Расширенный поиск
Циркулярное письмо Министерства культуры Российской Федерации от 23.12.1996 № 01-266/16-12О ПРИМЕРНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНАХ И ПРОГРАММАХ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ, ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ШКОЛ И ШКОЛ ИСКУССТВА Циркулярное письмо Министерства культуры РФ от 23.12.96 N 01-266/16-12 В связи с проведением лицензирования, аттестации и аккре- дитации государственных и муниципальных музыкальных, художест- венных, хоровых, хореографических, театральных школ и других школ искусств, (ниже - "школ искусств") экспертные комиссии требуют соответствия образовательных программ, реализуемых этими образовательными учреждениями, государственным образова- тельным стандартам. Министерство разъясняет, что обучение детей, подростков и взрослых в школах искусства государственных и муниципальных органов управления культуры не сопровождается повышением уров- ня их образования. Профессиональная подготовка особо одаренных учащихся в школах искусств имеет целью предоставить им воз- можность продолжения образования в средних профессиональных образовательных учреждениях искусства и культуры. В связи с этим Министерство направляет примерные учебные планы детской музыкальной, художественной школы и школы искусств, традиционно применяемые в педагогической практике этих образовательных учреждений. Согласно Типовому положению о государственной, муниципальной школе искусств (утверждено при- казом Минкультуры России от 04.09.95 г. N 617), организация образовательного процесса в школе искусств регламентируется учебными планами, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий разрабатываемыми и утверждаемыми школой самостоятельно и согласованными с органами управления культуры по подчиненности школы. Следовательно, школа искусства в соот- ветствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" имеет право адаптировать рекомендованные учебные планы к самостоя- тельной организации педагогического процесса (по договорен- ности с учредителем). Учебные планы инструментальных классов предусматривают возможность обучения детей игре на музыкальном инструменте с любым из указанных сроков (7(8) лет; (5(6) лет в зависимости от возраста учащегося и других его индивидуальных особенностей. Каждый педагогический коллектив (дирекция сов- местно с педсоветом) самостоятельно устанавливает необходимые педагогические и концертмейстерские учебные часы помимо тех, которые уже предусмотрены в учебном плане (так же как, напри- мер, часы, необходимые на проведение сводных занятий оркест- ров, ансамблей, хоров, предметов по выбору). В учебном плане подготовительных групп традиционно пре- дусматривается еженедельное проведение занятий по сольфеджио, ритмике, хору и музыкальному инструменту. Директора (педсове- ты) школ искусств самостоятельно определяют количество часов по этим дисциплинам и наполняемость групп в зависимости от местных условий, педагогического опыта, при этом общий объем учебной нагрузки не должен превышать 5 часов в неделю в расче- те на одного ученика. Учебные программы по перечисленным в учебных планах дисциплинам, утвержденные и рекомендованные Минкультуры СССР, РСФСР, кафедрами ведущих вузов искусства и культуры, могут служить примерными образцами, придерживаясь которых, руко- водство школ искусств, педагогические советы, самостоятельно, с учетом известных достижений педагогической мысли, сложив- шейся практики, местных традиций и экзаменационных требований для поступающих в средние профессиональные образовательные уч- реждения культуры и искусства, разрабатывают и утверждают раз- личные учебные программы. Все учебные планы и программы должны свободно приспосабливаться к индивидуальным способностям и склонностям учащихся - обеспечивать развитие разносторонней творческой одаренности детей и подростков, их общее эстети- ческое воспитание, а также профессиональную направленность учащихся, изъявивших желание (и проявивших способность) посту- пить в специальные образовательные учреждения. Министерство культуры России готово рассмотреть и реко- мендовать к практическому применению авторские учебные прог- раммы, будут приниматься меры к систематической подготовке учебных программ для школ искусств в учреждениях Министерства. Заместитель Министра В.П.Демин Приложение к ЦП Министерства культуры РФ от 23.12.96 N 01-266/16-12 ПРИМЕРНЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ, МУНИЦИПАЛЬНОЙ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ, ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ, ШКОЛЫ ИСКУССТВ ТИПОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (музыкального отделения школы искусств) Инструментальные классы Срок обучения: 7(8) лет -------------------------------------------------------------- NN ¦Наименова- ¦Количество учебных часов в неделю ¦Экзамены п/п¦ние пред- ¦-----------------------------------¦проводятся ¦метов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ *¦ ¦в классах ¦ ¦ I ¦II ¦III¦ IV¦ V ¦ VI¦VII¦ VIII ¦ -------------------------------------------------------------- 1 ¦Музыкальный¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦инструмент ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦VII, VIII ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2 ¦Сольфеджио ¦1,5¦1,5¦1,5¦1,5¦1,5¦1,5¦1,5¦ 2 ¦VII, VIII ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3 ¦Хор, ор- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦кестр, ан- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦самбли** ¦ 1 ¦ 1 ¦1,5¦1,5¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4 ¦Музыкальная¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦литература ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 5 ¦Предмет по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦выбору*** ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ -------------------------------------------------------------- ВСЕГО: 5,5 5,5 6 7 8,5 8,5 8,5 5** ------------------------ * Выпускники VII класса могут считаться закончившими пол- ный курс школы искусств. В VIII класс по решению дирекции, педсовета зачисляются учащиеся, проявившие способности и склонность к продолжению профессионального образования. ** По решению дирекции, педсовета, с учетом пожеланий учащегося, родителей, может увеличиваться время на занятия специальным предметом или в оркестре, ансамбле. *** Примерный перечень предметов по выбору: ритмика, ансамбль, музыкальный инструмент, аккомпанемент, импровизация, сочинение, теория, гармония, основы дирижирования и др. Предметы по выбору, с учетом пожеланий учащихся (родите- лей), утверждаются дирекцией (педсоветом). Примечания к учебному плану "Инструментальные классы. Срок обучения - 7(8) лет". 1. Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной литературе и ритмике в среднем 10 человек; в школах с контин- гентом учащихся менее 100 чел. или ведущих занятия на 2-х язы- ках допускается состав групп по этим же предметам от 5 чел.; по решению дирекции и педсовета с IV класса возможно выделение групп по сольфеджио, теории, гармонии (от 5 чел.) профессио- нально перспективных учащихся. Количественный состав групп по хору в среднем 12 чел., по оркестру и ансамблю в среднем 6 чел. 2. Помимо регулярных занятий оркестра и хора, предусмот- ренных учебным планом, 1 раз в месяц проводятся 2-часовые сводные занятия оркестра (так же и хора, отдельно - младшего и старшего). 3. Помимо педагогических часов, указанных в учебном пла- не, необходимо предусмотреть: педагогические часы для проведения сводных занятий ор- кестра, хоров и ансамблей; концертмейстерские часы: для проведения групповых занятий с хорами в соответствии с учебным планом и сводных занятий (по 2 часа в месяц); для проведения занятий по предметам "музыкальный инстру- мент" (кроме фортепьяно, баяна, аккордеона, арфы, гитары) из расчета 1 часа в неделю на каждого ученика; для проведения занятий по предметам по выбору. Инструментальные классы Срок обучения: 5(6) лет --------------------------------------------------------------- NN ¦Наименование ¦Количество учебных часов в ¦Экзамены п/п ¦предметов ¦ неделю ¦проводятся ¦ ¦------------------------------¦в классах ¦ ¦ I ¦ II ¦ III ¦ IV ¦ V* ¦ VI ¦ -------------------------------------------------------------- 1. ¦Музыкальный ин-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦струмент ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ V, VI ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2. ¦Сольфеджио ¦1,5 ¦1,5 ¦1,5 ¦1,5 ¦1,5 ¦ 2 ¦ V, VI ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3. ¦Хор, оркестр, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ансамбли ¦ 1 ¦1,5 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 ¦ ** ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4. ¦Музыкальная ли-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тература ¦ - ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 5. ¦Предмет по вы- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бору*** ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ ¦--------------------------------------------------------- ВСЕГО: 5,5 7 8,5 8,5 8,5 5**¦ ------------------------- * Выпускники V класса могут считаться закончившими полный курс школы искусств. В VI класс по решению дирекции, педсовета зачисляются учащиеся, проявшившие способности и склонность к продолжению профессионального образования. ** По решению дирекции, педсовета, с учетом пожеланий учащегося, родителей, может увеличиваться время на занятия специальным предметом или в оркестре, ансамбле. *** Примерный перечень предметов по выбору: ритмика, ансамбль, музыкальный инструмент, аккомпанемент, импровизация, сочинение, теория, гармония, основы дирижирования и др. Предметы по выбору, с учетом пожеланий учащихся (родите- лей), утверждаются дирекцией (педсоветом). Примечания к учебному плану "Инструментальные классы. Срок обучения - 5(6) лет". 1. Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной литературе и ритмике в среднем 6 человек; в школах с контин- гентом учащихся менее 100 чел. или ведущих занятия на 2-х язы- ках допускается состав групп по этим же предметам от 5 чел.; по решению дирекции и педсовета с III класса возможно выделе- ние групп по сольфеджио, теории, гармонии (от 3 чел.) про- фессионально перспективных учащихся. Количественный состав групп по хору в среднем 12 чел., по оркестру и ансамблям в среднем 6 чел. 2. Помимо регулярных занятий оркестра и хора, предусмот- ренных учебным планом, 1 раз в месяц проводятся 2-часовые сводные занятия оркестра (так же и хора, отдельно - младшего и старшего). 3. Помимо педагогических часов, указанных в учебном пла- не, необходимо предусмотреть: педагогические часы для проведения сводных занятий ор- кестра, хоров и ансамблей; концертмейстерские часы: для проведения групповых занятий с хорами в соответствии с учебным планом и сводных занятий (по 2 часа в месяц); для проведения занятий по предметам "музыкальный инстру- мент" (кроме фортепьяно, баяна, аккордеона, арфы, гитары) из расчета 1 часа в неделю на каждого ученика; для проведения занятий по предметам по выбору. ТИПОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (музыкального отделения школы искусств) Хоровой класс Срок обучения 7(8) лет -------------------------------------------------------------- NN ¦Наименование ¦Количество учебных часов в ¦Экзаме- п/п ¦ предметов ¦ неделю ¦ны про- ¦ ¦----------------------------------¦водятся ¦ ¦ I ¦II ¦III¦ IV ¦ V ¦VI ¦VII*¦VIII¦в клас- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сах ----¦--------------¦---¦---¦---¦----¦---¦---¦----¦----¦------- 1. ¦Хор ¦3,5¦3,5¦3,5¦3,5 ¦3,5¦3,5¦3,5 ¦3,5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2. ¦Сольфеджио ¦1,5¦1,5¦1,5¦1,5 ¦1,5¦1,5¦1,5 ¦1,5 ¦VII,VIII ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3. ¦Музыкальный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦инструмент ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4. ¦Музыкальная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦литература ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 5. ¦Предмет по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦выбору*** ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ ¦--------------------------------------------------------- ВСЕГО: 7 7 7 8 8 8 8 8 --------------------- * Выпускники VII класса могут считаться закончившими пол- ный курс школы искусств. В VIII класс по решению дирекции, педсовета зачисляются учащиеся, проявившие способности и склонность к продолжению профессионального образования. ** Примерный перечень предметов по выбору: ритмика, ансамбль, музыкальный инструмент, аккомпанемент, импровизация, сочинение, теория, гармония, основы дирижирования и др. Предметы по выбору, с учетом пожеланий учащихся (родите- лей), утверждаются дирекцией (педсоветом). Примечания к учебному плану "Хоровой класс. Срок обучения - 7(8) лет". 1. Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной литературе и ритмике в среднем 10 человек; в школах с контин- гентом учащихся менее 100 чел. или ведущих занятия на 2-х язы- ках допускается состав групп по этим же предметам от 5 чел.; по решению дирекции и педсовета с IV класса возможно выделение групп по сольфеджио, теории, гармонии (от 5 чел.) профессио- нально перспективных учащихся. Количественный состав групп по хору в среднем 12 чел., по оркестру и ансамблю в среднем 6 чел. 2. Время, отведенное по учебному плану на хор, может быть использовано как на групповые, так и на сводные занятия в соответствии с планом работы хорового отдела. 3. Помимо педагогических часов, указанных в учебном пла- не, необходимо предусмотреть концертмейстерские часы: для проведения групповых занятий с хорами по группам и на сводные занятия; для проведения занятий по предметам по выбору. ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН детской художественной школы и художественного отделения детской школы искусств -------------------------------------------------------------- NN ¦Наименование ¦Количество учебных часов ¦Итого- ¦Экзаме- п/п ¦предметов ¦ в неделю ¦вые ¦национ- ¦ ¦ ¦прос- ¦ные ¦ ¦ ¦мотры ¦просмот- ¦ ¦ ¦ ¦ры ¦ ¦----------------------------------------- ¦ ¦ I ¦ II ¦III ¦ IV ¦ V ¦В классах -------------------------------------------------------------- 1. ¦Рисунок ¦ 3 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 4 ¦ 3 ¦I,II,III¦IV,V ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2. ¦Живопись ¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 ¦3/0* ¦I,II,III¦IV,V ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3. ¦Композиция** ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(станковая/ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦прикладная) ¦2/1 ¦2/1 ¦2/1 ¦2/1 ¦ 2/1 ¦I,II,III¦IV,V ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4. ¦Скульптура ¦ 2 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 0/3 ¦I,II,III¦IV,V ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 5. ¦История изобра-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦зительного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦искусства ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ - ¦Собеседование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 6. ¦Предмет по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦выбору ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 4 ¦ IV ¦ V -------------------------------------------------------------- ВСЕГО: 13 13 13 13 13 УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА: (2 недели еже- годно, на группу) 28 28 28 28 * По желанию учащихся в V классе разрешается заменить предмет "живопись" на "скульптуру". ** По решению дирекции и педсовета часы станковой и прик- ладной композиции могут быть переставлены. По желанию учащихся в V классе могут проводиться занятия только по станковой или прикладной композиции. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к типовому учебному плану детской художественной школы и художественного отделения детской школы искусств 1. В 1 класс детской художественной школы и художествен- ного отделения детской школы искусств принимаются дети 10-12 лет. Срок обучения в школе - 4(5) лет. Первые 4 года - основ- ной курс обучения, 5 год - класс профориентации. В него за- числяются учащиеся, проявившие профессиональные способности и склонность к продолжению художественного образования по реше- нию руководства школы и педагогического совета. Количественный состав групп в 1-4 классах - 10-15 чело- век, в малонаселенных пунктах - от 8 до 15 человек. Количест- венный состав групп в 5 классе 6-9 человек, в малонаселенных пунктах - от 4 до 7 человек. 2. Предмет по выбору (отдельные предметы учебного плана, предметы профориентации) определяется администрацией школы и педсоветом и утверждается до начала учебного года. В 5 классе разрешается распределение времени, отведенного на предмет по выбору, между несколькими предметами, предусмотренными учебным планом. По желанию учащихся и их родителей директор школы имеет право освобождать учащихся от занятий предметом по выбору, од- нако без изменения размера платы за обучение. 3. Учебная практика проводится в форме пленэра в течение 2 недель в летний или осенний период. Она может быть рассредо- точена на протяжении всего учебного года. В школах, ориентиро- ванных на преподавание прикладного искусства, в особенности - расположенных в центрах народных художественных промыслов, часть учебной практики (пленэра) может быть заменена на прак- тические занятия по прикладному искусству - на производстве, в мастерских школы и т.д. 4. Для учащихся второй смены общеобразовательной школы количественный состав групп определяется школой (не менее 4-х человек), при сохранении количества групп по школе в целом. 5. При ДХШ и ДШИ, по решению администрации, могут быть организованы подготовительные группы на основе самоокупаемости со сроком обучения 1-4 года (см.ниже!). Для учащихся, желающих продолжить занятия после окончания основного курса обучения или класса профориентации, при ДХШ и ДШИ могут создаваться вечерние классы со сроком обучения 1-3 года на основе самоокупаемости (см.ниже). 6. Сроки начала и окончания учебного года, каникул должны совпадать со сроками, устанавливаемыми для общеобразовательных школ (следует также учитывать время проведения учебной практи- ки). 7. Текущий просмотр учебных работ проводится по итогам каждого полугодия, итоговый - в конце учебного года и экзаме- национный просмотр - по итогам 4 и 5 классов. 8. Количество часов на оплату натуры определяется учебны- ми программами (не более 30% от учебного времени, отведенного на каждый предмет). Задачами класса профориентации являются: целенаправленная подготовка учащихся к поступлению в ху- дожественные и художественно-промышленные училища; подготовка к работе на предприятиях, требующей соот- ветствующей художественной грамотности. Учащимся, успешно завершившим занятия на основном курсе обучения (1-4 классы), выдается свидетельство об окончании школы, а прошедшим обучение в 5 классе и сдавшим экзамены, в свидетельство вносится соответствующая запись об окончании класса профориентации. ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН детской художественной школы и художественного отделения детской школы искусств (подготовительное отделение) Срок обучения 1-4 года -------------------------------------------------------------- NN ¦Наименование ¦Количество часов в неделю¦Итоговые п/п ¦предметов ¦-------------------------¦просмотры ¦ ¦ год обучения ¦ ¦ ¦ 1 2 3 4 ¦ ¦ ¦-------------------------------------- ¦ ¦ I ¦ II ¦ III ¦ IV ¦Год обучения -------------------------------------------------------------- 1. ¦Изобразительное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦искусство ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 3 ¦1, 2, 3, 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2. ¦Лепка ¦ 1 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 1 ¦1, 2, 3, 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3. ¦Декоративно-прик- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ладное искусство ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦1, 2, 3, 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4. ¦Предмет по выбо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ру** ¦ 2 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 ¦1, 2, 3, 4 ---------------------------------------------------------- ВСЕГО: 6 7 7 8 * Срок обучения определяется администрацией школы (в пре- делах 1-4 лет). ** Предмет по выбору определяется администрацией школы и педсоветом (отдельные предметы учебного плана, предметы профо- риентации и др.) и утверждается до начала учебного года. ТИПОВОЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН детской художественной школы и художественного отделения детской школы искусств (вечерние классы)* Срок обучения 1-3 года -------------------------------------------------------------- NN ¦Наименование ¦Количество часов в неделю¦Итоговые п/п ¦предметов ¦-------------------------¦просмотры ¦ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ ¦ ¦-------------------------------------- ¦ ¦ I ¦ II ¦ III ¦Год обучения -------------------------------------------------------------- 1. ¦Рисунок ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦1, 2, 3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2. ¦Живопись** ¦ 2/0 ¦ 2/0 ¦ 2/0 ¦1, 2, 3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3. ¦Композиция*** ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(станковая/ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ прикладная) ¦ 1/1 ¦ 1/2 ¦ 1/1 ¦1, 2, 3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4. ¦Скульптура ¦ 0/2 ¦ 0/2 ¦ 0/2 ¦1, 2, 3 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 5. ¦Предмет по выбо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ру**** ¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 -------------------------------------------------------------- ВСЕГО: 9 9 9 * Срок обучения определяется администрацией школы (в пре- делах 1-3 лет) ** По желанию учащихся разрешается заменять предмет ЖИВО- ПИСЬ на СКУЛЬПТУРУ *** Администрация школы имеет право проводить занятия только по станковой или только по прикладной композиции **** Предмет по выбору (отдельные предметы учебного пла- на, предметы профориентации и др.) определяется администрацией и педсоветом школы и утверждается до начала учебного года. УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ детской музыкальной, хоровой, художественной школы и школы искусств Срок обучения - 8 лет. 1) ПЕРВЫЙ КЛАСС (подготовительный цикл): Вариант первый - для музыкальной школы: Предметы: Хоровое пение ¦по 2 часа в неделю на каждый Ритмика (танец) ¦предмет (всего 6 часов в Сольфеджио и слушание музыки ¦неделю) Вариант второй - для школы искусств: Предметы: Музыка ¦по 2 часа в неделю на каждый Ритмика и танец ¦предмет (всего 6 часов в Рисование и лепка ¦неделю) 2) II-VIII КЛАССЫ - (основные циклы): Музыкальное отделение школы искусств или музыкальная школа Хоровое пение -------------------------------------------------------------- Наименование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предмета ¦ II ¦III ¦ IV ¦ V ¦ VI ¦VII ¦VIII ¦Экзамены -------------------------------------------------------------- Хоровой класс¦ 4 ¦ 4 ¦ 4 ¦ 4 ¦ 4 ¦ 4 ¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Сольфеджио ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦IV,VI,VIII ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Музыкальная ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ литература ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ -------------------------------------------------------------- Итого: ¦ 6 ¦ 6 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 7 ¦ 7 ¦ 7 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Факультатив- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ные дисципли-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ны по выбору:¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Фортепьяно ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ или другой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инструмент ¦1(2)¦1(2)¦1(2)¦1(2) ¦1(2) ¦1(2)¦1(2) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Основы дири- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ жирования ¦ - ¦ - ¦ ¦ - ¦ - ¦0,5 ¦ 0,5 ¦ -------------------------------------------------------------- Фортепьяно -------------------------------------------------------------- Наименование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предмета ¦ II ¦III ¦ IV ¦ V ¦ VI ¦VII ¦VIII ¦Экзамены -------------------------------------------------------------- Фортепьяно ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦IV,VI,VIII ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Ансамбль и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ аккомпанемент¦ - ¦0,5 ¦0,5 ¦ 0,5 ¦ 0,5 ¦0,5 ¦ 0,5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Сольфеджио ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦IV,VI,VIII ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Музыкальная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ литература ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ -------------------------------------------------------------- Итого: ¦ 4 ¦4,5 ¦4,5 ¦5,5 ¦ 5,5 ¦5,5 ¦5,5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Факультатив- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ные дисципли-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ны: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Коллективное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ музицирование¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (хор, ор- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кестр, ан- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ самбль) ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Дополнитель- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ный муз.ин- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ струмент ¦ - ¦ - ¦0,5 ¦ 0,5 ¦ 0,5 ¦ 0,5¦ - ¦ -------------------------------------------------------------- Оркестровые инструменты (народные, духовые, смычковые) -------------------------------------------------------------- Наименование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предмета ¦ II ¦III ¦ IV ¦ V ¦ VI ¦VII ¦VIII ¦Экзамены -------------------------------------------------------------- Музыкальный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инструмент ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦IV,VI,VIII ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Ансамбль ¦ - ¦0,5 ¦0,5 ¦ 0,5 ¦ 0,5 ¦0,5 ¦ 0,5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Оркестровый ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ класс ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦IV,VI,VIII ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Сольфеджио ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Музыкальная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ литература ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ -------------------------------------------------------------- Итого: ¦ 4 ¦4,5 ¦ 4,5¦ 7,5 ¦ 7,5 ¦ 7,5¦ 7,5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Факультатив- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ные дисципли-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ны по выбору:¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Общее фор- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тепьяно (или ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ другой муз. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инструмент ¦ - ¦0,5 ¦0,5 ¦ 0,5 ¦ 0,5 ¦0,5 ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Ансамбль ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (оркестр) ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Хоровой класс¦ 2 ¦ 2 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ -------------------------------------------------------------- ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ШКОЛЫ ИСКУССТВ ИЛИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ШКОЛА -------------------------------------------------------------- Наименование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предмета ¦ II ¦III ¦ IV ¦ V ¦ VI ¦ VII¦ VIII¦Экзамены -------------------------------------------------------------- Классический ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ танец ¦ - ¦ 4,5¦ 4 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 4 ¦III,V,VIII ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Народно-сце- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нический та- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ нец ¦ - ¦ - ¦ 2 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 ¦VI,VIII ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Историко-бы- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ товой и сов- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рем. бальный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ танец ¦ - ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦VI,VIII ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Беседы о хо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ реографичес- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ком искусстве¦ - ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Ритмика (и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ танец) ¦ 4 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Музыкальная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ грамота и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ слушание му- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ зыки ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 2 ¦VII ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Индивидуаль- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ные занятия ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ по танцу ¦ - ¦0,5 ¦ 0,5¦ 0,5 ¦ 0,5 ¦ 0,5¦ 0,5 ¦ -------------------------------------------------------------- Итого: ¦ 5 ¦ 8 ¦ 9,5¦ 9,5 ¦ 9,5 ¦ 9,5¦ 9,5 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Факультатив- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ные дисципли-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ны по выбору:¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Музыкальный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инструмент ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ -------------------------------------------------------------- ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ШКОЛЫ ИСКУССТВ ИЛИ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА -------------------------------------------------------------- Наименование ¦ ¦ ¦Экзамены предмета ¦ II ¦III ¦ IV ¦ V ¦ VI ¦VII ¦ VIII¦(просмотры) -------------------------------------------------------------- Основы изоб- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ разительной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ грамоты ¦ 2 ¦ 2 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ III ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Прикладное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ искусство ¦ 2 ¦ 2 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Лепка ¦ 2 ¦ 2 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Беседы по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ искусству ¦ 1 ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Рисунок ¦ - ¦ - ¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 ¦ VI,VII ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Живопись ¦ - ¦ - ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ VI,VIII ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Станковая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ композиция ¦ - ¦ - ¦ 2 ¦ 2 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ V ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Композиция ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ декоративно- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ прикладного и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оформитель- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ского искус- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ства ¦ - ¦ - ¦ 2 ¦ 2 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ V ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Скульптура ¦ - ¦ - ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ V ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ История изоб-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ разительного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ искусства ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ VIII ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Предметы по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выбору ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 4 ¦ 4 ¦ 4 ¦VI,VII,VIII -------------------------------------------------------------- Итого: ¦ 7 ¦ 7 ¦ 12 ¦ 12 ¦ 12 ¦ 12 ¦ 12 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Летняя учеб- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ная практика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (2 недели ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ежегодно на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ группу) ¦ - ¦ - ¦ 56 ¦ 56 ¦ 56 ¦ 56 ¦ 56 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Предметы по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выбору: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Вариант I: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Скульптура ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Композиция ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (станковая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ или декора- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тивно-прик- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ладная) ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Вариант II: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Станковая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ композиция ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 4 ¦ 4 ¦ 4 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Вариант III: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Композиция ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ декор.-прик- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ладного и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оформитель- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ского искус- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тва ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 4 ¦ 4 ¦ 4 ¦ ---------------------------------------------------¦ ОТДЕЛЕНИЕ ОБЩЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЫ ИСКУССТВ -------------------------------------------------------------- Наименование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ предмета ¦ II ¦ III ¦ IV ¦ V ¦ VI ¦ VII ¦ VIII -------------------------------------------------------------- Музыка (хоровое ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пение, сольфеджио,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ слушание) ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Изобразительное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ искусство ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Танец (ритмика) ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Предметы по выбо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ру* ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 6 ¦ 6 ¦ 6 ¦ 6 -------------------------------------------------------------- Итого: 6 6 6 6 6 6 6 Факультативные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дисциплины: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Музыкальный ин- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ струмент ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ История искусств ¦ - ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 -------------------------------------------------------------- * Предметы по выбору (примерный перечень дисциплин) Хоровой или оркестровый класс Ансамбль и аккомпонемент Сольфеджио Слушание музыки Рисование Лепка (скульптура) Прикладное искусство Беседы об изобразительном искусстве Танец Беседы о хореографическом искусстве Художественное слово Сценическое действие Беседы о театральном искусстве Примечание к учебному плану отделения общего эстетическо- го образования: С V ио VIII классы за счет часов, предусмотренных учебным планом для предметов по выбору, администрация школы может фор- мировать различные общеэстетические циклы (направления по ви- дам искусства), используя приведенный выше перечень дисциплин с учетом пожеланий и склонностей учащихся. ОБЩИЕ ПРИМЕЧАНИЯ К УЧЕБНЫМ ПЛАНАМ МУЗЫКАЛЬНОЙ, ХОРОВОЙ ШКОЛЫ И ШКОЛЫ ИСКУССТВ 1. Количественный состав групп по сольфеджио, музыкальной литературе и ритмике в среднем 10 человек; в школах с контин- гентом учащихся менее 100 человек или ведущих занятия на 2-х языках допускается состав групп по этим же предметам от 5 чел.; по решению дирекции и педсовета с IV класса возможно вы- деление групп по сольфеджио, теории, гармонии (от 5 чел.) про- фессионально перспективных учащихся. Количественный состав групп по хору в среднем 12 чел., по оркестру и ансамблям в среднем 6 чел. 2. 0,5 часа по классам ансамбля и аккомпонемента (состав ансамбля от 2-х до 4-х человек) даны на каждого ученика. 3. Помимо регулярных занятий оркестра и хора, предусмот- ренных учебным планом, 1 раз в месяц проводятся 2-часовые сводные занятия оркестра (так же и хора, отдельно - младшего и старшего). 4. Помимо педагогических часов, указанных в учебном пла- не, необходимо предусмотреть: педагогические часы: для проведения занятий по предметам факультативного цикла (в соответствии с учебным планом); для проведения сводных занятий оркестра, хоров и ансамб- лей; концертмейстерские часы: для проведения групповых занятий с хорами в соответствии с учебным планом и сводных занятий (по 2 часа в месяц); для проведения занятий по предметам "музыкальный инстру- мент" (кроме фортепьяно, баяна, аккордеона, арфы, гатары) из расчета 1 часа в неделю на каждого ученика; для проведения занятий по предметам по выбору; для проведения занятий по основам дирижирования (в соот- ветствии с учебным планом); для проведения занятий по ритмике и всем танцевальным дисциплинам (в соответствии с учебным планом). 5. Факультативные занятия по обучению игре на инструменте рекомендуется проводить со всеми желающими учащимися. Выбор того или иного инструмента осуществляется по рекомендации пре- подавателей с учетом пожеланий учащихся. 6. В школе искусств помимо занятий по предметам, указан- ным в учебном плане, могут проводиться групповые занятия по смежным видам искусств. Такие группы могут организовываться за счет часов, предусмотренных в целом для предметов факультатив- ного цикла (без превышения общего количества часов). УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДЕТСКОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ (ОТДЕЛЕНИЯ) Срок обучения - 5 лет -------------------------------------------------------------- NN ¦Наименование ¦Количество учебных часов ¦Экзамены п/п/ ¦ предметов ¦ в неделю ¦в клас- ¦ ¦------------------------------¦сах ¦ ¦ I ¦ II ¦ III ¦ IV ¦ V ¦ -------------------------------------------------------------- 1. ¦Классический та-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нец ¦ 4,5 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 ¦ 3 ¦ I, V ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2. ¦Народно-сцени- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ческий танец ¦ - ¦ 2 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 3 ¦ III, V ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 3. ¦Историко-бытовой¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и современный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бальный танец ¦ 2 ¦ 2 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 1 ¦ IV ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4. ¦Беседы по исто- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рии хореографи- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ческого искус- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ства ¦ - ¦ - ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 5. ¦Ритмика ¦ 1 ¦ 1 ¦ - ¦ - ¦ - ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 6. ¦Музыкальная гра-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦мота и слушание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦музыки ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ 1 ¦ - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 7. ¦Подготовка от- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дельных концер- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦тных номеров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(практика) ¦ 0,5*¦ 0,5 ¦ 0,5 ¦ 0,5 ¦ 0,5 ¦ - -------------------------------------------------------------- ВСЕГО: 9 9,5 9,5 9,5 9,5 Факультативные дисциплины Музыкальный инструмент¦ (по выбору) ¦ 1 1 1 1 1 -------------------------------------------------------------- * Примечание: 0,5 индивидуальных занятий на каждого уча- щегося. ПРИМЕЧАНИЯ К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ ДЕТСКОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ (ОТДЕЛЕНИЯ) Детская хореографическая школа (отделение школы искусств) ставит своей целью дать детям общую хореографическую подготов- ку, способствовать воспитанию эстетического вкуса детей. Школа призвана развивать танцевальные и музыкальные способности, со- действовать общему физическому развитию детей, укреплению их здоровья, а также выявлять и подготавливать наиболее способных для поступления в средние профессиональные учебные заведения культуры и искусства. В хореографическую школу принимаются дети в возрасте 9-10 лет. Срок обучения - 5 лет. Класс состоит из 26-28 учащихся. Занятия по классическому танцу во всех классах и по на- родно-сценическому во II и III классах могут проводится раз- дельно с мальчиками и девочками. Выполняемость групп по этим дисциплинам 12-14 человек, что должно учитываться, как соот- ветственное увеличение педагогической нагрузки преподавателя. Наполняемость групп на занятиях по историко-бытовому и совре- менному бальному танцу во всех классах и народно-сценическому в IV и V классах - 6-7 пар. Помимо педагогических часов, указанных в учебном плане, необходимо предусмотреть: концертмейстерские часы - для проведения занятий по классическому, народно-сценическому, историко-бытовому и сов- ременному бальному танцам, ритмике и подготовке концертных но- меров (практике) - в соответствии с учебным планом (100% учеб- ного времени). Индивидуальные часы, предусмотренные на предмет "Подго- товка отдельных концертных номеров (практика)", разрешается использовать на занятиях по отдельным предметам танцевального цикла (классический танец, народно-сценический танец, истори- ко-бытовой и современный бальный танец). Теоретические занятия ("Беседы по истории хореографи- ческого искусства проводятся для всей группы (класса). Занятия по музыкальной грамоте и слушанию музыки проводятся с группами 12-14 человек. В классах, где учебным планом экзамены не предусмотрены, проводятся контрольные уроки. В конце учебного года рекоменду- ется проводить отчетные концерты, в которых принимают участие по возможности все учащиеся хореографической школы. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Июль
|