесообразным поделить высшее образование на два уровня, чтобы дать возможность различным категориям студентов по желанию получать высшее образование разного качества с различными сроками обучения.
В Болонской декларации степень "доктор наук" отдельно не упоминается. На Берлинской конференции министров, отвечающих за высшее образование в европейских странах, в 2003 г. было принято решение включить в эту схему в качестве третьего уровня степень доктора наук.
Согласно указанной модели первый уровень европейского высшего образования - бакалавр. Болонская декларация устанавливает, что для завершения первого уровня необходимо не менее трех лет подготовки. На съезде европейских ректоров в Саламанке было констатировано, что первый уровень требует набора студентом от 180 до 240 академических кредитов. Выпускник, имеющий степень бакалавра, вправе продолжить обучение на втором уровне, по завершении которого присваивается степень магистра. Самый высокий (третий) уровень европейского высшего образования предполагает обучение в докторантуре. Нормативных требований для сроков подготовки в магистратуре и докторантуре не устанавливается.
На основе анализа образовательного законодательства стран, вовлеченных в Болонский процесс, можно сделать следующий вывод. Доминирует следующая схема двухуровневой модели: три года бакалавриат + 2 два года магистратура. Таким образом, для получения степени магистра, как правило, необходимо пять лет обучения.
В России многоуровневая подготовка в высшем образовании используется с 1992 г. Однако она существенно отличается от общеевропейской модели.
Так, Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" устанавливает три ступени высшего профессионального образования: бакалавр (со сроком обучения не менее четырех лет), дипломированный специалист (не менее пяти лет) и магистр (не менее шести лет). Согласно указанному Закону соответствующие образовательные программы могут быть реализованы непрерывно и по ступеням. В нем предусмотрена также возможность получения неполного высшего профессионального образования со сроком обучения не менее двух лет.
Фактически реализуются две схемы. Первая предусматривает пятилетнее обучение по программам подготовки дипломированного специалиста (наиболее используемая). Вторая включает освоение четырехлетней программы бакалавра с возможностью продолжения образования в специалитете (+ один год) или магистратуре (+ два года).
Модель (четыре года бакалавриат + два года магистратура), закрепленная в настоящий момент в российском законодательстве об образовании, не подходит под европейские каноны.
В связи с этим предлагается в рамках более полного вхождения России в единое европейское пространство высшего образования ввести в качестве основной наиболее распространенную болонскую модель первых двух уровней высшего образования: трехлетний бакалавриат и двухлетняя магистратура.
Образовательный стандарт для нового трехлетнего бакалавриата можно разработать на базе существующих учебных программ среднего профессионального образования и четырехлетнего бакалавриата. Подготовка магистра с пятилетним образованием в данном случае в большей степени будет основана на нынешнем обучении дипломированного специалиста.
Отличительной чертой российской образовательной системы является двухуровневая структура ученых степеней.
В академической прессе неоднократно отмечалось, что российская ученая степень кандидата наук по основным критериям (в частности, по срокам обучения и качеству образования) сопоставима, а зачастую и превосходит европейскую степень доктора наук. Однако вопрос о признании нашей степени кандидата наук за рубежом не всегда решается однозначно. Одним из препятствий выступает то обстоятельство, что сам термин "кандидат" в других странах имеет совершенно иное значение.
Учитывая отмеченное, представляется необходимым рассмотрение следующего вопроса: в целях обеспечения международного признания называть кандидата наук доктором.
Что же касается принятой в настоящее время в России ученой степени доктора наук, то она имеет чисто российское происхождение и предназначение. Несомненно, это самая высокая по международным стандартам научная квалификация, которая может считаться на национальном уровне как характеристика научных достижений ученого в той или иной области науки.
Профессор Л. Гребнев отмечает, что наш "доктор наук" - степень сугубо "научная", а не "образовательная", а значит, она лежит вне правового поля "высшего образования" <*>. Для нее невозможно придумать никакой образовательный стандарт уже по той причине, что докторантура в нашей стране - это развитие научной квалификации в режиме "самообразования" без каких-либо обязательных занятий, экзаменов. В связи с этим он предлагает законодательно закрепить степень доктора наук как научную и вывести из сферы профессионального образования.
--------------------------------
<*> Гребнев Л. Высшее образование в Болонском измерении: российские особенности и ограничения // Высшее образование в России. 2004. N 1.
В литературе высказываются различные возможные варианты по дальнейшему названию нынешнего доктора - например, "заслуженный доктор" или "доктор Академии наук". Важно только, чтобы название отражало более высокий, надболонский национальный статус указанной степени по сравнению с зарубежным доктором наук.
Важным для рассмотрения является следующий вопрос: после окончания какого образовательного уровня (бакалавриата или магистратуры) возможно поступление в докторантуру? В некоторых странах (Великобритания, Словения, Болгария) существует практика поступления в докторантуру тех, кто обладает степенью бакалавра. Однако болонская трехуровневая модель (бакалавр - магистр - доктор) предполагает последовательность перехода с одной образовательной ступени на другую. Магистр получает образование более высокого качества. Набор дополнительных компетенций, предусмотренных магистерской программой, позволяет заниматься работой, связанной с научными исследованиями. В связи с этим необходимо на законодательном уровне закрепить положение, согласно которому право продолжения образования в докторантуре предоставляется лицам, успешно закончившим образовательные программы бакалавра и магистра.
В ходе многочисленных встреч представителей стран - участниц Болонского процесса по разработке мероприятий в целях создания единого европейского пространства высшего образования обсуждался вопрос, какую следует использовать систему для определения трудоемкости учебной работы, количественной оценки содержания образовательной программы. Болонская декларация предусматривает "внедрение системы зачетных кредитов по типу ECTS <*> - Европейской системы зачета кредитов, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности". Документ упоминает систему ECTS лишь как пример, однако никакой другой общеевропейской системы не появилось.
--------------------------------
<*> "European Credit Transfer System" - Европейская система зачета кредитов.
В основе системы ECTS лежит академический кредит - единица трудозатрат студента. За один учебный год начисляется ровно 60 кредитов или 30 за один семестр. При начислении кредитов в трудоемкость засчитываются аудиторная нагрузка (лекционные, семинарские и лабораторные занятия), самостоятельная работа студента, рефераты, эссе, курсовые и дипломные работы, написание магистерской и докторской диссертаций, практики, стажировки, подготовка к экзаменам, а также сдача экзаменов.
Количество необходимых кредитов за семестр является фиксированным и составляет 30 единиц. Если студент не набирает этих кредитов, то он не переводится на следующий семестр.
Каждая дисциплина, курс (согласно европейской терминологии - модуль) образовательной программы характеризуется определенным количеством кредитов. Так, если в учебном году предусмотрено 12 дисциплин, то суммарное количество кредитов по каждой из них должно составлять 30 кредитов. Количество кредитов, которое присваивается каждому модулю, зависит от количества часов, отводимых на его изучение, а также от нагрузки, которую испытывает студент для его освоения, и значимости данного учебного курса. Дисциплины общеобразовательного характера (такие, как физическая культура, военная подготовка) оцениваются меньшим количеством кредитов, нежели профессиональные и специальные предметы.
Существенная черта системы ECTS заключается в том, что кредиты сами по себе не являются единицами, а всегда описывают выполненную работу как часть учебного плана. Следовательно, кредиты накапливаются в рамках последовательной программы обучения, отражая определенный объем работы, успешно завершенный на определенном уровне для признания квалификации <*>. В нашей стране использование в области высшего профессионального образования системы, основанной на кредитных единицах, началось несколько раньше официального вступления в Болонский процесс. Так, в 2002 г. Министерство образования Российской Федерации приняло "Методику расчета трудоемкости основных образовательных программ высшего профессионального образования в зачетных единицах" (письмо Минобразования РФ от 28 ноября 2002 г. N 14-52-988ИН/13) и направило ее в высшие учебные заведения, использующие зачетные единицы для учета трудоемкости учебной нагрузки студентов.
--------------------------------
<*> Ларионова М.В., Шадриков В.Д. Формирование общеевропейского пространства высшего образования. Задачи для российской высшей школы. М., 2004.
В России кредитная система получила официальное название - система "зачетных единиц". В литературе можно встретить критические замечания по поводу перевода "credit" как "зачетная единица". На наш взгляд, не принципиально, как это будет называться на русском языке (зачетная единица, кредит, академический кредит или кредитная единица). Важно, чтобы в Приложении к диплому использовалась европейская терминология (т.е. credit).
Авторы указанной Методики исходили из того, что учебный год состоит из 52 недель, составляющих год, 2 недели зимой и 8 недель летом приходятся на студенческие каникулы. Если учесть также нерабочие дни, то остается 40 недель на все виды учебной работы, предусмотренной ГОС ВПО (теоретическое обучение, включая сессии, практики, итоговую аттестацию). При делении этой цифры на 60 получается цена одной зачетной единицы в неделях. При нормативной продолжительности рабочей недели студента в 54 академических часа получается базовое отношение: 1 зачетная единица равна 36 академическим часам, что составляет 2/3 недели.
Таким образом, в Методике установлено, что одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам общей трудоемкости продолжительностью по 45 минут (или 27 астрономическим часам), а максимальный объем учебной нагрузки студента в неделю составляет 1,5 зачетные единицы.
Как видно, Россия в данном случае использует механистический подход в выражении образовательной программы, установленной в ГОС ВПО, в кредитах. Часы учебной работы переводятся в зачетные единицы при помощи коэффициента. В результате этого остается неучтенным, например, такой фактор, как значимость той или иной учебной дисциплины в процессе подготовки специалиста. Единственным критерием при определении кредитного выражения модуля выступает лишь количество отведенных на его рассмотрение академических часов.
В целях дальнейшего внедрения кредитной системы в российское образование целесообразно начать разработку новых государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования на основе системы зачетных единиц. Данный подход позволит учитывать образовательную нагрузку студента при аудиторных занятиях с преподавателем, при выполнении обучающимся самостоятельной работы вне аудиторий и получении профессионального опыта на практике.
Итак, рассмотрев возможности интеграции России в европейское образовательное пространство, можем сделать определенные выводы.
Для реализации задач Болонской декларации в России требуются меры правового, экономического, идеологического характера. В законодательном и ином нормативном регулировании нуждаются следующие вопросы.
1. В целях более полного вхождения России в единое европейское пространство высшего образования путем внесения изменений в действующее законодательство об образовании принять в качестве основной наиболее распространенную болонскую модель первых двух уровней высшего образования: трехлетний бакалавриат и двухлетняя магистратура.
2. Для обеспечения международного признания российской ученой степени "кандидат наук" переименовать ее в доктора наук.

Нормативные договоры и образовательные доктрины как источники образовательного права в романо-германской системе права  »
Комментарии к законам »
Читайте также