Организация, занимающаяся продажей гсм, закупает нефтепродукты в цистернах, а затем осуществляет их предпродажную подготовку: расфасовывает полученные партии в более мелкую потребительскую тару, не меняя при этом их технических, качественных и других показателей. является ли данная подготовка нефтепродуктов к реализации объектом налогообложения акцизами?
Согласно п.3 ст.182 Налогового кодекса РФ в
целях гл.22 "Акцизы" к производству
приравнены розлив подакцизных товаров,
осуществляемый как часть общего процесса
производства этих товаров в соответствии с
требованиями государственных стандартов и
(или) другой нормативно - технической
документацией, регламентирующими процесс
производства данных товаров и
утвержденными уполномоченными
федеральными органами исполнительной
власти.
Таким образом, деятельность по
розливу (упаковке, расфасовке) подакцизных
нефтепродуктов рассматривается как объект
налогообложения акцизами только в том
случае, если порядок упаковки (розлива,
расфасовки) тех или иных подакцизных
нефтепродуктов в упаковочные единицы
утвержден специальными правилами и
представлен в нормативно - технической
документации, в соответствии с которой
осуществляется их производство, как часть
общего производственного процесса, после
которого эти нефтепродукты становятся
самостоятельным готовым к применению
товаром.
Так, например, ГОСТ Р 511313-99
"Бензины автомобильные. Общие технические
требования" так же, как ГОСТ 305-82 "Топливо
дизельное" и ГОСТы, регламентирующие
производство моторных масел, содержит
требования по упаковке этих нефтепродуктов
по ГОСТу 1510-84 "Нефть и нефтепродукты.
Маркировка, упаковка, транспортирование и
хранение".
В то же время ГОСТ 1510-84
предусматривает разделение видов тары под
нефтепродукты на потребительскую, в
которую упаковываются нефтепродукты,
предназначенные для бытового потребления,
и транспортную, в которую помещают
потребительскую тару, либо нефтепродукты,
не требующие упаковки в потребительскую
тару.
При этом в соответствии с
требованиями указанного ГОСТа
нефтепродукты, предназначенные для
бытового потребления, упаковывают в
потребительскую металлическую и
полимерную тару вместимостью не более 5 куб.
дм (5 л), стеклянную - не более 1 куб. дм (1 л).
Таким образом, поскольку акцизами
облагаются товары, предназначенные для
реализации населению, т.е. в том числе и
нефтепродукты, предназначенные для
бытового потребления, они становятся
готовым к реализации (потреблению) товаром
только после их упаковки в потребительскую
тару.
Вместе с тем если исходя из
требований ГОСТа 1510-84 упаковка и,
следовательно, реализация моторных масел в
потребительской таре предусмотрены, то для
автомобильных бензинов и дизельного
топлива такие нормы не установлены.
Следовательно, для приобретения данными
нефтепродуктами готового к реализации
товарного вида их упаковка (розлив,
расфасовка) в потребительскую тару не
является обязательной.
Таким образом,
исходя из норм и правил упаковки
нефтепродуктов, установленных ГОСТ 1510-84,
розлив (упаковка, расфасовка)
нефтепродуктов в потребительскую тару как
часть общего процесса их производства
рассматривается лишь в отношении моторных
масел.
Учитывая изложенное, в случае
если организации или предприниматели
осуществляют деятельность по расфасовке
(розливу) моторных масел, приобретенных (или
полученных на давальческих началах), то они
как лица, осуществившие производство
подакцизных товаров, должны исчислять и
уплачивать акциз по объемам реализации или
передачи расфасованных (разлитых) ими
моторных масел в общеустановленном для
таких операций порядке.
И.А.Давыдова
Советник налоговой службы РФ
III ранга
04.04.2002