[определение верховного суда рф n 74-г02-36 от 15.11.2002] при отсутствии муниципальных образований законодательный орган республики в составе рф вправе возложить на центральную избирательную комиссию республики полномочия по назначению референдума.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 ноября 2002 года
Дело N 74-Г02-36
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Кнышева В.П.,
судей Харланова А.В.,
Горохова Б.А.
рассмотрела в судебном заседании от 15 ноября 2002 г. гражданское дело по кассационным жалобам Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) и муниципального образования поселка Жатай на решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 17 сентября 2002 г. по заявлению муниципального образования пос. Жатай о признании незаконным постановления Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2002 г. о назначении местного референдума.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., объяснения представителей ЦИК Республики Саха (Якутия) Романовой О.В., администрации г. Якутска Клименко А.В., муниципального образования пос. Жатай Еникеева, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 30 июля 2002 г. N 83-1-2 на территории г. Якутска на 29 сентября 2002 г. назначен местный референдум по следующим вопросам:
1. Поддерживаете ли Вы решение об образовании в городе Якутске единого муниципального образования "Город Якутск" в границах административно-территориальной единицы - города республиканского значения Якутска?
2. Считаете ли Вы, что в муниципальном образовании "Город Якутск" должна быть установлена следующая структура органов местного самоуправления : городское собрание депутатов г. Якутска в количестве 25 человек со сроком полномочий 5 лет; выборное должностное лицо - глава муниципального образования, избираемый населением со сроком полномочий 5 лет?
Муниципальное образование пос. Жатай обратилось в суд с заявлением о признании незаконным названного Постановления ЦИК РС(Я), ссылаясь на то, что оно вынесено незаконно, с ущемлением прав муниципального образования. В обоснование своих требований заявитель сослался на то, что референдум не является по своему содержанию местным, поскольку назначен на территории, не являющейся муниципальным образованием (за исключением пос. Жатай и пос. Маган). Кроме того, референдум в нарушение требований ст. 15 ч. 5 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в редакции от 12 июня 2002 г. назначен не уполномоченным органом. По мнению заявителя, ЦИК РС(Я) не имеет права назначить местный референдум. Кроме того, заявитель считает, что назначение и проведение референдума на территории муниципального образования пос. Жатай ущемляет права его жителей. Первый вопрос о возможности образования на территории г. Якутска единого муниципального образования допускает множественность толкования, что является нарушением требований ст. 12 указанного Федерального закона.
В судебном заседании представитель муниципального образования пос. Жатай Еникеев Р.А. поддержал заявление в полном объеме.
Представитель Центральной избирательной комиссии РС(Я) Окороков К.К. с заявлением не согласился и пояснил, что инициативная группа "Любимый город" обратилась с ходатайством о проведении местного референдума на территории г. Якутска, достаточное количество подписей было собрано, вынесенные на референдум вопросы являются допустимыми, не противоречат требованиям п. 8 ст. 12 названного выше Федерального закона. ЦИК РС(Я) не вправе была выйти за пределы вопросов, поставленных инициативной группой. При этом права муниципального образования пос. Жатай не ущемляются, поскольку на референдум выносится вопрос о создании муниципального образования на всей территории г. Якутска. Поселок Жатай как административно-территориальная единица находится в составе административно-территориальной единицы города Якутска, поэтому его жители имеют право выразить свое мнение по выносимым на референдум вопросам.
Представитель администрации Президента и Правительства Республики Саха (Якутия) Охлопкова С.В. с заявлением не согласилась. В обоснование своих возражений пояснила, что постановление ЦИК РС(Я) основано на Законе РС(Я) "О внесении изменений и дополнений в Закон РС(Я) "О местном референдуме", который регулирует правоотношения по назначению и проведению референдума в переходный период. На территории г. Якутска имеется несколько подчиненных поселков, в том числе и пос. Жатай. Поскольку на территории Республики в целом местное самоуправление не осуществляется, но допускается возможность создания муниципальных образований на различных уровнях, полагает, что мнение населения относительно уровня территории необходимо получить путем голосования на референдуме. По своему содержанию назначенный референдум является местным. Вопросы, вынесенные на референдум, не противоречат требованиям ч. 7 и ч. 8 ст. 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Представитель администрации г. Якутска Клименко А.В. с заявлением муниципального образования пос. Жатай не согласилась, полагает, что его права не ущемляются.
Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 17 сентября 2002 г. заявление удовлетворено частично. Оспариваемое постановление ЦИК Республики Саха (Якутия) в части назначения референдума на территории муниципального образования пос. Жатай признано незаконным и отменено. В удовлетворении заявления в остальной части отказано. В кассационной жалобе ЦИК РС(Я) ставится вопрос об отмене решения суда с направлением дела на новое рассмотрение, а в кассационной жалобе муниципального образования пос. Жатай ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не находит.
В Республике Саха (Якутия) на уровне улусов (районов), городов существуют местные органы государственной власти, в том числе и в городе Якутске. До внесения изменений и дополнений в Конституцию Республики Саха (Якутия) и Закон Республики Саха (Якутия) "О местном самоуправлении в РС(Я)" местное самоуправление могло осуществляться лишь на уровне поселков и сел. В апреле 2002 г. в Конституцию РС(Я) внесены изменения в части дополнения перечня территориальных единиц, на которых может осуществляться местное самоуправление, а именно: улусы (районы), города, город республиканского значения Якутск. 15 июня 2002 г. законодательным органом Республики принят Закон РС(Я) "О порядке образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований в Республике Саха (Якутия), установления и изменения их границ и наименований", в ст. 8 которого установлено, что вопрос об образовании муниципальной единицы может быть решен населением на собрании граждан, представительным органом местного самоуправления, если такой орган избран, либо местным референдумом.
Тогда же был принят Закон РС(Я) "О местном референдуме", которым установлен механизм проведения местного референдума на переходный период.
Судом установлено, что на момент рассмотрения дела на территории республики местное самоуправление осуществляется в 10 муниципальных образованиях, созданных в поселках, в том числе и пос. Жатай.
Доводы заявителя о том, что назначенный референдум не является местным и незаконно назначен Центральной избирательной комиссией РС(Я), правильно признаны судом несостоятельными.
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в редакции от 12 июня 2002 г. различает 3 вида референдума - референдум Российской Федерации, референдум субъекта Российской Федерации и местный референдум. При этом различие проводится по значимости выносимых на референдум вопросов. Из содержания предлагаемых для вынесения на референдум вопросов, как правильно указал суд, следует, что это вопросы местного значения.
Согласно ст. 1 названного Федерального закона им определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации. В части 3 статьи 1 данного Закона определено, что гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом, устанавливаются иными законами, в том числе и законом субъекта.
Как обоснованно указал суд в решении, по смыслу положений этого Федерального закона он регулирует правоотношения, в частности, по порядку назначения референдума, при наличии созданных муниципальных образований. Поскольку на территории республики в целом не осуществляется местное самоуправление, законом субъекта Российской Федерации допустимо осуществление правового регулирования путем установления дополнительных гарантий реализации гражданами конституционного права на участие в референдуме в переходный период от системы органов государственной власти к местному самоуправлению. То есть, при отсутствии муниципальных образований субъект Российской Федерации вправе возложить на Центральную избирательную комиссию Республики Саха (Якутия) полномочия по назначению референдума. При этом суд правильно исходил из того, что инициатива по проведению референдума на территории г. Якутска исходила от надлежащих лиц - населения города в лице инициативной группы "Любимый город", им надлежащим образом произведен сбор подписей в поддержку референдума, т.е. с соблюдением требований ст. ст. 13, 14 названного выше Федерального закона. Вопросы, предлагаемые для вынесения на референдум, не подпадают под ограничения, установленные п. 8 ст. 12 Федерального закона.
Кроме того, право ЦИК Республики Саха (Якутия) назначить референдум по указанным выше вопросам подтверждено вступившим в законную силу решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 13 сентября 2002 г. по делу N 3-66/02. Является правильным и вывод суда о том, что при назначении референдума на территории г. Якутска, включая пос. Жатай, ущемлены права муниципального образования.
Как видно из материалов дела и установлено судом, жители пос. Жатай реализовали свое конституционное право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на территории пос. Жатай, на этой территории осуществляется местное самоуправление, существуют выборные органы местного самоуправления, имеется Устав, свой самостоятельный бюджет. Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) РС(Я) от 2 марта 2000 г. утверждена административно-территориальная граница поселка Жатай. Из устава муниципального образования (статья 2) следует, что поселок Жатай является единым муниципальным образованием.
Право жителей пос. Жатай, являющихся одновременно и жителями г. Якутска, на участие в референдуме по вопросу образования единого муниципального образования "город Якутск" не свидетельствует о том, что при этом не ущемляются права самого муниципального образования пос. Жатай.
Порядок преобразования, присоединения, упразднения муниципального образования, как обоснованно указал суд, регулируется названным выше Законом РС(Я) от 10 июля 2002 г. и реализуется путем совместного решения представительных органов местного самоуправления преобразуемых муниципальных образований или на местном референдуме соответствующих территорий. Решение представительного органа муниципального образования пос. Жатай о преобразовании отсутствует. Из содержания вынесенных на референдум вопросов, как правильно указал суд, следует, что в отношении муниципальных образований, уже созданных на территории г. Якутска, в том числе и пос. Жатай, вопрос о преобразовании не вынесен.
Суд пришел к обоснованному выводу о том, что вынесенный на референдум вопрос о создании на территории г. Якутска единого муниципального образования без учета мнения муниципального образования пос. Жатай о его преобразовании ущемляет права заявителя, поскольку по своему содержанию, вынесенные на референдум вопросы о создании единого муниципального образования и избрания единого выборного органа свидетельствуют об автоматическом создании единого муниципального образования на территории всей административно-территориальной единицы г. Якутск со всеми входящими в него населенными пунктами. Для муниципального образования пос. Жатай это означает изменение границ, в связи с чем и нарушаются его права.
С учетом указанных обстоятельств доводы кассационных жалоб ЦИК Республики Саха (Якутия) и муниципального образования пос. Жатай не могут повлечь отмены решения.
Нарушения либо неправильного применения норм материального права, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в кассационных жалобах, судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 305, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 17 сентября 2002 г. оставить без изменения, а кассационные жалобы ЦИК Республики Саха (Якутия) и муниципального образования пос. Жатай - без удовлетворения.
Председательствующий
В.П.КНЫШЕВ
Судьи
А.В.ХАРЛАНОВ
Б.А.ГОРОХОВ

Общая судебная практика »
Читайте также