[решение верховного суда рф n гкпи2004-356 от 03.03.2004] доверенными лицами кандидата на должность президента рф не могут быть лица, замещающие государственные должности категории а, в том числе должность заместителя председателя государственной думы федерального собрания рф.

РЕШЕНИЕ
от 3 марта 2004 г. N ГКПИ2004-356
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего -
судьи Верховного Суда РФ Зайцева В.Ю.,
при секретаре Терентьевой С.В.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Жириновского В.В. об отмене решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. N 89-2-4 "О доверенном лице кандидата на должность Президента Российской Федерации О.А. Малышкина",
установил:
решением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (далее - ЦИК России) от 17 февраля 2004 г. N 89-2-4 "О доверенном лице кандидата на должность Президента Российской Федерации О.А. Малышкина" Жириновскому В.В. отказано в регистрации в качестве доверенного лица кандидата на должность Президента Российской Федерации О.А. Малышкина.
Считая указанное решение неправильным, Жириновский В.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой, в которой просил признать незаконным и необоснованным отказ ЦИК России в регистрации его в качестве доверенного лица кандидата в Президенты Российской Федерации О.А. Малышкина и отменить данное решение ЦИК России.
В жалобе указано, что депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в том числе и заместители Председателя Государственной Думы, не являются по действующему законодательству лицами, замещающими государственные должности категории "А", и не подпадают под ограничения, связанные с возможностью быть доверенным лицом кандидата на должность Президента Российской Федерации, установленные пунктом 2 статьи 43 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации".
В судебном заседании Жириновский В.В. и его представитель адвокат Беляк С.В. просили об удовлетворении жалобы и, кроме того, просили обязать ЦИК России зарегистрировать заявителя в качестве доверенного лица кандидата на должность Президента Российской Федерации О.А. Малышкина, обратив решение суда к немедленному исполнению.
Представители ЦИК России Казьмин В.П. и Воронин Д.Ю. жалобу заявителя не признали и просили суд отказать в ее удовлетворении, ссылаясь на то, что в соответствии с действующим законодательством Жириновский В.В., являющийся заместителем Председателя Государственной Думы, не может быть доверенным лицом кандидата на должность Президента Российской Федерации.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и их представителей, исследовав материалы дела и выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей удовлетворить требования заявителя, суд находит, что жалоба Жириновского В.В. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 43 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" доверенными лицами кандидата на должность Президента Российской Федерации не могут быть лица, замещающие государственные должности категории "А" или выборные муниципальные должности.
Из содержания подпункта 2 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" следует, что государственные должности категории "Б" учреждаются для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности категории "А".
В силу пунктов 2 и 3 названной статьи государственная должность категории "Б" или "В", включенная в Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации, является государственной должностью государственной службы.
Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации, утверждаемый Президентом Российской Федерации, является частью Реестра государственных должностей в Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. N 981 "Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы" утверждены Перечни государственных должностей федеральной государственной службы согласно Приложениям N 1 - 20, являющиеся соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации.
В Приложении N 3 приведен Перечень государственных должностей федеральной государственной службы категории "Б", учреждаемых для непосредственного обеспечения исполнения полномочий депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
В указанный Перечень включены, в частности, должности руководителя Секретариата заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания и советника заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания.
Поскольку, как уже отмечалось, должности федеральной государственной службы категории "Б" учреждаются для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих государственные должности категории "А", должность заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания не может не считаться государственной должностью категории "А".
Отмена законодателем подпункта 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации", в котором были перечислены некоторые государственные должности категории "А", не может свидетельствовать о том, что должность заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания перестала быть государственной должностью категории "А", поскольку данная должность предусмотрена Конституцией Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий федерального органа государственной власти (часть 1 статьи 101).
Кроме того, государственные должности категории "А", перечислявшиеся в указанной норме Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ, названы и в Сводном перечне государственных должностей Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32 "О государственных должностях Российской Федерации".
Данный Указ Президента Российской Федерации действует в последней редакции от 23 октября 1998 г. N 1298 и предусматривает наименование государственной должности Российской Федерации - "заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
С учетом вышеизложенного Жириновский В.В., замещающий государственную должность заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в силу пункта 2 статьи 43 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" не может быть доверенным лицом кандидата на должность Президента Российской Федерации О.А. Малышкина.
С доводом жалобы о том, что замещаемая заявителем должность не относится к государственной должности категории "А", поскольку она не включена в Реестр должностей федеральной государственной службы, который должен быть утвержден Президентом Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 9 Федерального закона от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы в Российской Федерации", суд согласиться не может.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 названного Закона деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации (к которым относится и должность заместителя Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации), данным Законом не регулируется.
Согласно части 2 статьи 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) является законным.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 260, 261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу Жириновского В.В. об отмене решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 17 февраля 2004 г. N 89-2-4 "О доверенном лице кандидата на должность Президента Российской Федерации О.А. Малышкина" оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Общая судебная практика »
Читайте также