ПРИКАЗ Минморфлота СССР от 29.12.1989 n 118 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ КЛАССИФИКАЦИИ, РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА АВАРИЙНЫХ СЛУЧАЕВ С СУДАМИ (ПРАС-90)


МИНИСТЕРСТВО МОРСКОГО ФЛОТА СССР
ПРИКАЗ
от 29 декабря 1989 г. N 118
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ КЛАССИФИКАЦИИ,
РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА АВАРИЙНЫХ СЛУЧАЕВ С СУДАМИ
(ПРАС-90)
(с изм. и доп., внесенными Приказами ДМТ МТ РФ
от 30.03.1992 N 15; от 19.05.1994 N 38)
В целях повышения уровня профилактической работы по предупреждению аварийности, введения в практику работы флота современных критериев классификации аварийных случаев, улучшения качества расследования, усиления правовой защищенности специалистов плавсостава приказываю:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 марта 1990 г. согласованное с Прокуратурой СССР, Минобороны СССР и Минрыбхозом СССР Положение о порядке классификации, расследования и учета аварийных случаев с судами (Приложение).
2. Считать утратившим силу с 1 марта 1990 г. Приказ Министра от 12 февраля 1957 г. N 43 "Об утверждении Положения о порядке расследования аварий морских судов".
3. Возложить на Госморинспекцию контроль за применением указанного Положения в организациях и предприятиях Минморфлота СССР, включая предоставление права толкования по отдельным конкретным случаям.
Министр
Ю.ВОЛЬМЕР



Приложение
к Приказу Минморфлота СССР
от 29 декабря 1989 г. N 118
Согласовано письмами:
Прокуратуры СССР
от 05.12.89 N 23/27 т. 1/89
ВМФ МО СССР
от 12.12.88 N 716/6/104
Минрыбхоза СССР
от 28.12.89 N 14/1-11-453
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ КЛАССИФИКАЦИИ, РАССЛЕДОВАНИЯ И УЧЕТА
АВАРИЙНЫХ СЛУЧАЕВ С СУДАМИ
(с изм. и доп., внесенными Приказами ДМТ МТ РФ
от 30.03.1992 N 15; от 19.05.1994 N 38)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет порядок классификации, расследования и учета аварийных случаев (АС) с судами во время плавания или на стоянке.
1.2. В Положении приняты следующие понятия и определения:
1.2.1. АС - событие с судном, приведшее его к бедствию в результате воздействия непреодолимых стихийных явлений природы или экстремально тяжелых гидрометеорологических условий плавания, различные повреждения судна (корпуса, устройств, судовых технических средств), смещение перевозимого груза и/или изменение его физико-химических свойств в процессе морской перевозки, посадка судна на грунт, касание грунта, намотка троса и/или сетей на гребной винт или руль и другие случаи, повлекшие утрату мореходных качеств и препятствующие нормальной эксплуатации (плаванию) судна; повреждение судном другого судна (судов), средств навигационного оборудования (СНО), берегового сооружения, подводного кабеля, подводного трубопровода, потеря судном буксируемого объекта.
(с изм. и доп., внесенными Приказом ДМТ МТ РФ от 19.05.1994 N 38)
1.2.2. "Судно" - управляемые экипажами морские, озерные, речные, грузовые, пассажирские, ледокольные, рыбопромысловые <*>, технические, гидрографические, экспедиционные, нефтегазоразведочные и другие плавучие средства, плавучие маяки, плавучие краны, плавучие перегружатели, подводные аппараты, системы сбора океанских данных (ССОД), дебаркадеры, плавучие буровые установки, плавучие доки, плавучие мастерские, платформы, станции и др. плавучие объекты.
--------------------------------
<*> Суда, используемые для рыбного промысла, охраны рыбных запасов и иные, обслуживающие рыбопромысловый комплекс и зарегистрированные в морских рыбных портах, независимо от форм собственности.
(с изм. и доп., внесенными Приказом ДМТ МТ РФ от 19.05.1994 N 38)
1.2.3. "Мореходные качества" - совокупность нормируемых в соответствии с Правилами Морского Регистра или другого классификационного общества <*> прочности, остойчивости, плавучести и непотопляемости судна.
--------------------------------
<*> Классификационное общество, имеющее с Морским Регистром договор о взаимном замещении при осуществлении технического надзора за судами.
1.2.4. "Эксплутационные ограничения" - выставленные Морским Регистром или другим классификационным обществом определенные изъятия нормируемых требований в период эксплуатации судна с учетом снижения уровня технического состояния и/или ухудшений мореходных качеств, появления недостатков в оборудовании, некомплектности снабжения, наступивших в результате аварийного случая.
1.2.5. "Навигационная безопасность" - это степень точности и достаточности нагрузки навигационных карт и пособий для плавания, своевременность оперативной навигационной информации о смещении СНО со штатных мест и изменении их характеристик, полнота и надежность гидрографического обследования района плавания, стабильность характеристик РНС, качество прогнозирования погоды и рекомендаций о безопасных путях плавания и другие факторы, обеспечивающие безопасность судоходства.
1.3. Определению и учету подлежат убытки по АС, представляемые судовладельцем:
в случае гибели судна - его балансовая стоимость (за вычетом износа) на первое число предшествующего кораблекрушению месяца; стоимость ремонта повреждений, полученных в результате АС <*>;
--------------------------------
<*> Сметная калькуляция на выполнение ремонтных работ по устранению повреждений составляется по отраслевым унифицированным калькуляционным нормативам (УКН) и единым нормам времени (ЕНВ).
расходы, затраченные на восстановление мореходных качеств судна;
стоимость спасательных операций или буксировки аварийного судна;
стоимость утраченного и/или убытки от повреждения груза в результате АС.
1.4. Действие настоящего Положения распространяется:
1.4.1. На поднадзорные Морскому Регистру или другому классификационному обществу суда, принадлежащие судовладельцам Российской Федерации, независимо от форм собственности и подчиненности, плавающие под Государственным флагом Российской Федерации, АС с которыми произошел во время их эксплуатации, ремонта или отстоя в морском или приравненном к нему районе плавания, исключая участки внутренних судоходных путей (ВСП), где навигационно-гидрографическое обеспечение плавания судов осуществляется органами речного транспорта.
(с изм. и доп., внесенными Приказом ДМТ МТ РФ от 19.05.1994 N 38)
1.4.2. На суда, плавающие под иностранным флагом, в случаях, предусмотренных разделом 6 настоящего Положения.
1.4.3. На плавучие доки, мастерские, платформы, станции и дебаркадеры только на период их перегона.
1.5. Действие настоящего Положения не распространяется:
1.5.1. На корабли и суда Военно-морского флота Российской Федерации, погранвойск МБ Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации.
(с изм. и доп., внесенными Приказом ДМТ МТ РФ от 19.05.1994 N 38)
1.5.2. На маломерные суда, поднадзорные Морскому Регистру или другому признанному классификационному обществу (самоходные с мощностью СЭУ 55 кВт и менее, кроме пассажирских, наливных и судов, предназначенных для перевозки горючих и других опасных грузов, а также буксиров; несамоходные с валовой вместимостью 80 рег. тонн и менее).
(с изм. и доп., внесенными Приказом ДМТ МТ РФ от 19.05.1994 N 38)
1.5.3. На суда, находящиеся в постройке.
1.5.4. На судовые баржи и плоты леса.
1.6. Целями расследования аварийного случая являются его классификация, установление обстоятельств, причин, последствий, убытков, оценка действий причастных лиц, а также разработка профилактических мер по предупреждению аварийности.
2. Классификация АС
2.1. АС классифицируются как:
2.1.1. Кораблекрушение.
2.1.2. Авария.
2.1.3. Аварийное происшествие.
2.1.4. Эксплуатационное повреждение.
2.2. Кораблекрушением считается:
2.2.1. АС, в результате которого произошла гибель судна или его полное конструктивное разрушение, после чего проведение восстановительного ремонта нецелесообразно.
2.2.2. АС, в результате которого потерян буксируемый судном объект.
(с изм. и доп., внесенными Приказом ДМТ МТ РФ от 19.05.1994 N 38)
2.3. Аварией считается:
2.3.1. АС (пункт 1.2.1 настоящего Положения), повлекший гибель человека (людей) <*>.
--------------------------------
<*> Случай гибели и/или травмирования человека (людей) расследуется в установленном порядке, независимо от проведения расследования АС.
2.3.2. АС с пассажирским судном, в результате которого произошло повреждение судна, приведшее к утрате хотя бы одного из мореходных качеств и/или создавшее препятствие в производственной деятельности в связи с появлением каких-либо эксплуатационных ограничений.
2.3.3 - 2.3.5. Исключены. - Приказ ДМТ МТ РФ от 19.05.1994 N 38.
2.4. Аварийным происшествием считается:
2.4.1. АС, в результате которого произошло повреждение судна, приведшее к утрате хотя бы одного из мореходных качеств и/или создавшее препятствие в производственной деятельности в связи с появлением каких-либо эксплуатационных ограничений.
2.4.2. АС, в результате которого произошло повреждение судном подводного кабеля, подводного трубопровода, СНО, берегового сооружения, приведшее к выводу их из эксплуатации.
2.4.3. АС, в результате которого судно находилось на мели 24 ч и более, независимо от размера и характера полученных и/или нанесенных повреждений.
(с изм. и доп., внесенными Приказом ДМТ МТ РФ от 19.05.1994 N 38)
2.4.4. АС, в результате которого на судне произошло смещение перевозимого груза и/или изменение его свойств, приведшее к утрате хотя бы одного из мореходных качеств.
2.4.5. АС, в результате которого произошла намотка тросов и/или сетей на гребной винт или руль, повреждение судном другого судна, создавшее препятствие в производственной деятельности судна (судов) в связи с появлением каких-либо эксплуатационных ограничений.
(с изм. и доп., внесенными Приказом ДМТ МТ РФ от 19.05.1994 N 38)
2.5. Эксплуатационным повреждением считается:
2.5.1. АС, в результате которого произошло повреждение судна или другого судна или смещение перевозимого груза и/или изменение его физико-химических свойств, не подпадающее под признаки, указанные в п. п. 2.4.1, 2.4.4, 2.4.5 настоящего Положения.
(с изм. и доп., внесенными Приказом ДМТ МТ РФ от 19.05.1994 N 38)
2.5.2. АС, в результате которого произошло повреждении судна при правомерных действиях экипажа во время плавания в ледовых условиях, независимо от утраты мореходных качеств.
2.5.3. АС, в результате которого произошло повреждение судна при правомерных действиях экипажа во время плавания в районах или условиях, когда не обеспечивается навигационная безопасность, независимо от утраты мореходных качеств.
2.5.4. АС, в результате которого произошло повреждение судна при правомерных действиях экипажа во время проведения аварийно-спасательных операций, независимо от утраты мореходных качеств.
2.5.5. АС, в результате которого судном нанесено повреждение СНО, не приведшее к выводу его из эксплуатации.
(с изм. и доп., внесенными Приказом ДМТ МТ РФ от 19.05.1994 N 38)
2.5.6. АС, в результате которого произошло повреждение судна при правомерных действиях экипажа во время проведения швартовных, и/или перегрузочных, и/или бункеровочных операций в море, не подпадающие под признаки, указанные в п. 2.4.1 настоящего Положения.
(с изм. и доп., внесенными Приказом ДМТ МТ РФ от 19.05.1994 N 38)
2.5.7. АС, в результате которого судно находилось на мели менее 24 ч и при этом не получило повреждений, приведших к утрате хотя бы одного из мореходных качеств и/или создавших препятствие в производственной деятельности в связи с появлением каких-либо эксплуатационных ограничений.
(с изм. и доп., внесенными Приказом ДМТ МТ РФ от 19.05.1994 N 38)
2.5.8. АС, связанный с незначительным повреждением судном подводного кабеля, подводного трубопровода, берегового сооружения, не приведшим их к выводу из эксплуатации.
(с изм. и доп., внесенными Приказом ДМТ МТ РФ от 19.05.1994 N 38)
2.6. Классификация АС в соответствии с настоящим Положением осуществляется капитаном судна и капитаном морского порта.
2.7. Для определения органа расследования капитан судна производит предварительную классификацию АС.
2.8. На основе документальных данных капитан порта производит окончательную классификацию АС, подпадающих под признаки, указанные в п. п. 2.2 - 2.4, а также в п. п. 3.6 - 3.8 настоящего Положения.
2.9. После АС (п. п. 2.3.3, 2.4.1, 2.4.3, 2.4.4, 2.4.5, 2.5.2, 2.5.3, 2.5.4, 2.5.7) свидетельство о годности судна к плаванию, международные свидетельства, классификационное свидетельство и другие судовые документы Морского Регистра или другого классификационного общества утрачивают силу, в связи с чем для возобновления их действия судно должно быть предъявлено к освидетельствованию Морскому Регистру или по его поручению иностранному классификационному обществу с целью определения технического состояния, условий дальнейшей эксплуатации и/или ремонта.
(с изм. и доп., внесенными Приказом ДМТ МТ РФ от 19.05.1994 N 38)
2.10. Классификация АС по видам и причинам выполняется в соответствии с классификационной таблицей (Приложение 1 к Положению).
3. Органы расследования
3.1. Основным органом расследования АС является морской порт. Расследование АС осуществляет капитан морского порта, который в необходимых случаях под своим председательством организует комиссию по расследованию или же принимает участие в комиссии по расследованию, образованной министерством (ведомством), а после завершения расследования направляет соответствующие материалы судовладельцу, министерству (ведомству) по принадлежности судна и транспортному прокурору.
3.2. Предварительное расследование АС осуществляет капитан судна.
3.3. АС, повлекший повреждения, подпадающие под признаки, указанные в п. 2.5, за исключением событий, предусмотренных п. п. 3.6 - 3.8 настоящего Положения, расследуется и классифицируется капитаном судна самостоятельно. Надзор за расследованием таких АС осуществляется судовладельцем.
3.4. АС, подпадающий под признаки, указанные в п. п. 2.2 - 2.4, а также в п. п. 3.6 - 3.8 настоящего Положения, расследуется капитаном порта. Надзор за расследованием перечисленных АС осуществляется министерством (ведомством) по подчиненности порта.
(с изм. и доп., внесенными Приказом ДМТ МТ РФ от 19.05.1994 N 38)
3.5. Исключен. - Приказ ДМТ МТ РФ от 19.05.1994 N 38.
3.6. АС, связанный со столкновением судов, принадлежащих разным судовладельцам, а также АС, происшедший на акватории морского торгового порта Российской Федерации, расследуется капитаном морского торгового порта с участием представителей судовладельца аварийного судна; АС, происшедший на акватории морского рыбного порта Российской Федерации, расследуется капитаном морского рыбного порта с участием

ПРИКАЗ МПС СССР от 07.07.1987 n 23Ц (Извлечение) О МЕДИЦИНСКОМ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИИ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА, СВЯЗАННЫХ С ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ (вместе с ПРАВИЛАМИ МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ЛИЦ, ПОСТУПАЮЩИХ И РАБОТАЮЩИХ В ПРОФЕССИЯХ И ДОЛЖНОСТЯХ, СВЯЗАННЫХ С ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И МЕТРОПОЛИТЕНЕ)  »
Документы СССР »
Читайте также