Статьей 2 федерального закона от 31.12.2001 n 198-фз внесены изменения в федеральный закон "о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности": для плательщиков единого налога на вмененный доход установлена обязанность уплачивать есн. с какой даты у плательщика единого налога на вмененный доход возникает эта обязанность?
Статьей 2 Федерального закона от 31.12.2001 N
198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в
Налоговый кодекс Российской Федерации и в
некоторые законодательные акты Российской
Федерации о налогах и сборах" установлена
обязанность плательщиков единого налога на
вмененный доход уплачивать единый
социальный налог, а также снижена ставка
единого налога с 20 процентов от вмененного
дохода до 15 процентов.
В соответствии с
п.1 ст.5 Налогового кодекса РФ акты
законодательства о налогах вступают в силу
не ранее чем по истечении одного месяца со
дня их официального опубликования и не
ранее 1-го числа очередного налогового
периода по соответствующему налогу, за
исключением случаев, предусмотренных
данной статьей. Акт вступает в силу с 1-го
числа очередного налогового периода по
соответствующему налогу, наступающего
после окончания месячного срока со дня
официального опубликования данного акта
(п.3 Постановления Пленума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от
28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения
части первой Налогового кодекса Российской
Федерации").
Акты законодательства о
налогах и сборах, устанавливающие новые
налоги и (или) сборы, повышающие налоговые
ставки, размеры сборов, устанавливающие или
отягчающие ответственность за нарушение
законодательства о налогах и сборах,
устанавливающие новые обязанности или иным
образом ухудшающие положение
налогоплательщиков или плательщиков
сборов, а также иных участников отношений,
регулируемых законодательством о налогах и
сборах, обратной силы не имеют (п.2 ст.5 НК
РФ).
Федеральный закон от 31.12.2001 N 198-ФЗ
был опубликован 31.12.2001 в "Российской газете"
(N 256).
Для установления момента
вступления в силу ст.2 Федерального закона
от 31.12.2001 N 198-ФЗ, учитывая, что изменяется
обязанность у плательщиков единого налога
на вмененный доход, по нашему мнению,
необходимо рассматривать налоговый период
именно по единому налогу на вмененный
доход.
Пунктом 1 ст.4 Федерального закона
от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный
доход для определенных видов деятельности"
налоговый период по единому налогу
установлен в один квартал.
Таким
образом, по нашему мнению, Федеральный
закон от 31.12.2001 N 198-ФЗ в части установления
обязанности плательщиков единого налога на
вмененный доход уплачивать единый
социальный налог вступает в силу с 1 апреля
2002 г. (когда соблюдаются оба условия,
предусмотренные п.1 ст.5 НК РФ).
Однако
согласно ст.10 Федерального закона от 31.12.2001 N
198-ФЗ он вступает в силу с 1 января 2002 г., т.е.
указанному Закону фактически придана
обратная сила.
Кроме того, по мнению МНС
России, изложенному в Письме от 06.02.2002 N
СА-6-05/150@ "Об уплате единого социального
налога налогоплательщиками единого налога
на вмененный доход", обложение единым
налогом на вмененный доход для
определенных видов деятельности является
специальным налоговым режимом,
предусматривающим замену уплаты
совокупности налогов и сборов одним единым
налогом. А в соответствии с п.3 ст.18 Закона РФ
от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы
в Российской Федерации" (в ред. Федерального
закона от 29.12.2001 N 187-ФЗ) установление и
введение в действие специальных налоговых
режимов не относятся к установлению и
введению в действие новых налогов и сборов.
Следовательно, положения ст.5 НК РФ в данном
случае, по мнению МНС России,
неприменимы.
Таким образом, позиция МНС
России сводится к тому, что в части
обязанности уплачивать единый социальный
налог для плательщиков единого налога на
вмененный доход Федеральный закон от 31.12.2001
N 198-ФЗ все же вступил в силу с 1 января 2002
г.
Однако, по нашему мнению, норма Закона
РФ от 27.12.1991 N 2118-1 об установлении и введении
в действие специальных налоговых режимов,
на которую ссылается МНС России, в данном
случае не может применяться, поскольку не
происходит установления или введения в
действие нового специального налогового
режима, а вносятся изменения в уже
действующий налоговый режим (т.е. единый
налог на вмененный доход). При этом ни Закон
РФ от 27.12.1991 N 2118-1, ни НК РФ не
предусматривают специальных положений по
порядку внесения изменений в действующие
специальные налоговые режимы.
Следовательно, здесь должны применяться
общие положения о вступлении в силу актов
законодательства о налогах и сборах, т.е.
ст.5 НК РФ.
Также отметим, что положения о
специальных налоговых режимах были
включены в текст Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 ст.2
Федерального закона от 29.12.2001 N 187-ФЗ "О
внесении изменений и дополнений в часть
вторую Налогового кодекса Российской
Федерации и некоторые другие акты
законодательства Российской Федерации о
налогах и сборах", вступившего в силу с 31
января 2002 г. Это означает, что с 1 января 2002 г.
положения об установлении и введении
специальных налоговых режимов еще не
действовали.
Из изложенного следует,
что налоговые органы будут требовать, чтобы
плательщики единого налога на вмененный
доход уплачивали единый социальный налог с
1 января 2002 г. (советуем также ознакомиться с
Письмом ФСС РФ от 21.01.2002 N 02-18/05-433).
Поскольку одновременно с появлением
обязанности плательщиков единого налога на
вмененный доход уплачивать единый
социальный налог уменьшилась ставка
единого налога на вмененный доход,
налогоплательщику в каждом случае придется
доказывать ухудшение своего положения.
Таким образом, оценку сложившейся ситуации
сможет дать лишь суд с учетом всех
обстоятельств конкретного дела. Однако на
сегодняшний день мы еще не располагаем
информацией о судебной практике по данному
вопросу.
В заключение напоминаем, что в
случае если налогоплательщик считает, что
акты налоговых органов и действия или
бездействие их должностных лиц нарушают
его права, он вправе обжаловать их в
вышестоящий налоговый орган или в суд
(ст.ст.137, 138 НК РФ). Однако предсказывать
решение по возможному в данной ситуации
спору мы не беремся и рекомендуем
налогоплательщику, избирающему тот или
иной вариант решения данного вопроса для
применения в практической деятельности,
учитывать все возможные последствия своих
действий, в том числе и
неблагоприятные.
М.П.Тавшанжи
Центр
исследований
проблем
налогообложения
и бухгалтерского
учета
30.05.2002