[определение верховного суда рф n 75-г04-2 от 11.08.2004] обстоятельства законности принятия решений территориальными избирательными комиссиями должны быть установлены районными судами с соблюдением правил подсудности.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 августа 2004 года
Дело
N 75-Г04-2
Судебная коллегия по гражданским
делам Верховного Суда Российской Федерации
в составе:
председательствующего
Лаврентьевой М.Н.,
судей
Емышевой В.А.,
Соловьева
В.Н.
рассмотрела в судебном заседании от 11
августа 2004 года дело по заявлению
политической партии "Российская
демократическая партия "Яблоко" о признании
незаконными и отмене решений окружной
избирательной комиссии по Карельскому
одномандатному избирательному округу N 17 и
нижестоящих территориальных избирательных
комиссий об установлении итогов
голосования по выборам депутатов
Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации четвертого
созыва по федеральному избирательному
округу на соответствующих территориях
Карельского одномандатного избирательного
округа N 17, оформленные протоколом N 2, по
кассационной жалобе заявителей на решение
Верховного Суда Республики Карелия от 26 мая
2004 года, которым в удовлетворении заявления
отказано.
Заслушав доклад судьи
Верховного Суда Российской Федерации
Лаврентьевой М.Н., объяснения адвоката
Суворова В.К. - представителя заявителей,
поддержавшего доводы жалобы, представителя
ЦИК РК Бариновой Н.Ф., возражавшей против
доводов жалобы, и заключение прокурора
Генеральной прокуратуры Российской
Федерации Лукьяновой Т.В., полагавшей
решение суда отменить с направлением на
рассмотрение по подсудности, Судебная
коллегия
установила:
политическая
партия "Российская демократическая партия
"Яблоко" обратилась в Верховный Суд
Республики Карелия с заявлением о
признании незаконными и отмене решений
окружной избирательной комиссии,
нижестоящих территориальных избирательных
комиссий об установлении итогов
голосования по выборам депутатов
Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации четвертого
созыва, состоявшимся 7 декабря 2003 года, по
Карельскому одномандатному избирательному
округу N 17 по федеральному избирательному
округу на соответствующих территориях
Карельского одномандатного избирательного
округа N 17, оформленные протоколом N 2.
В
обоснование заявления заявители сослались
на то, что протокол N 2 окружной
избирательной комиссии (ОИК) основан на не
соответствующих действительности данных,
содержащихся в протоколах N 2
территориальных избирательных комиссий
(ТИК). Установление итогов голосования и
составление протоколов N 2 было произведено
территориальными избирательными
комиссиями, окружной избирательной
комиссией в нарушение требований закона,
что подтверждается значительными
несовпадениями официальных данных,
представленных территориальными
избирательными комиссиями в окружную
избирательную комиссию, а затем в
Центральную избирательную комиссию, с
данными протоколов участковых
избирательных комиссий.
Заявители
полагали, что указанные нарушения не
позволяли выявить действительную волю
избирателей, выраженную в день
голосования.
Судом постановлено
указанное выше решение, об отмене которого
ставится вопрос в кассационной жалобе.
Заявители указывают, что выводы в решении о
законности решений избирательных комиссий
сделаны на неправильном определении
обстоятельств, имеющих значение для дела,
без проверки доводов, изложенных в
заявлении.
Проверив материалы дела,
обсудив доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия находит, что решение суда
подлежит отмене.
Рассматривая данное
дело, суд ошибочно исходил из того, что
разрешение заявленных политической
партией требований отнесено к подсудности
верховного (и равного ему) суда
республики.
В соответствии с пунктом 4
части 1 статьи 26 ГПК РФ, пунктом 2 статьи 75
Федерального закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации"
областной суд рассматривает в качестве
суда первой инстанции дела об оспаривании
решений (уклонения от принятия решений)
избирательных комиссий субъектов
Российской Федерации, окружных
избирательных комиссий субъектов
Российской Федерации, окружных
избирательных комиссий по выборам в
федеральные органы государственной
власти.
Согласно пункту 4 той же статьи 75
Федерального закона решения комиссий об
итогах голосования, о результатах выборов
обжалуются в суды соответствующего уровня,
по подсудности, установленной пунктом 2
настоящей статьи. При этом суд
соответствующего уровня обязан
рассмотреть по существу не только решения и
действия (бездействие) избирательной
комиссии, организующей выборы, но и
одновременно решения и действия
(бездействие) всех нижестоящих комиссий,
принимавших участие в организации и
проведении данных выборов в соответствии с
законом, если допущенные ими нарушения
могли повлиять на результаты указанных
выборов.
Указание о том, что решение
избирательной комиссии об итогах
голосования, о результатах выборов на
избирательном участке, территории, в
избирательном округе, в Российской
Федерации в целом может отменить суд
соответствующего уровня, содержит и п. 3 ст.
96 Федерального закона "О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации".
Как
указывали заявители, установление итогов
голосования и составление протоколов N 2
было произведено территориальными
избирательными комиссиями в нарушение
требований избирательного закона,
официальные данные, представленные ими в
окружную избирательную комиссию, а затем
ЦИК РФ, не совпадают с данными протоколов
участковых избирательных комиссий.
Кроме утверждения о том, что решение
окружной избирательной комиссии основано
на незаконных решениях нижестоящих
комиссий, а потому также является
незаконным, других доводов незаконности
данного решения заявление партии "Яблоко"
не содержит.
Таким образом, заявителем
фактически оспариваются решения
территориальных избирательных комиссий.
Такие решения в силу указанной выше статьи
26 ГПК РФ, пункта 2 статьи 75 Федерального
закона "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации"
обжалуются в районный суд.
При таких
данных Верховный Суд Республики Карелия
был не вправе рассматривать заявленные
требования.
Обстоятельства законности
принятия решений территориальными
избирательными комиссиями должны быть
установлены не Верховным Судом Республики
Карелия, а районными судами с соблюдением
правил подсудности.
------------------------------------------------------------------
В тексте документа, видимо, была допущена
опечатка: имеется в виду п. 1 ч. 2 ст. 364 ГПК РФ,
а не пп. 1 п. 2 ч. 1 ст 364 ГПК РФ.
------------------------------------------------------------------
По
изложенным основаниям согласно
требованиям пп. 1 п. 2 ч. 1 ст. 364 ГПК РФ решение
суда подлежит отмене как рассмотренное
судом, к подсудности которого оно не
отнесено законом.
Руководствуясь ст. ст.
361, 364 ГПК РФ, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда
РФ
определила:
решение Верховного Суда
Республики Карелия от 26.05.2004 отменить,
возвратить дело в тот же суд для решения
вопроса о направлении по подсудности.