[информация о деле] авторское право по наследству (родственница фотографа, снявшего ю. гагарина, выиграла дело в суде).
Родственница фотографа, снявшего Ю.
Гагарина,
выиграла дело в суде
В
апреле 2001 г. к 40-летию первого полета
человека в космос Федеральное
государственное унитарное предприятие
"Издательско-торговый Центр "Марка"
выпустило в свет блок из двух почтовых
марок, на одной из которых было размещено
изображение Юрия Гагарина. Космонавт был
изображен на фоне спускаемого аппарата
"Восток", вертолетов, траектории спуска с
парашютами и группы бегущих встречающих.
Внизу была проставлена надпись: "40-летие
первого в мире полета человека в космос", а
также указан год - "2001".
Изображение Юрия
Гагарина на марке было воспроизведено со
всемирно известного фотоснимка Валерия
Генде-Роте из серии "Рапорт Гагарина".
Репортаж был снят 14 апреля 1961 г. и
запечатлел прибытие первого космонавта
Земли в Москву, его встречу в аэропорту и
рапорт Хрущеву. На марке снимок был
переработан: в оригинальный кадр помещены
текст и изображения ряда предметов -
спускаемого аппарата, парашютов и др.,
изображение Гагарина раскрашено в желтый и
синий цвета, частично прорисовано лицо. При
совмещении изображений на марке и
фотоснимке они абсолютно совпадают, вплоть
до складок, теней и мелких деталей одежды.
Марка была выпущена в свет без заключения
договора с наследницей авторского права
В.А. Генде-Роте и без ссылки на авторство
фотографа.
Дочь классика советской
фотографии обратилась в Пресненский суд
Москвы с иском к ФГУП "Издательско-торговый
Центр "Марка" о взыскании компенсации за
нарушение авторских прав. Правовая позиция
истца основывалась на нарушении ответчиком
ее исключительных авторских прав на
использование произведения и нарушении
личных неимущественных прав фотографа.
Снимок Валерия Генде-Роте неоднократно
публиковался советскими и зарубежными СМИ
и российскими изданиями. Изображение на
снимке Юрия Гагарина стало хрестоматийным
и узнаваемым. На юбилейной почтовой марке
"40-летие первого в мире полета человека в
космос" ответчиком воспроизведен именно
этот фотоснимок.
В судебном заседании
истцом были представлены увеличенное
изображение почтовой марки и фотоснимок
того же размера. При наложении одного
изображения на другое полностью совпадали
все линии изображений, включая наклон
головы, поворот руки, линию ладони с
отставленным большим пальцем, часть шарфа,
части пуговиц, складки на одежде и
светотени на лице, фуражке и рукаве. Факт
идентичности двух изображений - на снимке и
на марке - был установлен визуально, путем
сравнения обоих изображений и наложения
одного изображения на другое.
В
соответствии со ст. 7 Закона РФ "Об авторском
праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. N 5351-1
фотографические произведения являются
объектами авторского права. Автору в
отношении его произведения принадлежат
исключительные права, в том числе право
осуществлять и разрешать осуществлять
следующие действия:
воспроизводить
произведение в одном и более
экземплярах;
переделывать
(перерабатывать) произведение;
распространять экземпляры произведения
любым способом (ст. 16 Закона).
Как
установлено ст. 15 Закона, автору в отношении
его произведения принадлежат личные
неимущественные права, в том числе право
признаваться автором произведения (право
авторства), право использовать и разрешать
использовать произведение под подлинным
именем автора, псевдонимом либо без
обозначения имени, т.е. анонимно (право на
имя), а также право на защиту произведения
от всякого искажения или иного
посягательства, способного нанести ущерб
чести и достоинству автора (ст. 15 Закона).
В соответствии со ст. 27 Закона авторское
право действует в течение всей жизни автора
и не менее 50 лет после его смерти. Как
установлено ст. 29 Закона, авторское право
переходит по наследству.
Суду было
представлено свидетельство о праве истца
на наследство Генде-Роте Валерия
Альбертовича, умершего 25 августа 2000 г.
Личные неимущественные права по наследству
не переходят. Однако эти права охраняются
бессрочно, а наследники вправе
осуществлять защиту права авторства, права
на имя и репутацию автора без ограничения
срока (ст. 29 Закона).
Как установлено ст.
30 Закона, имущественные права на
произведение могут быть переданы только по
авторскому договору. Однако авторский
договор с истцом на воспроизведение
фотоснимка на марке, внесение в него
изменений и распространение марки ответчик
не заключал, авторское вознаграждение и
другие условия использования с истцом не
согласовывал. Обязанность по заключению
авторского договора Закон (ст. 30) возлагает
на лицо, взявшее на себя инициативу и
ответственность за изготовление и выпуск в
гражданский оборот экземпляров
произведения, то есть на ответчика.
В
своем отзыве на исковое заявление ответчик
признал факт изготовления тиража почтовых
марок с изображением Ю.А. Гагарина, признал
факт их выпуска в гражданский оборот.
Ответчик также признал, что заказал
художнику А.В. Керносову создание сцепки из
двух марок на основе переданных художнику
иллюстративных материалов, в том числе
газетных публикаций и фотоальбома
"Гагарин". Помимо иллюстративных
материалов, художнику, как следует из
отзыва ответчика, были предоставлены
кинохроника 1961 г., "текстовой материал с
описанием формы одежды Ю.А. Гагарина на
момент его рапорта в 1961 г.", "космический
скафандр, спускаемый аппарат "Восток" и
другие экспонаты".
ФГУП
"Издательско-торговый Центр "Марка"
признало, что художник, работавший по его
заданию, выступил составителем, т.е. лицом,
осуществившим творческий подбор и
расположение материалов - чужих - ст. 11
Закона. Судом было установлено, что, помимо
составительской работы, художник раскрасил
изображение "путем использования кисти и
красок", т.е. выполнил еще и работу
переработчика оригинального
произведения.
Ответчиком были внесены
следующие изменения в произведение:
оригинальная черно-белая цветовая гамма
снимка заменена на цвета - лицо и рука
раскрашены в бежевый цвет, тулья фуражки - в
зеленый, околышек и петлицы - в синий,
кокарда и крылышки на фуражке - в желтый. К
изображению Гагарина добавлен текст
"40-летие первого в мире полета человека в
космос", "10 часов 55 минут 12 апреля 1961 г.",
"РОССИЯ Rossija. 2001", а также добавлены
изображения парашютов, спускаемого
аппарата, вертолетов и людей.
Как
указано в ст. 11 Закона, авторское право
составителя признается при условии
соблюдения прав авторов каждого из
произведений, включенных в составное
произведение. В силу ст. 12 Закона авторское
право автора производного произведения
(переработки) признается при условии
соблюдения прав автора оригинального
произведения, подвергшегося переработке.
То есть для использования оригинального
фотоснимка В.А. Генде-Роте ответчик как
лицо, взявшее на себя инициативу и
ответственность за создание марки, ее
тиражирование и выпуск ее в гражданский
оборот, должен был, как требуют ст. ст. 16 и 30
Закона, заключить с истцом (наследницей
автора) авторский договор.
В своем
отзыве на исковое заявление ответчик
сослался на то, что в фотоальбоме "Гагарин",
изданном в 1976 г., отсутствует указание имени
В.А Генде-Роте. По мнению ответчика, это
обстоятельство лишает произведение В.А.
Генде-Роте, опубликованное в указанном
альбоме, авторско-правовой охраны. Свой
вывод ответчик основывает на ст. 475 ГК РСФСР
1964 г., в соответствии с которой авторское
право на произведение фотографии
действовало при условии указания имени
автора на экземпляре произведения.
Суд
не согласился с позицией ответчика,
отметив, что действующий Закон 1993 г.
распространяется на все произведения
литературы, науки и искусства, в том числе
на фотографические произведения, без
каких-либо ограничений и изъятий (ст. 7
Закона). Для возникновения и осуществления
авторских прав не требуется соблюдения
каких-либо формальностей, в частности,
Закон не связывает охраноспособность
произведения с наличием либо отсутствием
указания имени автора при его публикации (п.
1 ст. 9 Закона).
Ответчик посчитал, что
вправе не указывать имя автора
произведения на марке, поскольку к этому
его не обязывает Положение о знаках
почтовой оплаты от 26 мая 1994 г. В п. 4.4
упомянутого Положения сведения об авторе
не перечислены в числе обязательных к
проставлению на марках.
С этим доводом
также нельзя согласиться. Правоотношения
по использованию объектов авторского права
регулирует Закон, и в данном случае следует
руководствоваться нормами Закона (ст. 15), а
не Положения о знаках почтовой оплаты.
Возможность анонимного использования
произведения в обязательном порядке
согласовывается в авторском договоре.
Кроме того, Положение о знаках почтовой
оплаты не противоречит нормам Закона, а
содержит дополнительные требования.
Отрицая охраноспособность произведения В.
Генде-Роте по причине отсутствия имени
автора в фотоальбоме, ответчик тем не менее
посчитал, что произведение все же является
объектом авторского права. Так, ответчик
выдвинул версию о том, что исключительные
права на использование фотоснимка
принадлежат не истцу, а ТАСС как
работодателю автора на момент создания
фотосерии "Рапорт Гагарина". Ответчик
посчитал, что именно ТАСС вправе
предъявлять к нему требования, основанные
на ст. 49 Закона (о взыскании компенсации). Из
этого заявления можно сделать вывод о том,
что ответчик все же допускает факт
нарушения им авторских прав.
Что
касается прав на произведения, созданные в
порядке выполнения служебных обязанностей
или по заданию работодателя, то для
выяснения этого вопроса необходимо
обратиться к законодательству,
действовавшему на момент создания
произведения. Довольно часто и на
переговорах, и в судах приходится
выслушивать доводы оппонентов, ссылающихся
в подобных случаях на современное
российское законодательство. Это ошибочная
позиция: Закон 1993 г. не применяется к
правоотношениям по созданию произведения,
возникшим до его вступления в силу.
Действовавшие на момент создания
произведения (14 апреля 1961 г.) "Основы
авторского права СССР" от 16 мая 1928 г. не
наделяли работодателя исключительными
правами на использование произведения. То
же можно сказать и о Законе РСФСР "Об
авторском праве" 1928 г. Авторское право на
"служебное" произведение принадлежало
автору, а не работодателю таковы были
принципиальные положения советского
законодательства. Работодатель был вправе
только использовать произведение на
условиях, установленных специальными
нормативными актами. Основы гражданского
законодательства Союза ССР и республик 1991
г. (действовали с 3 августа 1992 г. по 2 августа
1993 г.) ограничили право работодателя на
использование "служебного" произведения
тремя годами. Поэтому надлежащим истцом по
рассматриваемому иску является дочь
умершего автора, чьи исключительные права
на произведение подтверждаются
свидетельством о праве на наследство.
Суд вынес решение о взыскании с ФГУП
"Издательско-торговый Центр "Марка" в пользу
наследницы классика советской фотографии
В.А. Генде-Роте компенсации в размере 1500
МРОТ (150000 рублей).
И.ТУЛУБЬЕВА