Заключение пу аппарата гд фс рф от 23.06.2004 n 2.2-1/2214"по проекту федерального закона n 43292-4 "о внесении изменения в статью 30 федерального закона "о трудовых пенсиях в российской федерации"(первое чтение)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АППАРАТА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 23
июня 2004 г. N 2.2-1/2214
ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА N 43292-4 "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЯ В
СТАТЬЮ 30 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ТРУДОВЫХ
ПЕНСИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(первое
чтение)
Изучив проект указанного
Федерального закона, Правовое управление
сообщает.
Законопроектом предлагается
внести изменение в статью 30 Федерального
закона "О трудовых пенсиях в Российской
Федерации" (далее - Федеральный закон),
дополнив ее новым пунктом 10, согласно
которому застрахованным лицам, трудовая
деятельность которых протекала в
государственных и муниципальных
организациях, в случае утраты документов
полностью или частично, необходимых для
определения среднемесячного заработка
застрахованных лиц, по причинам, от них не
зависящим (пожар, наводнение, иное
стихийное бедствие), среднемесячный
заработок до 31 декабря 1990 года принимается
по аналогичной должности (работе) в той же
организации.
Однако предлагаемое
дополнение входит в противоречие с пунктом
2 статьи 30 Федерального закона, по которому
расчетный размер трудовой пенсии
определяется на основании документов,
выдаваемых в установленном порядке
соответствующими работодателями либо
государственными (муниципальными)
органами.
Кроме того, данная норма
ставит в преимущественное положение
застрахованных лиц - работников
государственных и муниципальных
организаций по сравнению с застрахованными
лицами, работающими в организациях других
форм собственности, у которых также могут
отсутствовать документы о среднемесячном
заработке за указанный период, что не
согласуется, по нашему мнению, с
Конституцией Российской Федерации (статья
19), которая гарантирует гражданам равенство
прав.
Вызывает также сомнение
правильность установленного срока "до 31
декабря 1990 года", так как индивидуальный
(персонифицированный) учет в системе
обязательного пенсионного страхования
введен с 1 января 1997 года.
В соответствии
с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона при
внесении в Федеральный закон изменений,
требующих увеличения расходов на выплату
трудовых пенсий (частей трудовых пенсий), в
соответствующем федеральном законе
определяется конкретный источник и порядок
финансирования дополнительных расходов, а
также в обязательном порядке принимаются
федеральные законы о внесении необходимых
изменений в федеральные законы о
федеральном бюджете и бюджете Пенсионного
фонда Российской Федерации. Однако
законопроект такого положения не
содержит.
В связи с тем что законопроект
предусматривает расходы, покрываемые за
счет средств Пенсионного фонда Российской
Федерации, он должен быть представлен на
предварительную экспертизу в Пенсионный
фонд Российской Федерации (Постановление
Верховного Совета Российской Федерации от
27 декабря 1991 года N 2122-1).
Статья 2
законопроекта устанавливает срок
вступления в силу данного Федерального
закона со дня его официального
опубликования. Вместе с тем в соответствии
со статьей 6 Федерального закона от 14 июня
1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и
вступления в силу федеральных
конституционных законов, федеральных
законов, актов палат Федерального Собрания"
федеральные законы вступают в силу
одновременно на всей территории Российской
Федерации по истечении десяти дней после
дня их официального опубликования, если
самими законами не установлен другой
порядок вступления в силу. Полагаем, что в
данном случае нет оснований для
установления иного порядка вступления в
силу федерального закона, в связи с чем
данная статья является излишней. Однако в
случае установления иного срока вступления
в силу его необходимо соотносить со
временем, необходимым для подготовки
подзаконных нормативных правовых
актов.
Заместитель
Начальника
Управления
М.Н.ЛАСТОЧКИНА