Заключение пу аппарата гд фс рф от 08.06.2004 n 2.2-1/2077"по проекту федерального конституционного закона n 54268-4 "о референдуме российской федерации"(ii чтение)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АППАРАТА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 8
июня 2004 г. N 2.2-1/2077
ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО
КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА N 54268-4
"О
РЕФЕРЕНДУМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(II
чтение)
Конституция Российской
Федерации, общепризнанные принципы и нормы
международного права, международные
договоры Российской Федерации не относятся
к законодательству Российской Федерации о
референдуме Российской Федерации. В этой
связи в части 1 статьи 3 предлагается
установить: "Законодательство Российской
Федерации о референдуме Российской
Федерации основывается на Конституции
Российской Федерации, общепризнанных
принципах и нормах международного права,
международных договорах Российской
Федерации и состоит из..." (далее по
тексту).
Обращаем внимание, что в
Конституции Российской Федерации
используется термин "нормативные правовые
акты".
Нормативные акты Центральной
избирательной комиссии Российской
Федерации не относятся к законодательству,
и поэтому из части 2 статьи 3
соответствующие слова необходимо
исключить, а также исключить часть 3 статьи 3
проекта либо изменить наименование статьи 3
проекта, например: "Законодательство
Российской Федерации о референдуме
Российской Федерации и нормативные акты
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации".
Законопроектом
предусматривается вынесение на референдум
проекта нормативного акта в случаях, когда
вынесение такого акта на референдум
предусмотрено международным договором
Российской Федерации (часть 2 статьи 6).
Исходя из того, что референдум Российской
Федерации является всенародным
голосованием, а его результаты обязательны
на всей территории Российской Федерации, то
необходимо установить, что вынесению на
референдум Российской Федерации подлежит
проект нормативного правового акта.
Часть 9 статьи 6 проекта предусматривает,
что принятие федеральным органом
государственной власти, иным
государственным органом решения по
существу вопроса, выносимого на референдум,
не является обстоятельством,
препятствующим проведению референдума по
данному вопросу, за исключением случая,
предусмотренного частью 27 статьи 15 проекта
(принятие Центральной избирательной
комиссией Российской Федерации решения о
прекращении процедур по реализации
инициативы проведения референдума в связи
с решением инициативной группы по
проведению референдума об отзыве указанной
инициативы). Обращаем внимание, что
принятие указанного решения Центральной
избирательной комиссией Российской
Федерации не является решением по существу
выносимого на референдум вопроса, а
следовательно, часть 9 статьи 6 проекта
содержит неверную внутреннюю отсылку,
которую предлагается исключить.
Законопроектом предусматривается, что
право сбора подписей в поддержку
инициативы проведения референдума
принадлежит исключительно членам
инициативной группы по проведению
референдума, входящим в региональную
подгруппу, зарегистрированную
избирательной комиссией субъекта
Российской Федерации, на территории
которого осуществляется сбор подписей
(часть 3 статьи 17 проекта). Подписи в
поддержку инициативы проведения
референдума могут собираться на
территориях тех субъектов Российской
Федерации, избирательными комиссиями
которых были зарегистрированы
региональные подгруппы (часть 4 статьи 17).
Указанные положения, полагаем, не
согласуются с частью 12 статьи 15 проекта о
том, что в состав инициативной группы по
проведению референдума может входить
подгруппа участников референдума,
проживающих за пределами территории
Российской Федерации, которая
регистрируется Центральной избирательной
комиссией, а также с частью 3 статьи 18
проекта о том, что подписные листы с
подписями участников референдума,
проживающих за пределами территории
Российской Федерации, передаются в
Центральную избирательную комиссию
Российской Федерации уполномоченным
представителем инициативной группы по
проведению референдума.
Часть 6 статьи 20
предусматривает ограничение права граждан,
выступивших с инициативой проведения
референдума, на реализацию права на участие
в референдуме в течение года в связи с тем,
что количество достоверных подписей
участников референдума оказалось
недостаточным для назначения референдума
либо среди отобранных для проверки
подписей недействительными и (или)
недостоверными признано 5 или более
процентов подписей. При этом не
устанавливаются конституционно значимые
цели такого ограничения.
Согласно части
1 статьи 23 проекта Конституционный Суд
Российской Федерации рассматривает
обращение Президента Российской Федерации
о соответствии инициативы проведения
референдума Конституции Российской
Федерации. Обращаем внимание, что ни
Федеральный конституционный закон "О
Конституционном Суде Российской
Федерации", ни представленный проект не
предусматривают процедуры рассмотрения
Конституционным Судом Российской
Федерации указанного вопроса, а также формы
вынесения по нему решения.
В
законопроекте имеется дублирование
положений Конституции Российской
Федерации, в частности: предложение первое
преамбулы проекта дублирует статью 3 (часть
3) Конституции Российской Федерации; часть 2
статьи 2 проекта дублирует статью 19 (часть 2)
Конституции Российской Федерации; часть 1
статьи 68 проекта дублирует статью 13 (часть 5)
Конституции Российской Федерации.
В
тексте законопроекта сохраняется
дублирование Федерального закона "Об
основных гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации".
Юридико-технические замечания по части 2
статьи 93 проекта заключаются в
следующем:
Абзац первый необходимо
изложить следующим образом:
"2. Признать
утратившими силу:".
Поскольку
Федеральный конституционный закон от 10
октября 1995 года N 2-ФКЗ "О референдуме
Российской Федерации" в конечном итоге
необходимо будет признать утратившим силу
целиком (без каких-либо изъятий), предлагаем
пункт 1 после слов "до дня вступления в
законную силу судебного решения" дополнить
словами ", но не позднее... (указать
конкретную дату)...".
Замечания
технико-юридического и лингвистического
характера переданы в рабочем
порядке.
Заместитель
Начальника
Управления
М.В.ДЕМЕНКОВ