Расширенный поиск

Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 25.03.1994 № 77-I ГД

 



                ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

            ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


             О кризисном положении в российской науке

     В условиях  общего кризиса в стране,  сопровождающегося резким
сокращением масштабов государственной поддержки науки, значительным
уменьшением  объемов  бюджетного  финансирования  фундаментальных и
приоритетных  прикладных   исследований   в   научных   учреждениях
Российской академии наук (РАН),  отраслевых академий,  министерств,
ведомств и в вузах, сложилась ситуация, граничащая с катастрофой.
     Из науки  ушли  в  иные  сферы  деятельности,  уехали за рубеж
многие  высококвалифицированные  ученые  и  талантливая   молодежь.
Закрываются  лаборатории и сокращаются исследования по приоритетным
направлениям математики,  физики, химии, биологии, экологии, наук о
Земле   и   по  ряду  направлений  гуманитарных  наук.  Значительно
уменьшились  объемы  исследований  по  созданию  новой  техники   и
технологий,   масштабы  строительства  институтов  и  оснащения  их
оборудованием,  приборами и реактивами.  Заработная плата ученых  -
докторов  и  кандидатов  наук  - в настоящее время существенно ниже
среднего ее уровня по стране.  Создавшаяся в науке ситуация  грозит
непоправимыми  последствиями  для государства,  вызывает повышенную
социальную напряженность в коллективах научных учреждений и  высших
учебных заведений и требует принятия неотложных мер.
     Учитывая приоритетность  науки   в   обеспечении   устойчивого
экономического   развития   страны  и  дальнейшем  формировании  ее
экономического  потенциала  и  в  целях  выхода  науки  из  кризиса
Государственная   Дума   Федерального Собрания Российской Федерации
 п о с т а н о в л я е т:
     1. Предложить  Правительству  Российской Федерации рассмотреть
вопросы:
     об обеспечении   сохранения  и  развития  научного  потенциала
страны на основе  приоритетного  финансирования  фундаментальных  и
перспективных  прикладных  исследований за счет увеличения расходов
бюджетов всех уровней на эти цели путем соответствующего расширения
доходной  базы федерального бюджета прежде всего за счет сокращения
расходов  на  содержание  государственного  аппарата   и   масштаба
субвенций  территориям,  обеспечив  покрытие  многократно возросших
расходов на электроэнергию и коммунальные услуги,  повышение уровня
заработной  платы  ученых,  укрепление материально-технической базы
науки,  закупку специальной литературы  за  рубежом,  содержание  и
развитие научных библиотек;
     о включении затрат на  проведение  научно-исследовательских  и
опытно-конструкторских работ (НИОКР) в состав затрат,  включаемых в
себестоимость продукции (работ, услуг) в полном объеме.
     2. Комитету  Государственной  Думы по образованию,  культуре и
науке провести парламентские  слушания  с  участием  представителей
РАН,  отраслевых  академий,  министерств,  ведомств и вузов страны,
союзов ученых и  других  общественных  объединений  о  положении  в
российской  науке,  программе  реформирования системы организации и
координации научных исследований в стране,  об источниках, способах
и объемах финансирования научных исследований.
     3. Комитету Государственной Думы по  образованию,  культуре  и
науке  и  Комитету  Государственной  Думы по экономической политике
подготовить   и   представить   в   1994   году   на   рассмотрение
Государственной   Думы   проекты  федеральных  законов  о  науке  и
научно-технической  политике,  о   Российской   академии   наук   и
отраслевых академиях наук и их научных учреждениях.
     4. При рассмотрении федерального бюджета на 1994  год  считать
недопустимым    передачу   расходов   по   финансированию   высшего
образования бюджетам субъектов Российской Федерации  до  проведения
аттестации  высших  учебных  заведений  и предусмотреть в 1994 году
финансирование  системы  высшего  образования   за   счет   средств
федерального бюджета.
     5. Предложить  Правительству  Российской   Федерации   создать
комиссию    с   привлечением   специалистов   Контрольно-бюджетного
комитета,  аудиторских фирм, представителей научных коллективов для
анализа  эффективности  расходования  средств федерального бюджета,
бюджетов  субъектов  Российской  Федерации  Министерством  науки  и
технической    политики   Российской   Федерации,   Государственным
комитетом Российской Федерации по высшему  образованию,  Российским
фондом     фундаментальных    исследований,    Российским    фондом
технологического развития,  отраслевыми бюджетными фондами на  цели
НИОКР,   поддержание   научных  организаций,  а  результаты  работы
комиссии   и    предложения    по    совершенствованию    механизма
финансирования науки направить на рассмотрение Государственной Думы
к 15 мая 1994 года.
     6. Признать   целесообразным  предоставление  налоговых  льгот
научным, проектным, конструкторским, образовательным учреждениям, а
также  иным  организациям  в  части затрат на финансирование НИОКР,
техническое перевооружение, модернизацию и обновление производств.
     Комитету Государственной   Думы   по  экономической  политике,
Комитету  Государственной  Думы  по  бюджету,  налогам,  банкам   и
финансам и Комитету Государственной Думы по образованию, культуре и
науке подготовить необходимые законодательные предложения.
     7. Считать  недопустимым  изъятие  основных фондов и имущества
научно-исследовательских организаций,  а также изменение профиля их
деятельности в ходе и в результате приватизации.
     Комитету Государственной Думы по собственности, приватизации и
хозяйственной  деятельности  совместно  с Комитетом Государственной
Думы  по  образованию,  культуре  и  науке  внести  соответствующие
предложения на рассмотрение Государственной Думы.
     8. Предложить Правительству Российской Федерации:
     рассмотреть вопрос   о   создании   специального   фонда   для
финансирования расходов по патентованию  за  рубежом  отечественных
разработок и открытий;
     разработать программу  государственной  поддержки  продвижения
отечественных   разработок,  научно-технических  и  образовательных
услуг на мировых рынках.
     9. Признать    необходимым    осуществление   государственного
контроля за экспортом результатов НИОКР.
     Комитету Государственной Думы по образованию, культуре и науке
совместно  с  Комитетом  Государственной  Думы   по   экономической
политике    провести   анализ   форм,   методов   и   экономической
эффективности   заключения   институтами,    отдельными    научными
коллективами  и  учеными  контрактов  на  проведение исследований и
разработок по зарубежным программам и  заказам,  продажу  за  рубеж
оригинальных научных результатов, "ноу-хау", уникальных изобретений
и конструкций.  Разработать законопроекты, регламентирующие экспорт
научно-технических услуг и разработок в направлении, не допускающем
демпинговую распродажу накопленного научно-технического  потенциала
и   обеспечивающем  соблюдение  прав  авторов  на  интеллектуальную
собственность.
     10. Предложить  Правительству Российской Федерации разработать
программу мер по сохранению кадрового  потенциала  науки,  а  также
поддержки наукоградов (научных городков).


     Председатель
     Государственной Думы
     Федерального Собрания
     Российской Федерации                            И.П.Рыбкин

     Москва
     25 марта 1994 года
     N 77-I ГД


Информация по документу
Читайте также