[информация о деле] приговор опротестован в связи с односторонним исследованием судом материалов дела.

Тереханова осуждена по ст. 106 УК РСФСР на 2 года лишения свободы с отсрочкой исполнения приговора сроком на 2 года. В соответствии со ст. 4 постановления Государственной Думы от 23 февраля 1994 г. "Об амнистии" от наказания освобождена.
Определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ приговор оставлен без изменения, а кассационный протест заместителя прокурора Пермской области - без удовлетворения.
Согласно приговору, преступление совершено в Пермской области при следующих обстоятельствах.
Тереханова и ее сын в г. Чайковском имели домик и сад-огород. В период с 21 по 23 июля 1993 г. с целью обеспечения охраны принадлежащего им сада-огорода от проникновения посторонних они протянули по забору алюминиевую проволоку. По просьбе матери Тереханов подвел из дома к забору изолированный провод, один конец которого подсоединил к этой оголенной проволоке, а другой подготовил для включения в электросеть с напряжением 220 вольт. После этого Тереханова на ночь систематически включала изготовленную сыном систему охраны. 26 июля 1993 г. вечером Тереханова, как обычно, подключила провод к электрической сети. Около 23 час. Вотяков, проходивший в нетрезвом виде мимо огорода Терехановых, дотронулся до этого провода. Получив удар электрическим током, он на месте происшествия скончался.
Заместитель Генерального прокурора РФ принес протест в президиум Верховного Суда РФ, в котором поставил вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных решений и направлении дела на новое судебное рассмотрение в связи с неправильной квалификацией действий осужденных и мягкостью назначенного им наказания.
Протест удовлетворен по следующим основаниям. В нарушение требований ст. 20 УПК РСФСР суд сделал вывод о неосторожном убийстве Терехановыми Вотякова без надлежащего исследования и оценки собранных по делу доказательств.
В частности, судебные инстанции пришли к выводу о наличии в действиях осужденных признаков преступления, предусмотренного ст. 106 УК РСФСР, в связи с тем, что Терехановы подключили провод, огораживающий забор, к одной фазе, после чего проверяли действие тока на себе, вывешивали объявление и предупреждали подростков, что проволока под током.
Однако с такой оценкой действий Терехановых согласиться нельзя, поскольку суд односторонне и недостаточно глубоко исследовал вопросы, касающиеся субъективной стороны совершенного преступления.
Из материалов уголовного дела усматривается, что огород Терехановых выходил на берег реки, где постоянно в летнее время собирались для купания отдыхающие, которые чаще всего находились в нетрезвом состоянии. В связи с их неправильным поведением между Терехановыми и отдыхающими часто возникали конфликты. После чего осужденные и изготовили проволочное ограждение, которое подключили в одну фазу к электросети с напряжением 220 вольт. При этом Тереханов, подключая провод, отыскал в розетке гнездо с плюсовой фазой.
Судом оставлено без внимания то, что Тереханова являлась преподавателем физики, поэтому была хорошо осведомлена о поражающих свойствах изготовленного проволочного ограждения. Тереханов, окончив профессионально-техническое училище, получил специальность помощника мастера ткацкого оборудования и среднее специальное образование, в связи с чем также знал о действии электротока на человека.
Указанное подтверждается и их показаниями. Первоначально в судебном заседании Тереханова пояснила, что утром они отключали ток в проволочном ограждении, поскольку днем могло убить человека, так как около огорода ходило много людей. Тереханов также показывал, что знал о том, что электрический ток с напряжением 220 вольт может убить человека.
Президиум Верховного Суда РФ пришел к выводу: недостаточно исследованы те обстоятельства, что, проводя по забору огорода провод, подсоединенный в одну фазу электрической сети с напряжением 220 вольт, Терехановы, зная об опасности, которую представляет для человека электрический ток такого напряжения, и что второй фазой для него является земля, использовали его как средство поражения людей, которые собирались на берегу реки для купания и могли находиться в мокрой одежде, без обуви, в нетрезвом состоянии.
По заключению специалиста, допрошенного на предварительном следствии, для человека, стоящего босиком на земле и держащего рукой электрический провод, по которому поступает одна фаза электрического тока, возможен смертельный исход. Наибольшая вероятность смертельного исхода, если он находится в мокрой одежде и в состоянии алкогольного опьянения.
Поэтому следовало выяснить, знала ли об этом Тереханова, как преподаватель физики, а затем решить вопрос о наличии косвенного умысла на убийство либо неосторожности при совершении данного преступления в форме преступной самонадеянности.
Остался без внимания и тот факт, что Терехановы включали электрический провод в сеть лишь на ночь и отключали его днем, когда возникала опасность для многих граждан, в том числе и для детей.
Сам по себе факт проверки осужденными действия тока на себе, вывешивание объявлений и предупреждение подростков о наличии в проводе электротока еще не может с достоверностью свидетельствовать об отсутствии у Терехановых косвенного умысла на убийство, когда они сознавали общественно опасный характер своих действий, предвидели их общественно опасные последствия и сознательно допускали наступление этих последствий.
Всестороннее, полное и объективное исследование материалов дела могло привести к выяснению данных, дающих основание для квалификации содеянного по закону, предусматривающему ответственность за более тяжкое преступление.
Президиум Верховного Суда РФ, отменив судебные решения в отношении Терехановых, направил дело на новое судебное рассмотрение, предложив суду устранить отмеченные недостатки.

Общая судебная практика »
Читайте также