Решение арбитражного суда иркутской области от 27.07.2010 по делу n а19-11841/10-67 в удовлетворении заявления о признании недействительным решения антимонопольного органа о выявлении нарушения порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества отказано, поскольку до передачи в аренду нежилого помещения орган местного самоуправления обязан был провести конкурс либо аукцион.суд первой инстанции арбитражный суд иркутской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 27 июля 2010 г. по делу N А19-11841/10-67
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 20.07.2010 года.
Решение в полном объеме изготовлено 27.07.2010 года.
Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Сураевой О.П.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Сураевой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "Сибирьтелеком" о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области N 101 от 05.04.2010 г.,
3 лицо: Комитет по управлению муниципальным имуществом Черемховского районного муниципального образования,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель Рехтин С.А. (доверенность, паспорт);
от Управления ФАС по Иркутской области: представители - Молокова С.В. (доверенность, паспорт), Халецкая О.П. (доверенность, удостоверение);
от КУМИ Черемховского районного муниципального образования: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
установил:
Открытое акционерное общество "Сибирьтелеком" (далее - заявитель, Общество) обратилось с заявлением о признании недействительным решения N 101 от 05.04.2010 г. Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - антимонопольный орган, Иркутское УФАС России).
Представитель заявителя Рехтин в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и дополнениях к заявлению.
В обоснование заявленных требований заявитель указал следующее.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области решением N 101 от 05.04.2010 г. признала Комитет по управлению муниципальным имуществом Черемховского районного муниципального образования, нарушившим ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с заключением договора N 09-2-20 от 01.11.2009 г. с ОАО "Сибирьтелеком" о предоставлении в аренду здания, находящегося по адресу: Иркутская область, Черемховский район, с. Новогромово, ул. Советская, д. 15, общей площадью - 10,0 м2, являющегося муниципальной собственностью, без проведения открытого конкурса, аукциона, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции между хозяйствующими субъектами, желающими осуществить вход на рынок, путем получения прав на объект недвижимости для осуществления предпринимательской деятельности.
По мнению заявителя, договор аренды N 09-2-20 от 01.11.2009 г. заключен между ОАО "Сибирьтелеком" и КУМИ Черемховского районного муниципального образования в соответствии с требования п. 8 ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", поскольку предоставленное в аренду помещение специально приспособлено для размещения средств связи и является объектом единой инженерной инфраструктуры, технологически связанной с частью технически сложного и уникального объекта - линейно-кабельными сооружениями телефонной сети, находящейся на территории Черемховского района Иркутской области.
Представители антимонопольного органа Халецкая и Молокова в судебном заседании требования не признали, указав, что решение является обоснованным и законным.
Комитет по управлению муниципальным имуществом Черемховского районного муниципального образования, надлежащем образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела 13.07.10 г. (уведомление N 69797), в судебное заседание представителя не направил, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Представил отзыв, в котором заявленные требования поддерживает в полном объеме.
Дело, в соответствии со ст. 200 АПК РФ, рассматривается в отсутствие третьего лица по имеющимся материалам, исследовав которые, выслушав представителей заявителя и антимонопольного органа, суд установил следующие обстоятельства.
Согласно ч. 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании ч. 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконным оспариваемого решения, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение оспариваемыми актами прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, 01.11.2009 г. Комитет по управлению муниципальным имуществом Черемховского районного муниципального образования заключил с ОАО "Сибирьтелеком" договор аренды нежилого помещения, находящегося в муниципальной собственности N 09-2-20, согласно которого Общество приняло в аренду нежилое помещение общей площадью 10 м2, расположенное в здании администрации муниципалитета по адресу: Иркутская область, Черемховский район, с. Новогромово, ул. Советская, д. 15.
Усмотрев в действиях Комитета по управлению муниципальным имуществом Черемховского районного муниципального образования нарушение ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона РФ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Управлением ФАС по Иркутской области 03.03.2010 г. возбуждено дело N 153 о нарушении антимонопольного законодательства, в результате рассмотрения которого, комиссией Управления ФАС по Иркутской области 05.04.2010 г. вынесено решение N 101, согласно которому Комитет по управлению муниципальным имуществом Черемховского районного муниципального образования признан нарушившим ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона РФ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в связи с заключением договора N 09-2-20 от 01.11.2009 г. с ООО "Сибирьтелеком" о предоставлении в аренду здания, находящегося по адресу: Иркутская область, Черемховский район, с. Новогромово, ул. советская, д. 15, общей площадью - 10 м2, являющегося муниципальной собственностью, без проведения открытого конкурса, аукциона, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции между хозяйствующими субъектами, желающими осуществить вход на рынок, путем получения прав на объект недвижимости для осуществления предпринимательской деятельности.
Кроме того, решено выдать КУМИ администрации Черемховского районного муниципального образования предписание об устранении нарушения ч. 1 ст. 17.1 ФЗ "О защите конкуренции" от 26.07.06 г. N 135-ФЗ, путем проведения открытого конкурса, аукциона на право заключения договора аренды нежилого помещения, расположенного по адресу: Иркутская область, Черемховский район, с. Новогромово, ул. Советская, д. 15, в срок до 01.07.10 г.
Обращаясь с требованием о признании решения недействительным, заявитель в обоснование доводов указал, что при заключении договора аренды нежилого помещения N 09-2-20 от 01.11.2009 г. не требовалось проведение торгов, исходя из положений п. 8 ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона РФ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" поскольку арендуемое им нежилое помещение является частью сети электросвязи и технологически связано с сетями инженерно-технического обеспечения, участвующего в единой технологической системе электросвязи.
В соответствии с п. п. 3 п. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящемся в муниципальной собственности.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 51 данного закона органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
Вместе с тем, ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено ограничение собственника по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества действия, если эти действия нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц.
Частью 3 ст. 212 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что законом могут устанавливаться особенности приобретения и прекращения прав владения, пользования и распоряжения имуществом, в том числе находящимся в муниципальной собственности.
Таким образом, совершение любых сделок с имуществом, в том числе, и передача данного имущества в пользование хозяйствующим субъектам, должно производиться с соблюдением требований действующего законодательства, которое включает в себя и антимонопольное законодательство.
Согласно ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона РФ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
В соответствии с ч. 3 ст. 17.1 Федерального закона РФ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи, осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении:
- государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям;
- государственного или муниципального недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными автономными учреждениями;
- государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным учреждениям.
В судебном заседании представитель заявителя Рехтин пояснил, что арендованное ОАО "Сибирьтелеком" в пос. Новогромово по ул. Советская, д. 15 нежилое помещение площадью 10 м 2 находится на первом этаже здания администрации Новогромовского муниципального образования. Помещение является специально оборудованным, поскольку имеет телефонный ввод соединяющий согласно схемы организации связи г. Черемхово - с. Рысьево - с. Новогромово с опорами воздушной линии связи М-60, идущими от АТС 52 в г. Черемхово, оборудовано силовыми электрическими кабелями и системой проводов заземления.
Непосредственно в помещении установлены средства связи:
- радиорелейное оборудование РРС-6, используемой для организации малоканальных радиорелейных линий связи;
- аппаратура цифрового уплотнения ИАМ-6/15, которая совместно с оборудованием РРС-6 обеспечивает от 3-х до 30-ти соединительных (абонентских) телефонных каналов;
- четыре телефонных радиоудлинителя РАУД, что позволяет осуществлять связь с абонентской трубкой в радиусе до 40 км;
- станция СПС-6, предназначенная для работы по стальным, воздушным линиям связи и абонентским кабелям.
Пунктом 8 части 1 статьи 17.1 Федерального закона РФ от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" предусмотрено, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, в том числе лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Таким образом, для определения понятия сети инженерно-технического обеспечения необходимо обратиться к законодательству о градостроительной деятельности.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" под сетями инженерно-технического обеспечения понимается совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений; под системой инженерно-технического обеспечения понимается одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.
Решение арбитражного суда иркутской области от 27.07.2010 по делу n а19-11109/10-27 в удовлетворении заявления о признании незаконными действий по изъятию из хозяйственного ведения муп объекта недвижимости отказано, поскольку ответчиком изъятие спорного имущества фактически не производилось, а правомерно было реализовано представленное ему законом право на отчуждение имущества.суд первой инстанции арбитражный суд иркутской области  »
Читайте также