Заключение пу аппарата гд фс рф от 03.03.2004 n 2.2-1/719"по проекту федерального закона n 313907-3 "о государственной регистрации прав на гражданские воздушные суда и сделок с ними"(i чтение)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АППАРАТА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 3
марта 2004 г. N 2.2-1/719
ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА N 313907-3
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ
РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА ГРАЖДАНСКИЕ
ВОЗДУШНЫЕ СУДА И СДЕЛОК С НИМИ"
(I
чтение)
Изучив вышеназванный
законопроект, Правовое управление Аппарата
Государственной Думы сообщает
следующее.
1. Законопроектом
предлагается установить порядок
государственной регистрации прав на
гражданские воздушные суда и сделок с ними.
Вместе с тем отношения, возникающие в связи
с деятельностью в области авиации,
регулируются Воздушным кодексом РФ,
которым, в частности, определен порядок
государственной регистрации гражданских
воздушных судов (статья 33 Кодекса). В этой
связи предлагаем рассмотреть вопрос о
целесообразности включения положений,
содержащихся в законопроекте, в текст
Воздушного кодекса РФ, который является
специальным актом в области авиации, внеся
соответствующие изменения в пункт 9 статьи
33 Кодекса, а не принимать по вопросам
государственной регистрации прав на
гражданские воздушные суда отдельный
федеральный закон. При этом считаем
необходимым отметить, что аналогичным
образом вопрос решен в Кодексе внутреннего
водного транспорта РФ (глава IV КВВТ РФ
посвящена вопросам государственной
регистрации судна и прав на него), Кодексе
торгового мореплавания РФ (глава III КТМ РФ
установила правила регистрации судов и
прав на них).
2. В законопроекте четко не
определен предмет правового регулирования.
Исходя из названия действие его положений
должно распространяться только на
гражданские воздушные суда. Однако в тексте
законопроекта также содержится упоминание
о государственных воздушных судах и
экспериментальных воздушных судах (абзацы
4, 5, 6 статьи 1, пункт 3 статьи 12), что влечет за
собой несогласованность названия
законопроекта и его содержания. В связи с
изложенным из текста законопроекта следует
исключить все положения, касающиеся
государственных и экспериментальных
воздушных судов, как не относящиеся к его
предмету регулирования.
При этом
согласно абзацу 3 статьи 1 предлагается по
тексту проекта вместо термина "гражданские
воздушные суда" использовать сокращенный
термин "воздушные суда". На наш взгляд, такое
упрощение не согласуется с положениями
абзаца 2 указанной статьи, в котором дается
самостоятельное определение категории
"воздушное судно", а также усложнит
понимание и юридическое толкование
формулируемых по тексту норм, поскольку с
учетом положений абзацев 4 и 5 статьи 1
получается, что "государственные воздушные
суда" и "экспериментальные воздушные суда"
являются не самостоятельными видами
воздушных судов, а лишь разновидностями
гражданских воздушных судов.
3.
Законопроект содержит исчерпывающий
перечень прав на воздушные суда, подлежащих
государственной регистрации, и не
предусматривает регистрации ограничений
(обременений) прав (статья 4, пункт 1 статьи 7
и другие статьи проекта). В этой части
проект не согласуется с пунктом 1 статьи 131
Гражданского кодекса РФ, согласно которому
государственной регистрации подлежат как
права на недвижимое имущество, так и их
ограничения.
При этом такие права, как
право пожизненного наследуемого владения,
ипотека и сервитуты (пункт 1 статьи 4
проекта), в отношении воздушных судов
установлены быть не могут.
4. В
законопроекте отсутствуют указания на то,
должно ли воздушное судно до регистрации
прав на него быть внесено в Государственный
реестр гражданских воздушных судов РФ.
Также непонятно, на каком основании в
регулируемых законопроектом отношениях
могут участвовать иностранные государства,
международные организации, иностранные
граждане и юридические лица (абзац 6 статьи
1, статья 5 проекта).
5. В уточнении
нуждается положение пункта 5 статьи 9
проекта, которым Правительству Российской
Федерации предоставлено право утвердить
Положение об органах государственной
регистрации прав. Не ясно, каким образом
будут определяться правомочия
соответствующих органов, если
Правительство Российской Федерации не
воспользуется этим правом.
6. В проекте
используются различные наименования для
обозначения федерального органа
исполнительной власти, осуществляющего
регулирование в данной сфере: специально
уполномоченный орган (пункт 1 статьи 9);
федеральный орган исполнительной власти в
области государственной регистрации прав,
специально уполномоченный Правительством
Российской Федерации (абзац 1 статьи 10);
федеральный орган исполнительной власти,
специально уполномоченный Правительством
Российской Федерации (пункт 2 статьи 11). На
наш взгляд, следует либо унифицировать
используемое наименование, либо более
четко определить природу соответствующих
органов.
7. Положения статьи 11
законопроекта, согласно которой средства,
получаемые в виде платы за регистрацию прав
на гражданские воздушные суда,
используются исключительно на создание,
поддержание и развитие системы
государственной регистрации, не
соответствуют статье 35 Бюджетного кодекса
РФ, установившей принцип общего
(совокупного) покрытия расходов.
8.
Недостаточно четко изложены положения
статьи 27 законопроекта об ответственности
при государственной регистрации прав на
воздушные суда и сделок с ними.
9.
Постановлением Государственной Думы от 27
сентября 2002 года N 3093-III ГД внесены изменения
в Регламент Государственной Думы, в
частности в статью 106, в соответствии с
которыми отсутствует необходимость
включать в текст законопроектов статьи о
приведении Президентом Российской
Федерации и Правительством Российской
Федерации своих нормативных правовых актов
в соответствие с принятым федеральным
законом. На основании изложенного статья 30
подлежит исключению из текста
законопроекта.
В целом текст
законопроекта нуждается в юридико- и
редакционно-технической
доработке.
Заместитель
Начальника
Управления
М.В.ДЕМЕНКОВ