Правомерно ли привлечение к ответственности по ст.16.15 коап рф за непредставление таможенному органу отчета за использование приобретенных акцизных марок?
Статья 16.15 КоАП РФ устанавливает
ответственность за непредставление или
несвоевременное представление в
таможенный орган отчетности в случаях,
предусмотренных таможенным
законодательством.
Состав
законодательства Российской Федерации о
таможенном деле определен ст.5 Таможенного
кодекса Российской Федерации. В него
включены сам Таможенный кодекс, Закон
Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О
таможенном тарифе" и иные акты
законодательства Российской Федерации,
принятые в соответствии с настоящим
Кодексом. Согласно ст.126 Таможенного
кодекса в акты законодательства Российской
Федерации включаются и нормативные акты
ГТК России. Из этого можно сделать вывод,
что в качестве таких актов в рамках
таможенного законодательства следует
рассматривать и указы Президента
Российской Федерации, который, согласно ст.7
Таможенного кодекса, осуществляет общее
руководство таможенным делом, и акты
Правительства Российской Федерации,
которое, например, вправе не только
определять особенности правового
регулирования таможенных режимов, но и
устанавливать новые таможенные режимы (ст.24
ТК РФ). Вместе с тем такие акты должны быть
приняты в соответствии с Таможенным
кодексом. Представляется, что при
применении данной нормы нельзя исходить
только из того, что к актам
законодательства о таможенном деле
относятся акты, которые не противоречат
Таможенному кодексу. Иначе все нормативные
правовые акты, регулирующие иные чем
таможенные правоотношения, следовало бы
отнести к законодательству о таможенном
деле. Представляется также, что приведенную
норму нельзя трактовать и более узко, как
определяющую, что к актам законодательства
о таможенном деле относятся только те акты,
принятие которых предусмотрено Таможенным
кодексом. Иначе акты Правительства
Российской Федерации и ГТК России,
определяющие порядок определения и
заявления таможенной стоимости вывозимых и
ввозимых товаров, полномочия на издание
которых установлены ст.ст.12 и 13 Закона
Российской Федерации "О таможенном тарифе",
не относились бы к законодательству о
таможенном деле. Исходя из этого к актам
законодательства о таможенном деле следует
относить нормативные правовые акты,
регулирующие правовые отношения,
возникающие в связи с перемещением товаров
и транспортных средств через таможенную
границу Российской Федерации.
Обязанность представлять таможенным
органам указанные в вопросе отчеты
установлена п.7 Постановления
Правительства Российской Федерации от
04.09.1999 N 1008 "Об акцизных марках". Указанное
Постановление определяет порядок ввоза на
таможенную территорию Российской
Федерации алкогольной продукции, табака и
табачных изделий. Следовательно, оно может
быть отнесено к актам законодательства
Российской Федерации о таможенном деле, и,
таким образом, несоблюдение его требований
в части представления таможенным органам
отчета об использовании акцизных марок
может быть квалифицировано как
правонарушение, ответственность за которое
установлена ст.16.15 КоАП РФ.
А.А.Косов
Государственный таможенный
комитет
РФ
06.11.2003