Расширенный поиск

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 13.06.1996 № 469-II ГД

 



                ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

            ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


  О нарушении сроков выплаты заработной платы, пенсий, стипендий,
 пособий и других социальных выплат гражданам Российской Федерации

     Депутаты Государственной Думы выражают  крайнюю  озабоченность
состоянием  дел  с  выплатой заработной платы,  пенсий,  стипендий,
пособий и других социальных выплат гражданам Российской  Федерации.
Участники  парламентских  слушаний на тему "Несвоевременная выплата
заработной платы:  проблемы и пути их решения" приняли рекомендации
по обеспечению своевременной выплаты заработной платы.
     Учитывая серьезность    социально-экономического    положения,
сложившегося   в  связи  с  повсеместными  невыплатой  и  задержкой
заработной платы, а также необходимость принятия решительных мер по
обеспечению   своевременности  выплаты  заработной  платы,  пенсий,
стипендий,  пособий и других социальных выплат гражданам Российской
Федерации,  Государственная  Дума  Федерального Собрания Российской
Федерации  п о с т а н о в л я е т:
     1. Признать,   что   сложившаяся  в  связи  с  несвоевременной
выплатой заработной платы социально-экономическая ситуация является
чрезвычайной    и    требует    принятия    федеральными   органами
государственной власти и органами государственной власти  субъектов
Российской  Федерации  неотложных  мер  по  выходу  из создавшегося
кризиса и обеспечению своевременности выплаты заработной платы.
     2. Направить   рекомендации  парламентских  слушаний  на  тему
"Несвоевременная выплата  заработной  платы:  проблемы  и  пути  их
решения"   Президенту   Российской  Федерации,  в  Совет  Федерации
Федерального Собрания Российской  Федерации,  комитеты  и  комиссию
Государственной  Думы,  депутатские  объединения  в Государственной
Думе,   Правительство   Российской    Федерации,    законодательные
(представительные) органы субъектов Российской Федерации.
     3. Обратиться  к   Президенту   Российской   Федерации   и   в
Правительство  Российской Федерации с предложением в июне 1996 года
рассмотреть   вопрос   об   обеспечении   своевременности   выплаты
заработной платы,  пенсий,  стипендий,  пособий и других социальных
выплат гражданам Российской Федерации и  при  необходимости  внести
соответствующие законопроекты в Государственную Думу.


     Председатель Государственной Думы
     Федерального Собрания
     Российской Федерации                            Г. Н. Селезнев

     Москва
     13 июня 1996 года
     N 469-II ГД
     _________________



                           РЕКОМЕНДАЦИИ

               по результатам парламентских слушаний
    "Несвоевременная выплата заработной платы: проблемы и пути
                  их решения" 2 апреля 1996 года

     Комитет Государственной  Думы  по  труду и социальной политике
совместно   с   заинтересованными    комитетами    рассмотрел    на
парламентских слушаниях 2 апреля 1996 года проблему несвоевременной
выплаты заработной платы и пути ее решения.
     Вопрос о задолженностях и невыплатах заработной платы в России
в настоящее время является одним из самых актуальных  вопросов.  По
данным  Госкомстата  России,  в  1995 году в среднем 19%  месячного
фонда  оплаты  труда  не  выплачивалось  работникам  предприятий  и
организаций  в  установленный  срок,  в  том  числе в 1 квартале не
выплачивалось 19%  месячного фонда оплаты труда, во втором - 17%, в
третьем  -  19%,  и  в  четвертом - 22%.  В течение 1995 года объем
просроченной задолженности в среднем за месяц возрастал на  10%,  в
том числе в первом квартале - на 11%, во втором - на 4% в третьем -
на  16%,  в  четвертом  -  на  11%.  В  общем  объеме  просроченной
задолженности  30%  приходится на задолженность свыше 2 месяцев.  В
1996  году  положение  еще  более  усугубилось:  задолженность   по
заработной  плате 39,9 тысяч предприятий на начало января 1996 года
составила 13,4 трлн. рублей (для сравнения: на начало  января  1995
года   она  имелась  у  30,9  тыс.  предприятий  и  составляла  4,2
трлн. рублей), на 20 февраля  1996  года  она  составила  уже  23,7
трлн. рублей.  При  этом  задолженность  из-за  отсутствия  прямого
финансирования из бюджетов всех уровней составила 4,3 трлн. рублей,
количество  предприятий  и  организаций,  имеющих  задолженность по
заработной  плате  достигло  82,6  тысяч.  Следует  отметить,   что
предпринимаемые  Правительством Российской Федерации меры позволили
к 4 марта 1996  года  несколько  снизить  задолженность  по  оплате
труда.  Общая сумма задолженности по состоянию на 4 марта составила
21,1 трлн. рублей. Однако по состоянию на  18  марта  задолженность
опять возросла до 25 трлн.  рублей,  в том числе,  из-за отсутствия
прямого    финансирования    из  бюджетов всех уровней до 4,7 трлн.
рублей.
     Несмотря на то,  что  вопросы  оплаты  труда  в КЗоТе (глава 6
ст. 77  -  101)   определяются  достаточно четко:  заработная плата
должна выплачиваться не реже двух раз в месяц,  а  профсоюз  и  сам
работник  могут  подать  в суд на руководителя предприятия,  тем не
менее эти правовые нормы не выполняются. Не работает также и статья
138    УК   Российской   Федерации,   предусматривающая   уголовную
ответственность  за  нарушение  законодательства  о   труде.   Указ
Президента   Российской   Федерации  от  10  марта  1994  года  "Об
ответственности    за    нарушения    трудовых    прав    граждан",
предусматривавший  необходимость  усиления  надзора  за соблюдением
коллективных договоров,  недопущения  случаев  задержки  заработной
платы  также  не  способствует  своевременности выплат.  Не находят
практического применения и положения  Указа  Президента  Российской
Федерации   "О   мерах   по   обеспечению  своевременности  выплаты
заработной платы за счет  бюджетов  всех  уровней,  пенсий  и  иных
социальных выплат", принятого 19 января 1996 года.
     Исходя из результатов парламентских слушаний рекомендуется:
     1. Считать,  что  проблема  невыплаты  и  задержки  заработной
платы,  явившаяся   следствием   порочной   финансово-кредитной   и
экономической   политики   Правительства  России,  переросла  чисто
экономические  рамки  и  превратилась  в   серьезную   политическую
проблему,   усиливающую   социальную   напряженность  в  Российской
Федерации.
     2. Признать,  что  основными  причинами  невыплаты  и задержки
заработной платы являются:
     продолжающееся падение    производства    в   производительных
секторах экономики;
     дефицит оборотных    средств    предприятий,   как   следствие
государственной политики искусственного сжатия денежной массы;
     несвоевременное финансирование     государственных    заказов,
приводящее к дополнительным расходам предприятий в  виде  платы  за
коммерческие кредиты;
     снижение эффективности использования ресурсов  при  ускоренном
развитии торгового и финансово-банковских секторов экономики;
     отсутствие реальной государственной промышленной  политики,  в
результате чего предприятия,  нуждающиеся в поддержке,  оказываются
предоставленными самим себе;
     невыполнение своих  обязательств государственными заказчиками,
особенно в части оплаты продукции, поставленной по государственному
оборонному   заказу   и  федеральных  программ,  ориентированых  на
конверсию оборонной промышленности;
     отсутствие должного контроля за расходованием денежных средств
на  предприятиях  и  механизма  ответственности  руководителей   за
ненадлежащее их расходование.
     3. Считать наиболее вероятными следующие пути  решения  данной
проблемы:
     введение механизма государственной финансовой ответственности,
предусматривающего  ответственность  конкретных  должностных лиц за
невыполнение в срок решений о выделении средств;
     решение проблемы  оборотного капитала предприятий,  ликвидация
платежного кризиса;
     реструктуризация долга производительного сектора экономики,  в
том числе амнистия задолженности по пени и штрафам,  накопившимся в
связи с неплатежами в бюджет и отсрочка на 2 - 3 года выплаты долга
через оформление его в виде налогового кредита с ставкой около  10%
годовых;
     стимулирование банковского кредитования производства и  прямых
инвестиций путем ограничения банковских спекулятивных операций;
     ужесточения ответственности   руководителей   предприятий    и
организаций за нарушение трудового законодательства.
     4. Государственной  Думе  Федерального   Собрания   Российской
Федерации  при  рассмотрении  проектов федеральных законов обращать
особое  внимание  на  оценку  социально-экономических   последствий
принимаемых  решений  с  точки  зрения  их  влияния  на  ситуацию с
выплатой заработной платы. В этой связи особое внимание обратить на
проекты  федеральных  законов  "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1996 год",  "О  порядке
составления,  рассмотрения  и  утверждения  федерального  бюджета",
"Налоговый Кодекс Российской Федерации",  "О внесении  изменений  и
дополнений  в  Уголовный  Кодекс  РСФСР",  "О  внесении изменений в
статью  855  ч. 2 части  второй  Гражданского  кодекса   Российской
Федерации",  "О  внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о
труде Российской Федерации",  "О возмещении материального ущерба  в
связи   с  нарушением  сроков  выплаты  заработной  платы,  пенсий,
стипендий  и  других   социальных   выплат   гражданам   Российской
Федерации",   "О  государственной  финансовой  отвественности",  "О
государственном оборонном  заказе",  "О  государственной  поддержке
приоритетных   направлений   образования,   науки,  промышленности,
обеспечивающих защиту национальных интересов Российской Федерации",
а  также  на  другие законопроекты,  касающиеся трудовых отношений,
государственной финансовой  дисциплины  и  поддержки  отечественных
товаропроизводитетей.
     5. Государственной Думе,  Правительству  Российской  Федерации
активизировать работу по подготовке изменений и дополнений в КЗоТ с
целью обеспечения правовых и экономических  гарантий  своевременной
выплаты  заработной  платы,  усиления норм по укреплению финансовой
дисциплины.
     6. Признать  необходимым  законодательное  определение перечня
должностных  лиц,  на  всех  уровнях  государственного  управления,
несущих  персональную  ответственность  за  несвоевременную выплату
заработной платы работникам бюджетной сферы, за составление перечня
и  финансирование  поставок  продукции для государственных нужд,  а
также определение меры указанной ответственности.
     7. При  утверждении  проекта федерального бюджета на очередной
финансовый год,  предусматривать,  в случае необходимости, средства
на   погашение   задолженности   по  заработной  плате  предыдущего
финансового года,  а также как  минимум  ежеквартальную  индексацию
минимальной   заработной   платы.  В  случае,  если  ежеквартальной
индексации минимальной заработной платы не потребуется,  направлять
предусмотренные  средства  на финансирование мероприятий социальной
политики   последующего   финансового   года   или   на   погашение
задолженности по выплатам заработной платы.
     8. Комитету  Государственной  Думы  по  труду   и   социальной
политике  ускорить  подготовку  и  принятие  Государственной  Думой
проекта федерального закона "О возмещении  материального  ущерба  в
связи   с  нарушением  сроков  выплаты  заработной  платы,  пенсий,
стипендий  и  других   социальных   выплат   гражданам   Российской
Федерации". Учесть при доработке указанного законопроекта замечания
и предложения, высказанные в ходе настоящих слушаний.


     Председатель Комитета
     Государственной Думы
     по труду и социальной политике                С. В. Калашников


                           ____________

Информация по документу
Читайте также