Заключение комитета по делам федерации и региональной политике от 10.06.2004 n 3.19-10"на проект федерального закона n 29042-4 "о внесении изменений в федеральный закон "об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации"


ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПО ДЕЛАМ ФЕДЕРАЦИИ
И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 10 июня 2004 г. N 3.19-10
НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 29042-4
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОБЩИХ
ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ)
И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Предложенный законопроект предусматривает внесение ряда изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Согласно подпункту "м" пункта 2 статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законом субъекта Российской Федерации устанавливается структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается внести изменения в данный подпункт, установив, что законом субъекта Российской Федерации устанавливается не "структура", а "система" указанных исполнительных органов. Однако система исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации уже установлена статьей 17 действующего Федерального закона и не требует дополнительного утверждения на уровне субъекта Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 1 законопроекта предложена новая редакция статьи 13 указанного Федерального закона, предусматривающая наделение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации правом принимать решение о даче согласия на привлечение депутата к уголовной или административной ответственности, его арест и на осуществление обусловленных этим иных мер процессуального характера в отношении действий депутата, связанных с осуществлением им своих полномочий. Однако это не согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении Конституционного Суда N 9-П от 12 апреля 2002 года. В данном Постановлении (пункт 4.2 устанавливающей части) Конституционный Суд указал, что введение федеральным законом такой нормы, как дача согласия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации на привлечение депутата к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на применение к нему ареста и иных мер процессуального принуждения в ходе преследования за такого рода правонарушения, по существу, означает исключение судебных прерогатив и предоставление судебных функций законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта Российской Федерации, что, по смыслу статей 10, 19 (часть 1), 22 (часть 2), 118 и 126 Конституции Российской Федерации, недопустимо.
Следует отметить, что согласно Конституции Российской Федерации (пункт "о" статьи 71) уголовно-процессуальное законодательство относится к ведению Российской Федерации. В Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации (глава 52) уже регламентирован особый порядок уголовного судопроизводства в отношении определенной категории лиц, наделенных в силу осуществления ими особых государственных функций специальным статусом (в том числе и принятие судебного решения о производстве следственных и иных процессуальных действий в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Также в законопроекте предусматривается закрепление дополнительных гарантий для депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, работающих на предприятиях, в организациях и учреждениях, в виде установления дополнительных условий при их увольнении по инициативе администраций: депутат может быть освобожден от занимаемой должности только с согласия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Однако данный вопрос не является предметом действующего Федерального закона, и было бы целесообразно вносить данные нормы в Трудовой кодекс Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным рассматриваемый законопроект не может быть рекомендован Комитетом Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике для принятия в первом чтении.
Председатель Комитета
В.И.ГРИШИН

Законопроекты »
Читайте также