В ходе налоговой проверки было установлено, что в организации в 2002 г. не велся учет доходов, выплаченных физлицам, в карточках учета формы n 1-ндфл. руководителю выдано предписание об устранении выявленных нарушений. в установленный срок нарушения не устранены. правомерно ли привлечение руководителя к ответственности по ч.1 ст.19.5 коап рф?
В соответствии с пп.3 п.3 ст.24 Налогового
кодекса Российской Федерации налоговые
агенты обязаны вести учет выплаченных
налогоплательщикам доходов, удержанных и
перечисленных в бюджеты (внебюджетные
фонды) налогов, в том числе персонально по
каждому налогоплательщику.
Одновременно ст.230 НК РФ установлена
обязанность налоговых агентов вести учет
доходов, полученных от них физическими
лицами в налоговом периоде, по форме,
которая установлена Министерством
Российской Федерации по налогам и
сборам.
В целях реализации положений
гл.23 НК РФ Приказом МНС России от 02.12.2002 N
БГ-3-04/686 "Об утверждении форм отчетности по
налогу на доходы физических лиц за 2002 год"
утверждены, как указано в Приказе, две формы
отчетности:
- форма N 1-НДФЛ "Налоговая
карточка по учету доходов и налога на
доходы физических лиц за 2002 год" (с
Приложением о порядке ее заполнения);
-
форма N 2-НДФЛ "Справка о доходах физического
лица за 2002 год" (с Приложением о порядке ее
заполнения и представления).
Форма N
1-НДФЛ содержит персональную информацию о
физическом лице - получателе дохода,
необходимую для правильного исчисления
налога и представления в налоговые органы
сведений о доходах такого лица.
Согласно ст.9 Федерального закона от 21.11.1996 N
129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (ред. от 30.06.2003 N
86-ФЗ) (далее - Закон N 129-ФЗ) под первичными
документами понимаются оправдательные
документы, которыми должны оформляться все
хозяйственные операции, проводимые
организацией. Эти документы служат
первичными учетными документами, на
основании которых ведется бухгалтерский
учет.
Первичные учетные документы
принимаются к учету, если они составлены по
форме, содержащейся в альбомах
унифицированных форм первичной учетной
документации, а документы, форма которых не
предусмотрена в этих альбомах, должны
содержать следующие обязательные
реквизиты: наименование документа, дату
составления документа, наименование
организации, от имени которой составлен
документ, содержание хозяйственной
операции, измерители хозяйственной
операции в натуральном и денежном
выражении, наименование должностей лиц,
ответственных за совершение хозяйственной
операции и правильность ее оформления,
личные подписи указанных лиц.
Первичный
учетный документ должен быть составлен в
момент совершения операции, а если это не
представляется возможным - непосредственно
после ее окончания (п.4 ст.9 Закона N 129-ФЗ).
Пунктом 6 ст.9 Закона N 129-ФЗ предусмотрено,
что для осуществления контроля и
упорядочения обработки данных о
хозяйственных операциях на основе
первичных учетных документов составляются
сводные учетные документы.
Первичными
документами, подтверждающими выплату
организацией доходов физическим лицам, в
частности заработной платы своим
работникам, являются ведомости на выплату
заработной платы, а также расходные
кассовые ордера.
На основании первичных
документов бухгалтерского учета налоговый
агент заполняет Налоговую карточку формы N
1-НДФЛ.
Согласно ст.6 Закона Российской
Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах
Российской Федерации" (ред. от 22.05.2003 N 54-ФЗ)
(далее - Закон N 943-1) главными задачами
налоговых органов являются контроль за
соблюдением налогового законодательства,
за правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью внесения в
соответствующий бюджет государственных
налогов и других платежей, установленных
законодательством Российской Федерации, а
также валютный контроль, осуществляемый в
соответствии с законодательством
Российской Федерации о валютном
регулировании и валютном контроле и данным
Законом N 943-1.
Налоговым органам
предоставлено право получать от
предприятий, учреждений, организаций
(включая банки и иные финансово-кредитные
учреждения), а также от граждан с их
согласия справки, документы и копии с них,
касающиеся хозяйственной деятельности
налогоплательщика и необходимые для
правильного налогообложения (п.3 ст.7 Закона
N 943-1).
В соответствии с п.5 ст.7 Закона N 943-1
налоговым органам предоставлено право
требовать от руководителей и других
должностных лиц проверяемых предприятий,
учреждений, а также от граждан устранения
выявленных нарушений законодательства о
налогах и других обязательных платежах в
бюджет и законодательства о
предпринимательской деятельности и
контролировать их выполнение.
Статьей
19.5 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях
предусмотрена административная
ответственность граждан, должностных и
юридических лиц за невыполнение в срок
законного предписания (постановления,
представления) органа (должностного лица),
осуществляющего государственный надзор
(контроль).
Невыполнение в
установленный срок законного предписания
(постановления, представления) органа
(должностного лица), осуществляющего
государственный надзор (контроль), об
устранении нарушений законодательства
влечет наложение административного штрафа
на граждан в размере пяти минимальных
размеров оплаты труда, на должностных лиц -
от пяти до десяти минимальных размеров
оплаты труда, на юридических лиц - от
пятидесяти до ста минимальных размеров
оплаты труда (ч.1 ст.19.5 КоАП РФ).
Таким
образом, привлечение руководителя
организации к административной
ответственности по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ за
невыполнение предписания налогового
органа об устранении выявленных нарушений
в установленный срок является
правомерным.
Е.В.Виговский
Консультационно-аналитический центр
по
бухгалтерскому учету
и
налогообложению
12.10.2003