Решение арбитражного суда иркутской области от 02.08.2010 по делу n а19-9127/10-64 заявление о признании незаконными действий, выразившихся в принятии решения об отмене решения таможенного органа и требования об уплате таможенных платежей, и обязании возместить уплаченные суммы ввозной таможенной пошлины и ндс удовлетворено, поскольку доказательств ненадлежащего оформления сертификата и наличия признаков содержания в нем недостоверных сведений ответчиком не представлено.суд первой инстанции арбитражный суд иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 2 августа 2010 г. по делу N А19-9127/10-64
Резолютивная часть решения объявлена 28.07.2010 г.
Полный текст решения изготовлен 02.08.2010 г.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Репина С.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Репиным С.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "Статус"
к Иркутской таможне
о признании действий незаконными,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Рундин А.Н. (представитель по доверенности от 23.04.2010 г. б/н, паспорт), Ващенко Д.Ю. (представитель по доверенности от 31.05.2010 г. б/н, паспорт), Гимбицкий Д.М.)
от ответчика - Дружинина Н.А. (представитель по доверенности от 31.12.2009 г. N 103, удостоверение), Валуева О.В. (представитель по доверенности от 31.12.2009 г. N 111. удостоверение),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Статус" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Иркутской таможне (далее - ответчик, таможенный орган) с требованием о признании незаконными действий, выразившихся в принятии решения от 09.02.2010 г. N 10607000/0902/10/7 об отмене в порядке статьи 412 Таможенного кодекса Российской Федерации решения Иркутского таможенного поста; о признании незаконным требования Иркутской таможни об уплате Обществом таможенных платежей от 12.02.2010 г. N 5 и обязании ее возместить ООО "Статус" оплаченные им суммы ввозной таможенной пошлины в размере 23 759 руб. 35 коп., пени за несвоевременную уплату ввозной таможенной пошлины в сумме 3101 руб. 97 коп., налога на добавленную стоимость в размере 2375 руб. 93 коп., пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в сумме 310 руб. 20 коп.; обязании Иркутской таможни принять сертификат происхождения товара по форме "А" N G091501001410029 от 03.11.2009 г. в качестве достоверного подтверждения страны происхождения товаров.
21.07.2010 г. по ходатайству Общества в судебном заседании объявлен перерыв до 27.07.2010 г. 14 час. 30 мин.
27.07.2010 г. в 14 час. 30 мин. судебное заседание продолжено.
После перерыва в судебном заседании участвуют те же представители сторон.
27.07.2010 г. в судебном заседании объявлен перерыв до 28.07.2010 г. 16 час. 00 мин.
28.07.2010 г. в 16 час. 00 мин. судебное заседание продолжено.
После перерыва в судебном заседании участвуют те же представители ответчика, заявитель представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Дело в соответствии со ст. 156 АПК РФ рассматривается по имеющимся в нем материалам в отсутствие заявителя, исследовав которые, суд приходит к следующему.
Как видно из представленных материалов дела, ООО "Статус" для осуществления таможенного оформления товаров - продукты растительного происхождения урожая 2008 года (томаты свежие, в количестве 14500 кг; перец стручковый сладкий свежий, в количестве 1900 кг; огурцы свежие, в количестве 1000 кг) на Иркутский таможенный пост была подана грузовая таможенная декларация (далее ГТД) N 10607040/160209/0000873.
При таможенном оформлении товаров ООО "Статус" был представлен сертификат происхождения товаров формы "А" от 13.02.2009 г. N G091501001410029, выданный торгово-промышленной палатой Китая, который явился основанием для предоставления тарифных преференций в виде применения ставки ввозной таможенной пошлины в размере 75 процентов от ставок, установленных в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Российская Федерация предусматривает режим наиболее благоприятствуемой нации.
При таможенном оформлении вышеуказанных товаров по ГТД N 10607040/160209/0000873 Обществом уплачены сборы за таможенное оформление в сумме 500 рублей, импортная пошлина в сумме 71278 руб. 06 коп. и налог на добавленную стоимость в размере 70486 руб. 08 коп. по платежным поручениям от 06.02.2009 г. N 26, от 10.02.2009 г. N 34.
В ходе последующей проверки документов и сведений, проведенной Иркутской таможней в рамках статьи 361 Таможенного кодекса Российской Федерации, установлено, что в графе 11 сертификата страны происхождения формы "А" G091501001410029 от 13.02.2009 г., представленного ООО "Статус" вместе с ГТД N 10607040/160209/0000873, оттиск печати плохо пропечатан, реквизиты оттиска не читаются, в связи с чем данный сертификат направлен таможенным органом в Главное управление Федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России для рассмотрения вопроса о действительности сертификата.
Письмом ФТС России от 03.11.2009 г. N 05-79/52398 "О сертификатах происхождения товаров" сообщено, что сертификат формы "А" N G091501001410029 не может рассматриваться в качестве основания для предоставления тарифных преференций; для подтверждения достоверности сертификата N G091501001410029 Главным управлением Федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России был направлен запрос в Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление (ЦЭКТУ) ФТС России.
В соответствии с полученным заключением ЦЭКТУ ФТС России от 10.12.2009 г. N 4/278-09 провести идентификационное исследование оттиска печати, расположенного в графе 11 данного сертификата, не представлялось возможным.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для принятия 09.02.2010 г. Иркутской таможней решения N 10607000/0902/10/7 об отмене в порядке статьи 412 Таможенного кодекса Российской Федерации решения Иркутского таможенного поста о предоставлении тарифных преференций в отношении товара, ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации ООО "Статус", формализованное в виде записи "11,25%" в поле "Ставка" графы 47 грузовой таможенной декларации N 10607040/160209/0000873.
На основании указанного решения 12.02.2010 г. Иркутской таможней в адрес ООО "Статус" выставлено требование об уплате таможенных платежей и пеней N 5 в сумме 29547 руб. 45 коп.
Заявитель полагая, что оспариваемые действия Иркутской таможни по принятию решения от 09.02.2010 г. и требования от 12.02.2010 г. не соответствуют действующему таможенному законодательству и нарушают права и законные интересы ООО "Статус" в сфере предпринимательской деятельности, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.
Исследовав представленные материалы дела, суд считает, что заявленные требования Общества подлежат удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 34 Таможенного кодекса РФ сертификат о происхождении товара является документом, подтверждающим происхождение товаров из определенной страны.
Согласно пункту 1 статьи 36 настоящего Кодекса предусмотрено, что сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный компетентными органами или организациями данной страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1997 г. N 479 утверждено Соглашение о Правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций, подписанное в г. Москве 12 апреля 1996 года (далее - Правила), в соответствии с пунктом 5 которых в удостоверение происхождения товара в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию - сертификат о происхождении товара по форме "А", принятой в рамках Общей системы преференций.
Из анализа приведенных норм следует, что тарифные преференции, предусмотренные для стран - пользователей схемой преференций, предоставляются в отношении товаров, происхождение которых подтверждается сертификатами о происхождении товаров формы "А".
Китай входит в перечень стран - пользователей схемой преференций российской федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 г. N 1057.
Исходя из буквального толкования пункта 4 статьи 36 ТК РФ сертификат о происхождении товара удостоверяет, что товары, на которые оформлен этот сертификат, происходят из данной страны, а при наличии представления ненадлежащим образом оформленного сертификата, в случаях, предусмотренных названной правовой нормой ТК РФ, таможенный орган наделен правом обратиться к компетентным органам или организациям страны, которые выдали сертификат, с просьбой предоставить дополнительные документы или уточняющие сведения.
В развитие указанной нормы закона ГТК РФ Распоряжением от 13.05.2003 г. N 223-Р в числе иных обязанностей вменил таможенным органам обязанность по направлению оригиналов сертификатов в Главное управление тарифного и нетарифного регулирования для последующей проверки, в случае, если заполнение граф сертификатов не соответствует Правилам, при этом преференциальный режим до окончания проверки к товарам не применяется.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных нормативных правовых актов, основанием направления сертификатов формы "А" для проверки в ГУТН и ТО ФТС РФ до применения преференциального режима является ненадлежащее их заполнение.
Протоколом от 07.10.2002 г. "О внесении изменений и дополнений в правила определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках общей системы преференций, предусмотренных соглашением о правилах определения происхождения товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках общей системы преференций от 12 апреля 1996 года" утверждены временные требования декларации-сертификата о происхождении товара по форме "А".
Согласно данным требованиям графа 11 сертификата содержит данные о дате и месте удостоверения сертификата, наименование и печать органа, уполномоченного в соответствии с национальным законодательством удостоверять происхождение товаров, а также подпись должностного лица указанного органа, уполномоченного подтверждать достоверность сертификата. Печать должна иметь четкий оттиск, позволяющий при необходимости осуществить идентификацию на предмет ее подлинности.
По правилам пункта 4 статьи 36 ТК РФ и пункта 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.04.1997 г. N 479, сертификат о происхождении товара не является надлежащим образом оформленным, если имеются: подчистки, помарки или незаверенные исправления, отсутствуют необходимые подписи или печати, сведения в сертификате не позволяют установить их отношение к декларируемым товарам, в сертификате неоднозначно указаны страна происхождения товаров либо критерии, на основании которых сделан вывод о стране происхождения товаров, если указание таких критериев является обязательным в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
В указанных случаях, а также, если были обнаружены признаки того, что сертификат содержит недостоверные сведения, таможенный орган вправе обратиться к компетентным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения.
Материалами дела установлено, что несоответствие спорного сертификата установленным требованиям выразилось в следующем: в графе 11 сертификата формы "А" N G091501001410029 от 13.02.2009 г. оттиск печати плохо пропечатан, реквизиты оттиска не читаются.
При этом таможенный орган не поставил под сомнение правильность страны происхождения товара, указанного в ГТД N 10607040/160209/0000873.
Доводы таможенного органа о том, что оттиск печати на сертификате плохо пропечатан, реквизиты оттиска не читаются, а поэтому он не мог быть принят в качестве документа подтверждающего право на тарифные преференции, носят формальный характер, поскольку названный сертификат представляется в таможенный орган для подтверждения страны происхождения товара и при ее установлении наличие в сертификате каких-либо незначительных дефектов, не влияющих на установленный факт, не может служить законным основанием для отказа в принятии сертификата и предоставления тарифных преференций.
Следовательно, установив страну происхождения товара, таможенный орган в силу вышеприведенных норм, должен был предоставить Обществу тарифные преференции. При наличии каких-либо сомнений таможенный орган вправе был обратиться в компетентные органы КНР с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения также в целях проведения выборочной проверки. Проведение такой проверки не препятствовало выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при таможенном оформлении (ч. 5 ст. 36 ТК РФ).
Судом установлено и представителями Иркутской таможни не оспаривается то, что таможенный орган не обращался в компетентные органы КНР с соответствующим запросом.
Кроме того, в документах, приложенных к ГТД N 10607040/160209/0000873: инвойсе от 13.02.2009 г. N ВМ09-029, китайской таможенной экспортно-товарной спецификации от 13.02.2009 г., международной дорожной грузовой накладной N 0136100, наименование товаров, сведения об отправителе и получателе товаров, их описание, вес и страна происхождения (Китай), совпадают со сведениями, указанными в сертификате происхождения товара формы "А" от 13.02.2009 г. N G091501001410029.
Также следует отметить, что в порядке ведомственного контроля решением Сибирского таможенного управления от 16.07.2010 г. N 10600000/160710/19 были признаны незаконными и отменены решения Иркутской таможни от 09.02.2010 г. N 10607000/090210/7 об отмене в порядке статьи 412 Таможенного кодекса Российской Федерации решения Иркутского таможенного поста, от 12.02.2010 г. N 5 о выставлении ООО "Статус" требования об уплате таможенных платежей и пеней, от 09.04.2010 г. N 11 о зачете денежных средств в счет погашения задолженности по уплате таможенных платежей, процентов и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей, от 12.04.2010 г. N 1 о взыскании денежных средств в бесспорном порядке.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В рассматриваемом случае судом установлено, что доказательств ненадлежащего оформления сертификата формы "А" от 13.02.2009 г. N G091501001410029 и наличия
Решение арбитражного суда иркутской области от 30.07.2010 по делу n а19-10620/10-6 в удовлетворении иска о расторжении государственного контракта и взыскании денежных средств отказано, поскольку срок, установленный законом для защиты права, истек.суд первой инстанции арбитражный суд иркутской области  »
Читайте также