Заключение комитета по делам федерации и региональной политике от 10.06.2004 n 3.19-10"на проект федерального закона n 29042-4 "о внесении изменений в федеральный закон "об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации"
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПО ДЕЛАМ ФЕДЕРАЦИИ И РЕГИОНАЛЬНОЙ
ПОЛИТИКЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ от 10 июня 2004 г. N
3.19-10 НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N
29042-4 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ" Предложенный законопроект
предусматривает внесение ряда изменений в
Федеральный закон "Об общих принципах
организации законодательных
(представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации". Согласно
подпункту "м" пункта 2 статьи 5 Федерального
закона "Об общих принципах организации
законодательных (представительных) и
исполнительных органов государственной
власти субъектов Российской Федерации"
законом субъекта Российской Федерации
устанавливается структура исполнительных
органов государственной власти субъекта
Российской Федерации. Пунктом 1 статьи 1
законопроекта предлагается внести
изменения в данный подпункт, установив, что
законом субъекта Российской Федерации
устанавливается не "структура", а "система"
указанных исполнительных органов. Однако
система исполнительных органов
государственной власти субъекта
Российской Федерации уже установлена
статьей 17 действующего Федерального закона
и не требует дополнительного утверждения
на уровне субъекта Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 1 законопроекта
предложена новая редакция статьи 13
указанного Федерального закона,
предусматривающая наделение
законодательного (представительного)
органа государственной власти субъекта
Российской Федерации правом принимать
решение о даче согласия на привлечение
депутата к уголовной или административной
ответственности, его арест и на
осуществление обусловленных этим иных мер
процессуального характера в отношении
действий депутата, связанных с
осуществлением им своих полномочий. Однако
это не согласуется с правовой позицией
Конституционного Суда Российской
Федерации, высказанной в Постановлении
Конституционного Суда N 9-П от 12 апреля 2002
года. В данном Постановлении (пункт 4.2
устанавливающей части) Конституционный Суд
указал, что введение федеральным законом
такой нормы, как дача согласия
законодательного (представительного)
органа государственной власти субъекта
Российской Федерации на привлечение
депутата к уголовной или административной
ответственности, налагаемой в судебном
порядке, на применение к нему ареста и иных
мер процессуального принуждения в ходе
преследования за такого рода
правонарушения, по существу, означает
исключение судебных прерогатив и
предоставление судебных функций
законодательному (представительному)
органу государственной власти субъекта
Российской Федерации, что, по смыслу статей
10, 19 (часть 1), 22 (часть 2), 118 и 126 Конституции
Российской Федерации, недопустимо.
Следует отметить, что согласно Конституции
Российской Федерации (пункт "о" статьи 71)
уголовно-процессуальное законодательство
относится к ведению Российской Федерации. В
Уголовно-процессуальном кодексе
Российской Федерации (глава 52) уже
регламентирован особый порядок уголовного
судопроизводства в отношении определенной
категории лиц, наделенных в силу
осуществления ими особых государственных
функций специальным статусом (в том числе и
принятие судебного решения о производстве
следственных и иных процессуальных
действий в отношении депутата
законодательного (представительного)
органа государственной власти субъекта
Российской Федерации). Также в
законопроекте предусматривается
закрепление дополнительных гарантий для
депутатов законодательного
(представительного) органа государственной
власти субъекта Российской Федерации,
работающих на предприятиях, в организациях
и учреждениях, в виде установления
дополнительных условий при их увольнении
по инициативе администраций: депутат может
быть освобожден от занимаемой должности
только с согласия законодательного
(представительного) органа государственной
власти субъекта Российской Федерации.
Однако данный вопрос не является предметом
действующего Федерального закона, и было бы
целесообразно вносить данные нормы в
Трудовой кодекс Российской Федерации. В
связи с вышеизложенным рассматриваемый
законопроект не может быть рекомендован
Комитетом Государственной Думы по делам
Федерации и региональной политике для
принятия в первом чтении. Председатель
Комитета В.И.ГРИШИН
Читайте также
|