Заключение комитета по собственности от 04.06.2004 n 3.9-15/3.5"по проекту федерального закона n 51725-4 "о внесении изменений в некоторые законодательные акты российской федерации в части защиты прав и законных интересов граждан, вкладывающих денежные средства в строительство жилья"
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПО СОБСТВЕННОСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 4 июня
2004 г. N 3.9-15/3.5
ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА N 51725-4 "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В
НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ ЗАЩИТЫ
ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ
ГРАЖДАН,
ВКЛАДЫВАЮЩИХ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА
В
СТРОИТЕЛЬСТВО ЖИЛЬЯ"
Комитет по
собственности рассмотрел проект
Федерального закона N 51725-4 "О внесении
изменений в некоторые законодательные акты
Российской Федерации в части защиты прав и
законных интересов граждан, вкладывающих
денежные средства в строительство жилья" и
отмечает следующее.
Законопроект
направлен на защиту законных прав и
интересов граждан, вкладывающих денежные
средства в строящиеся жилые дома, путем
предоставления указанным гражданам
определенных государственных гарантий.
Законопроект предусматривает внесение
изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации "О защите прав потребителей", в
Федеральный закон "Об инвестиционной
деятельности в Российской Федерации,
осуществляемой в форме капитальных
вложений" и в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях,
основным содержанием которых является
предоставление статуса потребителей
гражданам, вкладывающим денежные средства
в строящиеся дома с условием возникновения
у них права собственности на построенные
жилые помещения.
По мнению Комитета по
собственности, распространение на данную
категорию граждан сферы действия Закона
Российской Федерации "О защите прав
потребителей" юридически некорректно, так
как в момент вложения гражданами денежных
средств в строящийся объект не происходит
приобретения ими какого-либо готового к
потреблению товара или услуги. В этой связи
представляется целесообразным
распространить на граждан-инвесторов
содержащиеся в законопроекте нормы об
обязательном раскрытии застройщиком
информации о себе и объекте строительства,
обеспечении доступности указанной
информации для инвесторов, а также нормы,
позволяющие гражданину-инвестору
упростить процедуру и снизить пошлину при
обращении в суд в случае нарушения условий
заключенного ими с застройщиком
договора.
Таким образом, вместо
внесения изменений в Закон Российской
Федерации "О защите прав потребителей"
упомянутые положения включить
непосредственно в текст законопроекта,
изменив его наименование на "О защите прав и
законных интересов граждан, вкладывающих
денежные средства в строительство жилья" и,
безусловно, сохранив норму о внесении
соответствующих изменений в Кодекс
Российской Федерации об административных
правонарушениях.
С учетом того, что
функции специализированной организации,
осуществляющей учет договоров,
определяющих отношения застройщика и
инвестора, практически совпадают с
определенными законодательством о рынке
ценных бумаг функциями регистратора прав
на ценные бумаги, целесообразно
продублировать в законопроекте
проверенные практикой технологии защиты
прав инвесторов.
С учетом
вышеизложенного Комитет по собственности
считает возможным рекомендовать
Государственной Думе принять законопроект
в первом чтении при условии концептуальной
переработки ряда его положений ко второму
чтению в аспекте замечаний и предложений,
содержащихся в настоящем
заключении.
Председатель Комитета
В.С.ПЛЕСКАЧЕВСКИЙ