Расширенный поиск

Федеративный договор от 31.03.1992 б/н

 



                       ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР


                              Договор
                о разграничении предметов ведения
             и полномочий между федеральными органами
                      государственной власти
                  Российской Федерации и органами
                    власти суверенных республик
                  в составе Российской Федерации

     Мы, полномочные      представители     федеральных     органов
государственной власти Российской Федерации  и  органов  суверенных
республик в составе Российской Федерации,
     проявляя уважение к  истории,  традициям,  культуре,  языку  и
национальному достоинству народов Российской Федерации,
     признавая свою  ответственность  за   сохранение   исторически
сложившегося    государственного    единства   народов   Российской
Федерации, в целостности составляющих ее республик и территории,
     ставя своей  целью  достижение  и  укрепление межнационального
согласия, доверия и взаимопонимания,
     реализуя приоритет   прав   и  свобод  человека  и  гражданина
независимо от национальной принадлежности и территории  проживания,
а также право народов на самоопределение,
     стремясь к качественному обновлению федеративных отношений  на
основе  добровольного  распределения  полномочий  и эффективного их
осуществления,
     исходя из   того,  что  в  пределах  своих  полномочий  органы
государственной власти республик  в  составе  Российской  Федерации
самостоятельно   осуществляют   эту   власть   на   соответствующих
территориях,
     руководствуясь Декларацией   о   государственном  суверенитете
Российской Федерации,  Декларациями о государственном  суверенитете
республик в составе Российской Федерации, решениями Съезда народных
депутатов  Российской  Федерации  и  Верховного  Совета  Российской
Федерации  по  вопросам  федеративного  устройства  и  федеративных
отношений в Российской Федерации,
     договорились о нижеследующем:

     Статья I. 1. К  ведению  федеральных  органов  государственной
власти Российской Федерации относятся:
     а) принятие и изменение  Конституции  Российской  Федерации  и
федеральных законов, контроль за их соблюдением;
     б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
     в) регулирование   прав   и   свобод  человека  и  гражданина,
регулирование и защита прав  национальных  меньшинств;  гражданство
Российской Федерации;
     г) установление системы федеральных  органов  законодательной,
исполнительной   и   судебной  власти,  порядка  их  организации  и
деятельности; формирование федеральных государственных органов;
     д) федеральная государственная собственность и управление ею;
     е) установление  основ  федеральной  политики  и   федеральные
программы     в     области    государственного,    экономического,
экологического, социального, культурного и национального развития в
Российской Федерации;
     ж) установление  правовых  основ  единого  рынка;  финансовое,
валютное,  кредитное,  таможенное регулирование,  денежная эмиссия,
основы ценовой политики;  федеральные экономические службы, включая
федеральные банки;
     з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные
фонды регионального развития;
     и) федеральные  энергетические  системы,  ядерная  энергетика,
расщепляющиеся  материалы;  федеральный транспорт,  пути сообщения,
информация и связь; деятельность в космосе;
     к) внешняя   политика  и  международные  отношения  Российской
Федерации,  международные договоры  Российской  Федерации;  вопросы
войны и мира;
     л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
     м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение
порядка продажи и покупки оружия,  боеприпасов,  военной техники  и
другого военного имущества; производство расщепляющихся материалов,
ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
     н) статус  и  защита  государственной границы, территориальных
вод, воздушного пространства, экономической зоны и континентального
шельфа Российской Федерации;
     о) судоустройство;           прокуратура;           уголовное,
уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство;
амнистия и помилование;  гражданское,  гражданско-процессуальное  и
арбитражно-процессуальное законодательство;
     п) федеральное коллизионное право;
     р) метеорологическая служба,  стандарты,  эталоны, метрическая
система и исчисление времени;  геодезия и картография;  официальный
статистический и бухгалтерский учет;
     с) государственные  награды  и  почетные   звания   Российской
Федерации;
     т) федеральная государственная служба.
     2. Органы  власти  республик  в  составе  Российской Федерации
участвуют в  осуществлении  федеральных  полномочий  в  пределах  и
формах,   установленных   Конституцией   Российской   Федерации   и
федеральными законами.
     3. Республикам  в  составе  Российской Федерации гарантируется
представительство  в  федеральных  органах  государственной  власти
Российской Федерации.

     Статья II. 1. К   совместному   ведению   федеральных  органов
государственной   власти    Российской    Федерации    и    органов
государственной  власти  республик  в  составе Российской Федерации
относятся:
     а) обеспечение  соответствия конституций и законов республик в
составе  Российской  Федерации  Конституции  и  законам  Российской
Федерации;
     б) защита  прав  и  свобод   человека   и   гражданина;   прав
национальных   меньшинств;  обеспечение  законности,  правопорядка,
общественной безопасности; режим пограничных зон;
     в) разграничение государственной собственности;
     г) природопользование,  охрана окружающей среды и  обеспечение
экологической безопасности;  особо охраняемые природные территории;
охрана памятников истории и культуры;
     д) общие  вопросы воспитания,  образования,  науки,  культуры,
физической культуры и спорта;
     е) координация   вопросов   здравоохранения,   защита   семьи,
материнства,  отцовства  и  детства;  социальная  защита,   включая
социальное обеспечение;
     ж) проведение   мер   борьбы   с   катастрофами,    стихийными
бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
     з) установление общих принципов налогообложения и сборов;
     и) административное, административно-процессуальное, трудовое,
семейное,  земельное,  жилищное,  водное,  лесное законодательство;
законодательство  о  недрах,  об охране окружающей среды;  правовое
регулирование интеллектуальной собственности;
     к) судоустройство;       адвокатура,      нотариат;      кадры
правоохранительных органов;
     л) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни
малочисленных этнических общностей;
     м) установление    общих    принципов   организации   местного
самоуправления.
     2. По   вопросам,  указанным  в  пункте  1  настоящей  статьи,
федеральные  органы  государственной  власти  Российской  Федерации
издают  Основы  законодательства,  в соответствии с которыми органы
власти  республик  в  составе  Российской  Федерации   осуществляют
собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных
правовых актов.
     3. Законопроекты по предметам совместного ведения, указанным в
пункте 1  настоящей  статьи,  направляются  республикам  в  составе
Российской    Федерации,    соответствующие   предложения   которых
рассматриваются в Верховном Совете Российской Федерации.

     Статья III. 1. Республики  (государства)  в составе Российской
Федерации  обладают всей полнотой государственной (законодательной,
исполнительной,  судебной) власти на своей  территории,  кроме  тех
полномочий,которые   переданы   (отнесены)  в  ведение  федеральных
органов государственной власти Российской Федерации в  соответствии
с  настоящим  Договором.  Территория  и статус республики в составе
Российской Федерации не могут быть изменены без ее согласия.
     2. Республики   в   составе   Российской   Федерации  являются
самостоятельными участниками  международных  и  внешнеэкономических
отношений,  соглашений с другими республиками,  краями,  областями,
автономными областями,  автономными округами Российской  Федерации,
если   это   не   противоречит  Конституции  и  законам  Российской
Федерации,  настоящему  Договору.   Координация   международных   и
внешнеэкономических   отношений   республик  в  составе  Российской
Федерации  осуществляется  федеральными  органами   государственной
власти  Российской  Федерации  совместно  с  республиками в составе
Российской Федерации.
     3. Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир являются
достоянием  (собственностью)  народов,  проживающих  на  территории
соответствующих   республик.   Вопросы   владения,   пользования  и
распоряжения  землей,  недрами,  водными   и   другими   природными
ресурсами   регулируются   Основами   законодательства   Российской
Федерации  и  законодательством  республик  в  составе   Российской
Федерации.   По   взаимной   договоренности   федеральных   органов
государственной   власти    Российской    Федерации    и    органов
государственной  власти  республик  в  составе Российской Федерации
определяется статус федеральных природных ресурсов.
     4. В случае, если чрезвычайное положение вводится федеральными
органами государственной власти Российской Федерации на  территории
республики    в    составе    Российской    Федерации,   необходимо
предварительное  согласие  органов  государственной   власти   этой
республики.  Если обстоятельства,  служащие основанием для введения
чрезвычайного  положения,  затрагивают  территорию   только   одной
республики в составе Российской Федерации, чрезвычайное положение в
этой республике может быть введено органами государственной  власти
этой  республики  с  немедленным уведомлением Президента Российской
Федерации и Верховного Совета Российской Федерации и осуществляется
в соответствии с федеральным законом.

     Статья IV. 1. Федеральные   органы    государственной   власти
Российской Федерации по соглашению с органами  власти  республик  в
составе   Российской   Федерации   могут  передавать  этим  органам
осуществление части своих полномочий.
     2. Органы  власти  республик в составе Российской Федерации по
соглашению   с   федеральными   органами   государственной   власти
Российской  Федерации могут передавать им осуществление части своих
полномочий.

     Статья V. 1. Федеральные   органы     государственной   власти
Российской   Федерации   и   органы  власти  республики  в  составе
Российской Федерации исполняют федеральные законы и  иные  правовые
акты   Российской  Федерации  в  республике  в  составе  Российской
Федерации в  порядке,  установленном  законодательством  Российской
Федерации.
     2. Юридические документы,  выданные органами власти Российской
Федерации,  республики  в  составе  Российской Федерации в пределах
полномочий этих органов,  учреждений и должностных лиц,  признаются
на всей территории Российской Федерации.

     Статья VI. 1. Федеральные    органы   государственной   власти
Российской Федерации не могут издавать правовые акты  по  вопросам,
отнесенным  к  ведению  органов государственной власти республики в
составе Российской Федерации.  В  случае  издания  органами  власти
республики  в  составе Российской Федерации законов,  иных правовых
актов по вопросам,отнесенным к исключительному ведению  федеральных
органов  государственной  власти Российской Федерации,  применяются
федеральные законы.
     2. Отношения   между   федеральными  органами  государственной
власти  Российской  Федерации  и  органами  государственной  власти
республик   в  составе  Российской  Федерации  строятся  на  основе
Конституции   Российской    Федерации,    конституций    республик,
взаимоуважения  и  взаимной  ответственности.  Споры  разрешаются с
обязательным  использованием  согласительных  процедур  в  порядке,
установленном Конституцией и законами Российской Федерации.
     3. Споры по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, и
по   вопросам,   отнесенным   к  предметам  совместного  ведения  в
соответствии  со  статьей  II  настоящего   Договора,   разрешаются
Конституционным Судом Российской Федерации.

     Статья VII. Установленное  настоящим  Договором  разграничение
предметов  ведения  и  полномочий  не   может   быть   изменено   в
одностороннем порядке.

     Статья VIII. Настоящий   Договор  вступает  в  силу со дня его
подписания.  После  его  одобрения   Съездом   народных   депутатов
Российской     Федерации    он    становится    составной    частью
(самостоятельным  разделом)   Конституции   Российской   Федерации.
Изменения   и  дополнения  в  этот  раздел  Конституции  Российской
Федерации  вносятся  с  согласия  республик  в  составе  Российской
Федерации, подписавших настоящий Договор.
     Каждая республика в составе Российской Федерации сохраняет  за
собой  право  как  подписать настоящий Договор,  так и регулировать
свои отношения по разграничению полномочий с федеральными  органами
государственной   власти  Российской  Федерации  в  соответствии  с
Конституцией Российской Федерации и Конституцией этой республики  в
составе Российской Федерации.


     г. МОСКВА
     31 марта 1992 г.

     Настоящий Договор подписан полномочными представителями:

     РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
     РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
     РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
     РЕСПУБЛИКИ ГОРНЫЙ АЛТАЙ
     РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
     КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
     РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ - ХАЛЬМГ ТАНГЧ
     КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
     РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
     КОМИ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
     МАРИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ  СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ  РЕСПУБЛИКИ - РЕСПУБЛИКИ
     МАРИЙ ЭЛ
     МОРДОВСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
     РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
     СЕВЕРО-ОСЕТИНСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
     РЕСПУБЛИКИ ТУВА
     УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
     РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
     ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧАВАШ РЕСПУБЛИКИ
     РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



                             ПРОТОКОЛ

                     К ФЕДЕРАТИВНОМУ ДОГОВОРУ

            (Договору о разграничении предметов ведения
             и полномочий между федеральными органами
            государственной власти Российской Федерации
              и органами власти суверенных республик
                  в составе Российской Федерации)

     Мы, представители  республик  в  составе Российской Федерации,
имея полномочия на подписание парафированного 13 марта 1992 года  в
городе  Москве Федеративного договора,  доводим до сведения органов
власти, что при рассмотрении парафированного Федеративного договора
на совместном совещании 30 марта 1992 года пришли к согласию в том,
что,  реализуя положения пункта 3 статьи 1 Федеративного  договора,
необходимо  обеспечить  представление  не менее 50 процентов мест в
одной из палат высшего законодательного органа Российской Федерации
представителям республик в составе Российской Федерации, автономных
областей и автономных округов.

     Согласовано полномочными представителями:

     РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ
     РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
     РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
     РЕСПУБЛИКИ ГОРНЫЙ АЛТАЙ
     РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
     КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
     РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ - ХАЛЬМГ ТАНГЧ
     КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
     РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
     КОМИ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
     МАРИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ  СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ  РЕСПУБЛИКИ - РЕСПУБЛИКИ
     МАРИЙ ЭЛ
     МОРДОВСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
     РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
     СЕВЕРО-ОСЕТИНСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
     РЕСПУБЛИКИ ТУВА
     УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
     РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
     ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ - ЧАВАШ РЕСПУБЛИКИ
     РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Информация по документу
Читайте также