"Нотариальная практика: ответы на вопросы" (Зайцева Т.И.) ("Волтерс Клувер", 2007)

Федеральная нотариальная палата России
Центр нотариальных исследований
НОТАРИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА:
ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
Т.И. ЗАЙЦЕВА
Зайцева Татьяна Ильинична - советник Президента и Главный консультант Нотариальной палаты Свердловской области, руководитель отдела нотариальной практики Центра нотариальных исследований при Федеральной нотариальной палате.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Уважаемые читатели!
Центр нотариальных исследований при Федеральной нотариальной палате и Издательство "Волтерс Клувер" в рамках серии "Библиотека нотариуса" предлагают специалистам новое практическое издание, содержащее разъяснение актуальных вопросов текущей нотариальной практики. В отличие от ранее изданных книг этой серии, большей частью тематического характера, в данной книге даны ответы на наиболее часто возникающие вопросы самого различного характера, которые поступали в Центр нотариальных исследований, задавались на семинарах и занятиях с нотариусами, ставились в судебной и в целом юридической практике.
Татьяна Ильинична Зайцева - один из наиболее опытных и знающих специалистов в российской нотариальной практике, автор целого ряда книг прикладного характера. Она известна своими выступлениями на семинарах и практических занятиях с нотариусами.
Достоинством книги является ее подготовка на основе не только нотариальной, но и судебной практики по вопросам нотариальной деятельности, что позволяет в большей степени гарантировать юридическую безопасность и защиту прав граждан и организаций.
Данная книга содержит 350 вопросов и ответов, которые структурированы по 9 разделам. В дальнейшем, по мере накопления новых практических проблем и поступления вопросов, будут подготовлены ответы на них.
Центр нотариальных исследований просит читателей присылать отзывы на книгу и новые вопросы, что возможно сделать на сайте Центра www.notiss.ru.
С уважением,
директор Центра нотариальных исследований,
доктор юридических наук, профессор
В.В.Ярков
1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОТАРИАТА
1.1. Вправе ли совершать нотариальные действия должностные лица органов местного самоуправления?
В соответствии с ч. 4 ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий. Согласно ст. 37 Основ должностные лица органов исполнительной власти уполномочены совершать следующие нотариальные действия:
1) удостоверять завещания;
2) удостоверять доверенности;
3) принимать меры к охране наследственного имущества;
4) свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;
5) свидетельствовать подлинность подписи на документах.
Законодательными актами Российской Федерации на указанных в настоящей статье должностных лиц может быть возложено совершение и иных нотариальных действий.
В соответствии с п. 7 ст. 1125 ГК РФ в случае, когда право совершения нотариальных действий предоставлено законом должностным лицам органов местного самоуправления и должностным лицам консульских учреждений Российской Федерации, завещание может быть удостоверено вместо нотариуса соответствующим должностным лицом с соблюдением правил, установленных ГК РФ, о форме завещания, порядке его нотариального удостоверения и тайне завещания.
Нет необходимости убеждать, что перечисленные нормы, содержащиеся в Основах и ГК РФ, несут в себе огромную социально-политическую нагрузку. В Российской Федерации имеется множество населенных пунктов, учреждение должности нотариуса в которых бессмысленно. Это экономически и социально слаборазвитые, так называемые неперспективные поселения, малочисленные по количеству жителей деревни и села, зачастую находящиеся на значительном удалении от административных центров. В таких населенных пунктах вопрос возможности получения нотариальной помощи весьма и весьма актуален.
К сожалению, ни Основами законодательства РФ о нотариате, ни частью третьей ГК РФ, ни законодательством о местном самоуправлении однозначно не решен вопрос о возможности совершения нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, остро стоящий в практике работы нотариусов все последние годы. Даже согласно упомянутой норме п. 7 ст. 1125 ГК РФ, которая является относительно новой по времени принятия, завещание может быть удостоверено должностным лицом органа местного самоуправления в случае, когда право совершения нотариальных действий предоставлено им законом. Однако анализ существующих норм законодательства позволяет сделать вывод о невозможности удостоверения завещаний названными лицами. В соответствии со ст. 37 Основ законодательства РФ о нотариате в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса отдельные виды нотариальных действий (в том числе удостоверение завещаний) вправе совершать должностные лица органов исполнительной власти. В декабре 1993 г., т.е. уже после введения в действие вышеупомянутых Основ, была принята Конституция РФ, вступившая в силу со дня ее официального опубликования - 25 декабря 1993 года. Согласно ст. 12 Конституции в Российской Федерации признано и гарантировано местное самоуправление, при этом установлено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, в том числе и исполнительной. Из данного общего положения самой Конституцией РФ сделано определенное изъятие: в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органам местного самоуправления могут быть переданы отдельные государственные полномочия. Наделение государственными полномочиями производится на основании закона. В настоящее время такого закона не имеется. Полномочия органов местного самоуправления определяются целым рядом федеральных законов, например Законом РФ N 1550-1 "О местном самоуправлении в Российской Федерации", Федеральным законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Однако упоминаний о полномочиях по совершению каких-либо нотариальных действий в этих Законах не содержится. Вместе с тем принятие соответствующего нового закона либо внесение изменений в ныне действующее законодательство о местном самоуправлении объективно необходимо.
Тем не менее по упомянутому вопросу нотариусам следует учитывать позицию Верховного Суда РФ, сформулированную в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2003 г. по гражданским делам, утвержденном Президиумом ВС РФ 7 апреля 2004 г.
Верховным Судом РФ сделаны следующие выводы. В ч. 4 ст. 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, принятых 11 февраля 1993 г., закреплена норма о том, что в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий.
Статья 37 Основ содержит перечень конкретных нотариальных действий, которые могут быть совершены указанными должностными лицами.
Порядок совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти в населенных пунктах, где нет нотариусов, устанавливается Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации (ст. 39 Основ). Нотариальные действия, определенные перечнем (ст. 37 Основ), согласно п. 7 Инструкции, утвержденной 19 марта 1996 г. <1>, могут быть совершены в любом органе государственной власти должностным лицом, уполномоченным на совершение нотариальных действий.
--------------------------------
<1> В тексте Обзора допущена опечатка. Датой утверждения вышеупомянутой Инструкции указано 19 марта 1993 г.
Таким образом, Инструкция уточняет, что определенные нотариальные действия совершаются должностным лицом органа государственной власти.
Вместе с тем на период принятия указанных выше нормативных правовых актов органы местного самоуправления входили в единую систему органов государственной власти.
Права должностных лиц органов местного самоуправления на совершение нотариальных действий были прямо закреплены в п. 10 ст. 54 Федерального закона "О местном самоуправлении в Российской Федерации", где устанавливались полномочия поселковой, сельской администрации на совершение в соответствии с законодательством нотариальных действий.
В п. 3 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий исполнительными комитетами районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 июня 1975 г. N 394, устанавливался перечень должностных лиц исполнительных комитетов районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов, уполномоченных совершать нотариальные действия.
Таким образом, ко времени принятия Конституции Российской Федерации 1993 г. вопрос о наделении должностных лиц органов местного самоуправления правомочием по совершению нотариальных действий был положительным образом решен на федеральном уровне в рамках приведенных выше нормативных правовых актов.
Статья 12 Конституции РФ провозгласила самостоятельность органов местного самоуправления, исключив их из числа органов государственной власти.
Исходя из конституционного статуса местного самоуправления, являющегося формой самоорганизации граждан, п. 2 ст. 3 Конституции РФ закрепил возможность осуществления народом своей власти путем непосредственного волеизъявления, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
С целью реализации данного конституционного принципа в п. 5 ст. 4 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривается возможность наделения органов местного самоуправления федеральными законами отдельными полномочиями Российской Федерации.
На основании изложенного следует сделать вывод о том, что выполнение органами местного самоуправления от имени Российской Федерации определенных государственных полномочий может быть осуществлено лишь в случае прямого указания на это в федеральном законе.
Эта же позиция применительно к праву совершения нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления нашла свое отражение в п. 7 ст. 1125 ГК РФ, согласно которой это право должно быть предоставлено указанным лицам на основании закона.
В настоящее время на территории Российской Федерации продолжают действовать указанные выше нормативные правовые акты, закрепляющие правомочия органов местного самоуправления по совершению нотариальных действий.
В части названных норм данные акты не претерпели изменений после вступления в силу Конституции РФ.
Более того, 31 декабря 1995 г. была принята новая редакция Федерального закона "О государственной пошлине", п. 10 ст. 5 которого закрепляет полномочия местного самоуправления устанавливать льготы по уплате государственной пошлины за выполнение ими нотариальных действий, что подтверждает наличие у этих органов полномочий по их совершению.
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время право должностных лиц местного самоуправления совершать нотариальные действия предоставлено им на основании указанных выше федеральных законов.
В ст. 1 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливается, что должностное лицо органов местного самоуправления может быть как выборным, так и работающим по контракту (трудовому договору), выполняющим в органах местного самоуправления организационно-распорядительные функции.
Полномочием на совершение нотариальных действий в органах местного самоуправления наделены должностные лица данных органов, занимающие должности, которые в настоящее время соответствуют должностям, указанным в п. 3 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий исполнительными комитетами районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 июня 1975 г. N 394.
Впоследствии данная позиция вновь нашла свое отражение в Определении Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 4 августа 2004 г. N 16-Г04-14.
Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ рассмотрела дело о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Волгоградской области от 18 октября 2002 г. "О совершении нотариальных действий органами местного самоуправления на территории Волгоградской области".
Проанализировав нормы федерального законодательства, суд пришел к выводу, что оспариваемый Закон, как принятый вне компетенции Волгоградской областной Думы, является недействующим, однако при этом, по сути, признал за должностными лицами органов местного самоуправления право совершать нотариальные действия, предусмотренные Основами законодательства РФ о нотариате.
Нельзя не отметить, что аргументация, положенная в обоснование правомерности совершения отдельных нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, содержащаяся в приведенном судебном постановлении ВС РФ, представляется недостаточно убедительной и веской, хотя невозможно не согласиться, что содержащиеся в нем выводы, безусловно, политически и социально вполне оправданы.
1.2. При проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию, в ряде случаев возникает необходимость уточнения подлинности и действительности отдельных нотариальных документов (в большинстве случаев это касается доверенностей на совершение определенных действий). В практике Федеральной регистрационной службы (далее - ФРС) имели место случаи, когда нотариусы отказывались представлять подобную информацию. Являются ли данные отказы правомерными?
Статьей 5 Основ законодательства РФ о нотариате лицам, совершающим нотариальные действия, гарантирована тайна их совершения. Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, за исключением случаев, предусмотренных Основами, а именно:
- сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия;
- справки о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными или гражданскими делами, а также по требованию арбитражного суда в связи с находящимися в его разрешении спорами;
- справки о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, представляются в налоговый орган в случаях, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
Таким образом, перечень лиц и органов,
'Кадровая служба без кадровика. Пособие для руководителя и главного бухгалтера' (Гусятникова Д.Е.) ('Альфа-Пресс', 2007)  »
Читайте также