"надзорное производство в арбитражном процессе" (ефимов а.е.) ("волтерс клувер", 2007)
НАДЗОРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В АРБИТРАЖНОМ
ПРОЦЕССЕ
А.Е. ЕФИМОВ Ефимов Алексей Евгеньевич - кандидат юридических наук, начальник юридического отдела ФГУП "Атомэнергопроект". В 2007 г. защитил в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук по теме "Надзорное производство в арбитражном процессе". Автор ряда публикаций в области гражданского и арбитражного процесса. Предисловие Цель настоящего исследования состоит в комплексном теоретическом изучении вопросов, связанных с осуществлением проверки вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в порядке надзора и в выработке на указанной основе практических предложений по совершенствованию положений арбитражного процессуального законодательства. Одним из наиболее значимых результатов проводимой в нашей стране судебной реформы следует считать принятие 24 июля 2002 г. нового Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) <1>. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3012. АПК 2002 г. - это третий арбитражный процессуальный кодекс, принятый за десятилетний период с 1992 по 2002 г. Процесс столь быстрого обновления положений арбитражного процессуального законодательства обусловлен целым комплексом различных причин и предпосылок. Основные из них - повышение доступности, эффективности и качества правосудия во всех звеньях отечественной системы арбитражных судов. В сравнении с АПК 1995 г. <1> именно производство по проверке судебных актов в порядке надзора претерпело наиболее существенные изменения. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1995. N 19. Ст. 1709. Ратифицировав Федеральным законом от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ <1> Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. <2> (далее - Европейская конвенция), Российская Федерация признала для себя обязательной юрисдикцию Европейского суда по правам человека (далее - Европейский суд, ЕСПЧ). В соответствии со сложившейся практикой данного суда положенная в основу отечественного производства в порядке надзора процедура, инициирование которой основывалось на сугубо дискреционных и не ограниченных во времени полномочиях должностных лиц, не являвшихся участниками конкретного спора, ни при каких условиях не могла быть квалифицирована как надлежащее (т.е. отвечающее критериям эффективности и справедливости) средство судебной защиты нарушенного права. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 1998. N 14. Ст. 1514. <2> СЗ РФ. 1998. N 20. Ст. 2143. (Далее будут использоваться официальные тексты Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней, изложенные в редакции Протокола N 11 от 11 мая 1994 г. // СЗ РФ. 2001. N 2. Ст. 163.) В итоге из российского арбитражного процесса было исключено такое понятие, как "протест в порядке надзора". Вся деятельность по рассмотрению обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в порядке надзора стала носить исключительно судебный характер. Возможность инициирования данной деятельности была ограничена временными рамками. Новеллы, закрепленные в положениях гл. 36 нового АПК РФ "Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора", сами по себе требуют тщательного научного исследования и осмысления, что, безусловно, предопределяет актуальность данной работы. С достаточно широко распространенным мнением об исключительно позитивных изменениях, произошедших в отечественной судебной практике, связанной с надзорным производством в арбитражном процессе, можно согласиться лишь отчасти. Среди новелл, имеющих отношение к новому надзорному производству в арбитражном процессе, есть такие, содержание и практика применения которых не в полной мере отвечает существующим конституционным и международно-правовым требованиям, а также основным принципам российского арбитражного процесса. Представляется весьма актуальным вопрос о том, имеются ли основания считать новое производство в порядке надзора в арбитражном процессе надлежащим средством судебной защиты нарушенного права в смысле положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Большое значение при этом приобретает решение вопроса о роли данного производства в защите прав и законных интересов граждан и организаций, его месте в едином механизме проверки судебных актов. С точки зрения складывающейся судебной практики, правильное понимание сущности, задач и целей производства в порядке надзора в арбитражном процессе будет способствовать правильному разрешению дел и, соответственно, эффективной защите прав и законных интересов участников судопроизводства в арбитражных судах. Глава 1. ПРЕДПОСЫЛКИ И РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ НАДЗОРНОГО ПРОИЗВОДСТВА В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ § 1. Развитие норм арбитражного процессуального законодательства, регламентирующих надзорное производство в арбитражном процессе Начало процесса формирования института надзорного производства в арбитражном процессе, как, собственно, и всей сегодняшней системы судопроизводства в арбитражных судах, было заложено в рамках системы органов государственного арбитража и законодательной базы, регулирующей деятельность указанных органов. В 1922 г. для разрешения споров, возникающих между государственными предприятиями и организациями, были образованы специальные государственные органы - арбитражные комиссии: сначала при Высшем Совете Народного Хозяйства (ВСНХ) РСФСР и при его местных органах - промбюро и губсовнархозах, а затем - при Совете Труда и Обороны (СТО) и областных и губернских экономических совещаниях (ЭКОСО). Процессуальная основа деятельности арбитражных комиссий была закреплена Положением о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями, утвержденным Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 21 сентября 1922 г. <1>, и Правилами о производстве дел в Высшей арбитражной комиссии (ВАК) и местных арбитражных комиссиях, утвержденными Постановлением СТО от 14 марта 1923 г. <2>. -------------------------------- <1> СУ РСФСР. 1922. N 60. Ст. 769. <2> СУ РСФСР. 1923. N 25. Ст. 292. Система арбитражных комиссий имела в качестве надзорной инстанции как высшие судебные органы, так и высшие органы хозяйственного управления, что в итоге вызывало крайне запутанную ситуацию двойной подчиненности и двойного надзора. К примеру, к 1925 г. право на осуществление надзора за арбитражными комиссиями (их решениями) было предоставлено ВАК, СТО, Наркомюсту РСФСР и его органами, Верховному Суду РСФСР и Верховному Суду СССР. В 1931 г. арбитражные комиссии были упразднены. Постановлением ЦИК СССР N 5, СНК СССР N 298 от 3 мая 1931 <1> было утверждено первое Положение о государственном арбитраже - органе, призванном разрешать имущественные споры между учреждениями, предприятиями и организациями социалистического хозяйства в направлении, обеспечивающем укрепление плановой и договорной дисциплины. Надзор за деятельностью государственных арбитражей был поручен органам, при которых указанные арбитражи функционировали: СНК СССР, СНК союзных и автономных республик и краевым (областным) исполнительным комитетам. -------------------------------- <1> СЗ СССР. 1931. N 26. Ст. 203. Последним из правовых актов, определявших порядок деятельности государственных арбитражей, были Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами, утвержденные 5 июня 1980 г. Постановлением Совета Министров СССР N 440 <1> в развитие положений Закона СССР от 30 ноября 1979 г. "О государственном арбитраже в СССР" <2>. -------------------------------- <1> СП СССР. 1980. N 17. Ст. 104. <2> ВВС СССР. 1979. N 49. Ст. 844. Следует отметить, что на протяжении всего периода своего существования, т.е. с 1931 по 1991 г., органы государственного арбитража были составным элементом системы исполнительной власти государства и по определению не имели какого-либо отношения к власти судебной. Подобный статус рассматриваемых органов, что вполне естественно, исключал возможность полноценной реализации институтов и принципов гражданского судопроизводства как при рассмотрении хозяйственных споров по существу, так и при пересмотре решений, принятых по итогам рассмотрения указанных споров. Подобная упрощенность контроля за правоприменительной деятельностью органов госарбитража имела вполне логичное объяснение: "Государство объективно не испытывало необходимости в детальном регулировании процедуры рассмотрения в органах арбитража споров по поводу различных элементарных частей государственной собственности, так как независимо от результатов рассмотрения таких споров и распределения имущественных прав между сторонами общий объем государственной собственности не изменялся" <1>. -------------------------------- <1> Арсенов И.Г. Арбитражный процесс: проблемы кассационного пересмотра. М., 2004. С. 22. В начале 90-х гг. прошлого века вместе с принятием Закона РСФСР от 4 июля 1991 г. N 1543-1 "Об арбитражном суде" <1> и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1992 г. <2> (далее - АПК 1992 г., Кодекс 1992 г.) система государственного арбитража была упразднена. Вместо нее была образована двухзвенная, трехинстанционная арбитражная судебная система, включившая в себя судебные органы, осуществляющие деятельность по рассмотрению и разрешению споров между субъектами хозяйственной деятельности в установленной законом арбитражной процессуальной форме. В Кодекс 1992 г. была включена отдельная глава - "Проверка в порядке надзора законности и обоснованности решений арбитражных судов", объединившая в себе одиннадцать статей и закрепившая за производством в надзорной инстанции статус самостоятельной стадии арбитражного процесса. -------------------------------- <1> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 30. Ст. 1013. <2> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 16. Ст. 836. Для установленного АПК 1992 г. производства в порядке надзора были характерны следующие особенности. По содержанию надзорное производство представляло собой проверку законности и обоснованности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу. По форме - процедуру опротестования решений арбитражных судов сначала лишь высшими должностными лицами Высшего Арбитражного Суда РФ (далее - ВАС РФ) и Генеральной прокуратуры РФ, а позднее, после введения в действие Закона РФ от 7 июля 1993 г. N 5334-1 <1>, и высшими должностными лицами ВАС и прокуратур республик в составе РФ. -------------------------------- <1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1236. Срок, в течение которого было возможно принесение протеста, был ограничен одним годом со дня вступления решения арбитражного суда в законную силу. Рассмотрение принесенного протеста осуществлялось Пленумом ВАС РФ (если протест был принесен Председателем ВАС РФ или Генеральным прокурором РФ) либо соответствующей коллегией ВАС РФ, а с 13 августа 1993 г. - также президиумом (пленумом) ВАС республики в составе РФ. Лица, участвующие в деле, обладали правом обратиться с соответствующим заявлением (о принесении протеста) в ВАС РФ (с 13 августа 1993 г. - в ВАС республики в составе РФ). С 13 августа 1993 г. высшие должностные лица ВАС РФ и председатели высших арбитражных судов республик в составе РФ также получили право на принесение протестов по собственной инициативе: в защиту общественных интересов либо если принятие незаконного и необоснованного решения препятствовало принятию законного и обоснованного решения по другому делу. Заявление о принесении протеста подавалось через арбитражный суд, принявший решение, и должно было быть рассмотрено в месячный срок. Требования, предъявляемые к форме и содержанию заявления о принесении протеста, как и порядок возвращения указанного заявления без его рассмотрения по существу, законодательно закреплены не были. Таким образом, каждое поданное заявление о принесении протеста вместе с делом, ему соответствующим, должно было быть передано в ВАС РФ и рассмотрено. Председатель и заместитель председателя арбитражного суда, принявшего решение, имели право в дополнение к поданному заявлению дать свое заключение по делу. Если указанным заключением поддерживались требования заявителя, принесение протеста становилось обязательным. Примечательно, что наличие данной обязанности не лишало должностное лицо, принесшее протест в порядке надзора, права на отзыв указанного протеста до начала рассмотрения дела судом надзорной инстанции. Отклонение заявления о принесении протеста должно было сопровождаться мотивированным ответом. До 13 августа 1993 г. отказ заместителя Председателя ВАС РФ в принесении протеста мог быть обжалован заявителем Председателю ВАС РФ. В необходимых случаях лица, участвующие в деле, извещались о времени и месте рассмотрения дела надзорной инстанцией. При рассмотрении принесенного протеста в порядке надзора коллегией ВАС РФ подобное извещение в силу ст. 125 АПК 1992 г. направлялось в обязательном порядке. При рассмотрении принесенного протеста Пленумом ВАС РФ - лишь том в случае, если лица, участвующие в деле, специально приглашались на заседание Пленума ВАС РФ для дачи объяснений. 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации <1> (далее - Конституция РФ), окончательно закрепившая самостоятельное место и особую роль арбитражных судов в системе органов судебной власти России. Позже, 28 апреля 1995 г. был принят Федеральный конституционный закон (далее - ФКЗ) N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" <2>, ставший правовой основой всей системы судопроизводства в арбитражных судах. Данным Законом, в частности, была учреждена апелляционная инстанция, а также образовано новое звено в отечественной системе арбитражных судов - федеральные окружные суды. С появлением указанных арбитражных судов, специально созданных для осуществления функций кассационной инстанции, возникла трехзвенная система арбитражных судов. Надзорная инстанция стала четвертой инстанцией в системе арбитражного судопроизводства. Функции кассационной инстанции, существовавшей ранее, перешли к инстанции апелляционной. В итоге возникла ситуация, когда судебные акты, вступившие в законную силу, стали выступать объектом проверки не только надзорного, но и нового кассационного производства. -------------------------------- <1> РГ. 1993. 25 дек. <2> СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1589. Принятие Конституции РФ и изменение системы арбитражных судов стали причинами для появления нового Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1995 г. <1> (далее - АПК 1995 г., Кодекс 1995 г.), в котором, Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Октябрь
|