К ВОПРОСУ ОБ ОБЪЕДИНЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ

В.В. ЕЛИСТРАТОВА
Елистратова Валентина Владимировна - соискатель кафедры теории государства и права Саратовской государственной академии права, старший преподаватель кафедры немецкого и французского языков.
Объединение Германии в 1990 году можно считать наиболее важным, заслуживающим особого внимания интеграционным процессом в Европе за последние полвека. Это событие имело не только государственно-правовой, но и международно-правовой характер. Идея единства нации рассматривалась как эффективное средство построения свободной Европы. Продолжение существования раздельной Германии увековечило бы раздел Европы и гонку вооружений. Кроме того, объединение Германии отвечало императивам исторического развития, прежде всего с точки зрения восстановления справедливости в отношении разделенного народа.
Объединение Германии явилось финалом решения "германского вопроса", который долгое время после второй мировой войны оставался открытым. Этот исторический факт является объектом пристального внимания ученых, в том числе и правоведов. Опыт Германии показал, насколько сложными и длительными могут быть интеграционные процессы. Растущие сегодня тенденции к объединению есть веление времени, поэтому столь важно и необходимо изучение опыта объединения Германии, правовой политики государств в этой области, о существовании которой можно смело говорить, так как объединение Германии осуществилось на правовой основе. Важно осмысление правовой политики Германии и сегодня в связи с тем, что объединение Германии породило, помимо положительных, ряд негативных явлений в жизни немецкого народа, преодолеть которые возможно лишь на основе грамотной, эффективной правовой политики государства в области стирания противоречий между бывшими ГДР и ФРГ.
Ю.А. Гремитских считает, что термин "воссоединение Германии" является абсолютно неверным. "Воссоединение Германии", если понимать этот термин юридически, означает, что будто бы речь идет об объединении всех частей Германии, в том числе утраченных территорий. Однако речь идет только об одном: об объединении ГДР и ФРГ, а все остальное объединяться не будет. Ни нынешние польские земли, ни Восточная Пруссия к Германии отойти не могут <*>.
--------------------------------
<*> Гремитских Ю.А. Европа 90-го года: проблемы объединения двух германских государств. М., 1990. С. 4.
По мнению Г.Я. Бакировой, вряд ли правильно говорить о том, что в случае объединения Германии произошел аншлюс (присоединение) ГДР. Она связывает это понятие с военно-силовой политикой, что предполагает насильственное присоединение чужих территорий с нарушением общепризнанных принципов и норм международного права. А процесс объединения современной Германии представлял собой добровольный акт обоих государств. Тем не менее в рамках "внутреннего аспекта" этот процесс произошел именно путем присоединения ГДР и ФРГ в соответствии с ч. 2 ст. 23 Основного закона ФРГ. Добровольное присоединение ГДР к ФРГ имеет многоаспектный характер. Это не просто воссоединение нации. Г.Я. Бакирова считает этот процесс составной частью в так называемом "германском вопросе". Здесь нельзя вычленить внешний аспект решения этой проблемы. Без согласия держав-победительниц во второй мировой войне это событие было бы невозможно. Объединение современной Германии - результат согласия всех заинтересованных сторон. Поэтому и говорят об "объединении" как о совокупности внутренних и внешних аспектов <*>.
--------------------------------
<*> Бакирова Г.Я. Международно-правовые аспекты объединения Германии // Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2000. С. 167.
После поражения во второй мировой войне верховная власть в Германии была принята четырьмя державами-победительницами - СССР, США, Великобританией и Францией. Оккупация Германии четырьмя державами-победительницами не представляла собой уничтожение германского государства и не привела к переходу немецкого суверенитета. В Германии государственная власть не перешла к союзникам, а значит, не утратила свою силу. Немецкий народ как носитель государственного суверенитета продолжал свое существование. Кроме того, существовала германская государственная территория. Международные соглашения предусматривали лишь временное взятие верховной власти союзными державами с целью обеспечения мира и безопасности в Европе.
Германский рейх, продолжающий свое непрерывное существование после 1945 года, в послевоенное время был разделен против желания немецкого народа. Значит, немецкому народу принадлежало право на восстановление и преобразование своего германского единства, вытекающее из права на самоопределение. Разделенное положение Германии ущемляло право немецкого народа на самоопределение и нуждалось в дальнейшем преодолении <*>.
--------------------------------
<*> Delbruck J. Deutschland und die Vereinten Nationen, in: Vereinte Nationen. 1985. Nr. 33. S. 185.
Доктринальное направление правовой политики в области объединения двух немецких государств уже в 50-х годах представляли несколько планов по объединению Германии. Наиболее известные из них: советская нота от 10 марта 1952 г. правительству США и "план Идена", выдвинутый на Берлинском совещании министров иностранных дел четырех держав в январе-феврале 1954 года.
Они не были приняты, но в этих планах содержались положения, которые создавали предпосылки для объединения. СССР предлагал заключение мирного договора с Германией на условиях нейтралитета единой Германии, то есть ее неучастия в военных союзах. План Идена четко обозначил пять пунктов воссоединения: 1) проведение свободных выборов во всей Германии; 2) созыв Национального собрания; 3) составление проекта конституции, ее принятие; 4) образование общегерманского правительства; 5) подписание и вступление в силу мирного договора.
Еще в 1953 году советник канцлера по международно-правовым вопросам Э. Кауфман предложил путь к воссоединению через создание конфедерации между ФРГ и ГДР. Предполагалось, что после общегерманских выборов некоторое время наряду с общегерманским правительством будут существовать оба германских правительства. Кроме того, предусматривалась разработка общегерманской конституции.
В. Ульбрихт, один из лидеров СЕПГ, в 1958 году также предлагал создание конфедерации двух немецких государств. Он обосновывал необходимость начала сближения между ФРГ и ГДР в экономической, таможенной и валютной областях, транспорте и связи. Исключалась возможность распространения государственного строя ФРГ на ГДР и наоборот. Обязательным условием был выход из военных союзов: ФРГ из НАТО, ГДР из Варшавского Договора.
Особое значение имела "Программа из десяти пунктов по преодолению раскола Германии и Европы" Гельмута Коля от 1989 года <*>, которая предусматривала создание конфедеративных структур с последующим объединением ГДР и ФРГ. Эта программа стала новым импульсом для дебатов по проблеме объединения Германии. Здесь на первый план вышла правовая сторона вопроса.
--------------------------------
<*> Zehn - Punkte Programm zur Uberwindung der Teilung Deutschlands und Europas (Bundeskanzler Dr. Helmut Kohl vor dem Deutschen Bundestag am 28.11.1989) in: Kurze Chronik der Deutschen Frage / Gerhard Diemer (Hrsg.). - Munchen. S. 210 - 224.
План объединения Германии из десяти пунктов, с которым Г. Коль выступил в бундестаге 28 ноября 1989 года, содержал три основные идеи:
- учреждение договорного союза между ФРГ и ГДР;
- создание конфедеративных структур;
- образование федерации.
1 февраля 1990 года премьер-министр ГДР Г. Модров выступил перед Народной палатой страны с концепцией германского единства, которая называлась "Германия - единое отечество". Конечной целью было провозглашение единого германского государства со столицей в Берлине. Далее события развивались так, что объединение Германии стало восприниматься не как целенаправленный акт, а как естественный процесс, не только как потенциальная возможность, но и как быстро утверждающаяся реальность. Был открыт путь к международно-политическому признанию неизбежности государственного объединения ГДР и ФРГ.
Правотворческое направление правовой политики в области объединения Германии проявилось в непосредственном создании правовой базы для объединения двух немецких государств. М.С. Горбачев подчеркнул, что правовая основа германского урегулирования связана с итогами войны, с ответственностью четырех держав за будущую роль Германии в мире <*>.
--------------------------------
<*> "Правда". 1990. 21 февраля.
В связи с этим следует различать "внутренние" и "внешние" аспекты процесса объединения Германии. Внутренние аспекты касались германо-германских отношений, "внешние" аспекты - международно-правового положения объединенной Германии в государственном, территориальном и военном отношении и могли быть урегулированы только при согласии с державами-победительницами и соседней Польшей. На первый план выдвинулись международно-политический и правовой аспекты объединения двух немецких государств. Ведь "процесс объединения Германии сразу же поставил вопросы международной жизни: будущее стратегической ситуации в Европе, включая военно-блоковую политику на континенте; перспективы строительства "общеевропейского дома", иными словами, европейского мирного порядка; создание единого германского государства, его статус и в связи с этим - нерушимость европейских границ" <*>.
--------------------------------
<*> Бакирова Г.Я. Международно-правовые аспекты объединения Германии. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2000. С. 7.
Основным вопросом в ГДР и ФРГ стал вопрос о способе предстоящего объединения. В преамбуле Основного закона, принятого 23 мая 1949 года, была провозглашена идея национального и государственного единства немцев, обосновывалось их право на свободное самоопределение.
Основной закон ФРГ содержал две статьи, регулировавшие объединение Германии: статью 23 и статью 146.
Ст. 23 Основного закона гласила: "Этот Основной закон действует вначале на территории земель Баден, Бавария, Бремен, Большой Берлин, Гамбург, Гессен, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия, Рейнланд-Пфальц, Шлезвиг-Гольштейн, Вюртемберг-Баден и Вюртемберг-Гогенцоллерн. В других частях Германии он должен вступить в силу после их присоединения".
Ст. 146 закрепляла следующее: "Этот Основной закон прекращает действовать в день вступления в силу Конституции, которая принята немецким народом путем свободного волеизъявления".
В случае реализации первого варианта произошло бы простое расширение ФРГ до общегерманского государства с сохранением существующего правового и экономического порядка, что означало бы конец ГДР.
Во втором случае возникло бы другое государство, новый субъект международного права, что означало бы конец и ГДР, и ФРГ.
Путь к германскому единству в соответствии со ст. 23 значительно ускорял процесс объединения двух немецких государств, так как в этом случае не требовались предварительные переговоры о новой Конституции и предполагалось автоматическое распространение политических, правовых и экономических структур ФРГ на Восточную Германию.
Правовой основой процесса договорного урегулирования в отношении Германии стал целый ряд международно-правовых соглашений. Совокупность таких договоров была необходима для удовлетворения интересов многих сторон. Определяющими следует назвать следующие международно-правовые договоры: договор "О создании валютного, экономического и социального союза между ФРГ и ГДР" от 18.05.1990, договор "Об установлении единства Германии ("Об объединении") от 31.08.1990 и договор "Об окончательном урегулировании в отношении Германии" от 12.09.1990.
Важнейшим этапом процесса восстановления внутреннего немецкого единства явился первый государственный договор "О создании валютного, экономического и социального союза между ФРГ и ГДР" от 18.05.1990 г., вступивший в силу 01.06.1990 <*>. Это был первый шаг на пути к государственно-правовому объединению.
--------------------------------
<*> Stern K. Vertrage und Rechtsakte zur deutschen Einheit. Band 1.: Staatsvertrag zur Wahrungs-, Wirtschafts- und Sozialunion. Munchen, 1991. S. 79.
Договор, состоящий из преамбулы и 38 статей, регулирует прежде всего экономические аспекты государственного объединения. Основой дальнейшего экономического и общественного развития ГДР согласно абзацу 3 преамбулы Договора становится социальная рыночная экономика, а соответствующие установки конституции ГДР относительно ее социалистического и государственного устройства теряют силу. Обе стороны в абзаце 4 преамбулы Договора закрепляют свое желание посредством создания валютного, экономического и социального союза осуществить "первый значительный шаг в направлении к установлению государственного единства в соответствии со статьей 23 Основного закона ФРГ".
Г.Я. Бакирова, анализируя последствия создания валютного, экономического и социального союза между ФРГ и ГДР, отмечает, что он ограничил экономический суверенитет ГДР, привел к передаче значительной части полномочий по управлению экономикой федеральным органам ФРГ, усугубил региональную отсталость, различия в доходах, условиях труда и быта. Переход к западногерманской валюте подорвал существовавшие в ГДР защитные механизмы противодействия экономической дезинтеграции и социальной поляризации в стране <*>. Тем не менее с течением времени негативные последствия проявлялись менее заметно, постепенно выравнивались условия труда и жизни в обеих частях Германии.
--------------------------------
<*> См.: Бакирова Г.Я. Международно-правовые аспекты объединения Германии // Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2000. С. 112.
Следующим шагом к практической реализации германского единства было приведение в соответствие административно-территориального деления ГДР и ФРГ. 22 июля 1990 г. на территории ГДР было учреждено пять новых земель: Мекленбург-Форпоммерн, Бранденбург, Саксония-Ангальт, Тюрингия и Саксония. Тем самым было снова введено в действие первоначальное деление ГДР на пять земель (в 1952 г. они были заменены пятнадцатью управляющимися из центра округами) и создана правовая предпосылка для вступления "других частей Германии" в сферу действия Основного закона ФРГ в соответствии со ст. 23 данного закона <*>. 23 августа 1990 г. Народная палата ГДР приняла решение о присоединении новых земель ГДР к ФРГ согласно ч. 2 ст. 23 Основного закона. Оно вступило в силу 3 октября 1990 г.
--------------------------------
<*> Филитов А.М. Германский вопрос: от раскола к объединению. Новое прочтение. М., 1993. С. 54.
Завершение внутреннего процесса объединения Германии ознаменовал договор между ФРГ и ГДР "Об установлении единства Германии" ("Об объединении"), подписанный 31 августа 1990 года <*>. На основе договора ГДР автоматически становится частью ФРГ. ФРГ берет на себя обязательство

Изменение роли и функций органов местного самоуправления в великобритании в ходе муниципальных реформ конца xx - начала xxi вв.  »
Комментарии к законам »
Читайте также