Истребование органами расследования сведений

В КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
А.В. ШМОНИН
Шмонин А.В., докторант Академии управления МВД России.
Проблемы истребования органами расследования сведений (документов) в кредитных организациях связаны прежде всего с режимом банковской тайны. Наличие проблем обусловлено, как правильно отмечается многими авторами, противоречиями, которые имеются между Федеральным законом от 2 декабря 1990 г. N 395-I "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 30 декабря 2004 г., с последующими изменениями и дополнениями) <*> (далее - Закон о банках), закрепляющим дополнительные гарантии охраны банковской тайны в ходе предварительного расследования, и Уголовным процессуальным кодексом РФ (далее - УПК РФ), устанавливающим общую процедуру предварительного расследования, а также в положениях самого Закона о банках.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492; 1998. N 31. Ст. 3829; 1999. N 10. Ст. 1254; N 28. Ст. 3459, 3469, 3477; 2001. N 26. Ст. 2586; N 33 (часть I). Ст. 3424; 2002. N 12. Ст. 1093; 2003. N 27 (часть I). Ст. 2700; N 50. Ст. 4855; N 52 (часть I). Ст. 5033, 5037; 2004. N 27. Ст. 2711; N 31. Ст. 3233; N 45. Ст. 4377; 2005 (часть I). Ст. 18, 45.
Анализ законодательства, регулирующего режим банковской тайны, показывает, что необходимо более детальное исследование правового содержания и сущности банковской тайны, а также описание его элементов и отношений, регулируемых уголовно-процессуальным законом.
Прежде всего необходимо отметить, что "банковская тайна" - одно из центральных понятий банковского законодательства, так как отношения, возникающие по поводу банковской тайны, пронизывают всю сферу банковской деятельности. Такое положение предопределяет повышенное внимание авторов криминалистических исследований, посвященных методикам расследования экономических преступлений, в свою очередь сопряженных с банковскими технологиями. На основании таких исследований необходимо не только разрабатывать научно обоснованные криминалистические рекомендации производства отдельных процессуальных и иных действий или их комплексов, но и выявить соответствующие противоречия в законодательном урегулировании банковской тайны и на этой основе совершенствовать (унифицировать) закон, в том числе уголовно-процессуальный.
Прямое определение понятия банковской тайны в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует, но ее содержание наиболее полно раскрыто в ст. 857 части 2 Гражданского кодекса РФ <*> (далее - ГК РФ) и ст. 26 Закона о банках, конкретизирующих и развивающих приведенные положения Конституции РФ <**> (далее - Конституция).
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410, 411; N 34. Ст. 4025; 1997. N 43. Ст. 4903; N 52. Ст. 5930; 1999. N 51. Ст. 6288; 2002. N 48. Ст. 4737; 2003. N 2. Ст. 160, 167; N 13. Ст. 1179; N 46 (часть I). Ст. 4434; N 52 (часть I). Ст. 5034; 2005. N 1 (часть I). Ст. 15, 45.
<**> Российская газета. 1993. N 237.
На основании проведенного анализа указанных норм действующего законодательства, а также многочисленных работ, посвященных проблемам банковской тайны, рассмотрим следующее определение этого понятия. Банковская тайна - это защищаемая кредитной организацией информация об операциях по счетам (вкладам) ее клиентов, а также о самих клиентах.
Режим банковской тайны определяет пределы доступа третьих лиц, в том числе органов расследования, к сведениям, содержащим эту тайну, порядок получения таких сведений, полномочия кредитной организации по предоставлению такой информации и т.п.
Как следует из смысла ст. 857 ГК РФ, сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а государственным органам и их должностным лицам - исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом. В случае разглашения кредитной организацией сведений, составляющих банковскую тайну, клиент, права которого нарушены, вправе потребовать от кредитной организации возмещения причиненных убытков.
Банковская тайна, таким образом, означает защиту банком в силу требования закона сведений, разглашение которых может нарушить права клиента. Предусматривая обязанность кредитной организации обеспечить банковскую тайну и определяя ее основные объекты, включая тайну банковского вклада, субъекты права на банковскую тайну, их обязанности и гражданско-правовую ответственность, ГК РФ одновременно устанавливает, что пределы возложенной на кредитную организацию обязанности хранить банковскую тайну определяются законом. В свою очередь, закрепление в законе таких пределов не может быть произвольным.
Предоставляемые кредитными организациями и их служащими сведения о счетах и вкладах и операциях по счету, а также сведения о клиентах органам расследования, как указывается в одном из постановлений Конституционного Суда РФ, должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе частных и публичных прав и интересов граждан, не затрагивать существо соответствующих конституционных прав, т.е. не ограничивать пределы и применение основного содержания закрепляющих эти права конституционных положений, и могут быть оправданы лишь необходимостью обеспечения указанных в ч. 3 ст. 55 Конституции целей защиты основ конституционного строя Российской Федерации, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц и общественной безопасности <*>.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 2003. N 21. Ст. 2058.
Из этого следует, что федеральный законодатель вправе возложить на кредитную организацию обязанность по предоставлению государственным органам и их должностным лицам, в том числе органам расследования, сведений, составляющих банковскую тайну, только в пределах и объеме, которые необходимы для реализации указанных в Конституции целей, включая публичные интересы и интересы других лиц. Так, согласно Закону о банках справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией им самим, судам и арбитражным судам (судьям), Счетной палате РФ, налоговым органам, таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве (ч. 2 ст. 26).
В соответствии с законодательством Российской Федерации справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией органам внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений (ч. 3 ст. 26).
Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве (ч. 4 ст. 26).
Проанализируем рассматриваемые положения.
Во-первых, особый (специальный) порядок получения органами расследования и другими предусмотренными ст. 26 Закона о банках субъектами, сведений, составляющих банковскую тайну, распространяется на все ее элементы, за исключением сведений о самом клиенте кредитной организации, что позволяет использовать в практической и научной деятельности понятие "банковская тайна" в узком смысле. При этом сведения о клиенте органы расследования могут истребовать у кредитной организации на общих основаниях, которые должны быть предусмотрены уголовно-процессуальным законом.
Во-вторых, при строгом толковании рассматриваемой статьи Закона о банках органы дознания и органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность с целью выявления, раскрытия и предупреждения экономических преступлений, в том числе включенные в систему органов внутренних дел, за исключением оперативных служб этих органов, осуществляющих функции по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений, не могут получить легальный доступ к сведениям, составляющим банковскую тайну, поскольку в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством первые не являются органами предварительного следствия (ст. 125 УПК РФ), а в отношении вторых отсутствует прямое указание в Законе о банках и других федеральных законах. При этом следует отметить, что по целому ряду преступлений в сфере экономики, в том числе совершаемых с использованием банковских технологий, например мошенничество (ч. 1 ст. 159 УК РФ <*>), присвоение или растрата (ч. 1 ст. 160 УК РФ), причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ч. 1 и 2 ст. 165 УК РФ), незаконное предпринимательство (ч. 1 ст. 171 УК РФ), злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ), уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (ч. 1 ст. 194 УК РФ), в соответствии со ст. 151 УПК РФ, производится дознание.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954; 1998. N 22. Ст. 2332; N 26. Ст. 3012; 1999. N 7. Ст. 871, 873; N 11. Ст. 1255; N 12. Ст. 1407; N 28. Ст. 3489, 3490, 3491; 2001. N 11. Ст. 1002; N 13. Ст. 1140; N 26. Ст. 2587, 2588; 2001. N 33 (часть I). Ст. 3424; N 47. Ст. 4404, 4405; N 53 (часть I). Ст. 5028; 2002. N 10. Ст. 966; N 11. Ст. 1021; N 19. Ст. 1793, 1795; N 26. Ст. 2518; N 30. Ст. 3020, 3029; N 44. Ст. 4298; 2003. N 11. Ст. 954; N 15. Ст. 1304; N 27 (часть II). Ст. 2708, 2712; N 28. Ст. 2880; N 50. Ст. 4848, 4855; 2004. N 30. Ст. 3091, 3092; 2005. N 1 (часть I). Ст. 1, 13.
В-третьих, как известно, органы внутренних дел наделены полномочиями не только по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений, связанных с деятельностью юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но и физических лиц. При этом, как следует из рассматриваемых положений статьи Закона о банках, у органов внутренних дел нет возможности получать справки по операциям и счетам (вкладам) физических лиц при осуществлении этими органами функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений, совершаемых физическими лицами.
В-четвертых, органы предварительного следствия не могут запросить у кредитной организации сведений об операциях, совершенных физическими лицами, не связанных со счетами и вкладами, что является существенной технической ошибкой законодателя. Как было ранее отмечено, ряд банковских операций (технологий), реализуемых кредитными организациями в интересах физических лиц, могут быть не связанными с открытием на их имя счетов (вкладов).
В-пятых, в положениях ст. 26 Закона о банках речь идет о предоставлении справок субъектам, которые имеют право истребовать справки об операциях по счетам и вкладам, т.е. изложенную на бумажном носителе информацию, интересующую эти субъекты, в том числе органы предварительного следствия, а не сами документы, являющиеся носителями такой информации. Как представляется, данная "усеченная возможность" субъектов, имеющих право доступа к сведениям, составляющим банковскую тайну, в том числе органов внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений, не обоснованна. Так, например, при реализации указанных в законе функций органы внутренних дел затребуют у кредитной организации информацию по операциям (зачисления и списание денежных средств) по счету юридического лица, основания этих операций, о третьих лицах (партнерах и контрагентах этого юридического лица) и т.п. Кредитной организации в таком случае проще подготовить пакет копий документов (расчетных), чем составлять справку, перенося в нее многочисленные реквизиты и иную информацию из таких документов. В связи с этим не секрет, что многие кредитные организации, предварительно согласовав возможность ответа на запрос с его инициатором (как правило, сотрудником службы БЭП) представляют ему копии соответствующих документов.
В-шестых, обращает на себя внимание и несогласованность в изложении аналогичных положений Закона о банках. Так, в ч. 2 ст. 26 Закона предусматривается возможность получения справок "по операциям и счетам..." указанными в ней субъектами, формулируя следующее требование: "в случаях, предусмотренных законодательными актами об их деятельности". В то же время в ч. 3 этой же статьи, формулируя требование, в соответствии с которым органы внутренних дел имеют право получать справки "по операциям и счетам...", законодатель применил следующую конструкцию: "в соответствии с законодательством Российской Федерации". Остается непонятным, для чего законодателю необходимо было использовать разные формулировки. Можно предположить два варианта.
Рассматривая первый, следует допустить, что законодатель полагает возможным не обращаться к законодательным актам, регламентирующим деятельность органов внутренних дел, предусматривающим право истребовать соответствующие сведения в кредитной организации. В этом случае "зависает" вопрос о необходимости формулировать отсылочное условие - в "соответствии с законодательством Российской Федерации", с которым связана правомерность получения "справок по операциям и счетам..." органами внутренних дел, в действующей редакции ч. 3 ст. 26 Закона о банках.
Второй вариант связан с тем, что законодатель в ч. 2 и 3 ст. 26 Закона о банках имел в виду одно и то же требование, а именно: возможность затребовать в кредитной организации сведения, составляющие банковскую тайну, только в случаях, когда такое право у соответствующих субъектов предусмотрено в нормативных актах, регламентирующих их деятельность. В этом случае полномочия истребовать "справки по операциям и счетам..." у органа расследования должны быть предусмотрены в УПК РФ, Законе РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (с изм. от 22 августа 2004 г.) <*> (далее - Закон о милиции) и (или) в Федеральном законе от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" <**> (далее - Закон об ОРД). В связи с этим представляется необходимым провести анализ положений указанных законодательных актов.
--------------------------------
<*> СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2964; 1999. N 14. Ст. 1666; N 49. Ст. 5905; 2000. N 31. Ст. 3204; N 46. Ст. 4537; 2001. N 1 (часть II). Ст. 15; N 31. Ст. 3172; N 32. Ст. 3316; 2002. N 18. Ст. 1721; N 27. Ст. 2620; N 30. Ст. 3029, 3033; 2003. N 2. Ст. 167; N 27 (часть I). Ст. 2700; N 28. Ст. 2880; N 50. Ст. 4847; N 52 (часть I). Ст. 5038; 2004. N 35. Ст. 3607.
<**> СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349; 1997.

Процессуальные правовые механизмы защиты граждан и их объединений во взаимоотношениях с публичной властью  »
Комментарии к законам »
Читайте также