Заключение пу аппарата гд фс рф от 01.03.2004 n 2.2-1/620"по проекту федерального закона n 3197-4 "о внесении изменений в федеральный закон "об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"(i чтение)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АППАРАТА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 1
марта 2004 г. N 2.2-1/620
ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА N 3197-4 "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ
ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И
ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"
(I
чтение)
Правовое управление, изучив
проект вышеуказанного Федерального закона,
сообщает, что отдельные положения данного
законопроекта не согласуются с
федеральными законами и основными
отраслевыми законодательными актами, а
также с международно-правовыми нормами,
касающимися отправления правосудия в
отношении несовершеннолетних.
1. В
статье 1 проекта, вносящей дополнения в
Федеральный закон "Об основах системы
профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних" (далее -
Федеральный закон), по существу,
предусматривается наделение новыми
полномочиями органов внутренних дел, в
частности центров временного содержания
для несовершеннолетних правонарушителей
органов внутренних дел, в которые, наряду с
несовершеннолетними правонарушителями,
предлагается помещать также
несовершеннолетних, не совершивших
каких-либо юридически значимых нарушений
(административных проступков или
преступлений), а "задержанных за
бродяжничество" (подпункт "а" пункта 4 статьи
1 проекта).
Однако Закон Российской
Федерации "О милиции" (см. статьи 2, 9, 10, 11 и
другие) таких задач и полномочий на милицию
непосредственно не возлагает. Более того,
из содержания статей 2, 10 и 11 Закона
Российской Федерации "О милиции" следует,
что иные задачи на милицию могут быть
возложены только настоящим Законом. Между
тем соответствующие изменения
одновременно с данным проектом в Закон
Российской Федерации "О милиции" внести не
предлагается. В этой связи полагаем
необходимым обеспечить согласование
данного проекта с указанным Законом.
2.
Следует иметь в виду, что компетенция
органов и учреждений системы профилактики
безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних строго разграничена и
закреплена в главе второй Федерального
закона. Предлагаемые дополнения в статью 22
Федерального закона, касающиеся расширения
круга несовершеннолетних, которые могут
содержаться в центрах временного
содержания для несовершеннолетних
правонарушителей, повлекут
неопределенность в разграничении функций
учреждений (подразделений) органов
внутренних дел и учреждений социального
обслуживания, а именно специализированных
учреждений для несовершеннолетних,
нуждающихся в социальной реабилитации, что,
соответственно, приведет к конкуренции
указанной нормы со статьями 12 и 13 данного
Федерального закона.
Попутно отметим
необходимость законодательного
регулирования вопроса о раздельном
содержании несовершеннолетних
правонарушителей и несовершеннолетних,
задержанных за бродяжничество и
нуждающихся в социальной реабилитации, но
не совершивших каких-либо преступлений или
правонарушений.
3. Вызывает сомнение
редакция нового подпункта 3 пункта 3 статьи
22 Федерального закона (подпункт "б" пункта 4
статьи 1 проекта), определяющего основания
помещения несовершеннолетних, задержанных
за бродяжничество, в центры временного
содержания. В соответствии с действующим
пунктом 3 статьи 22 все категории
несовершеннолетних правонарушителей,
перечисленные в пункте 2 этой же статьи,
помещаются в эти центры только по приговору
суда или постановлению судьи. На основании
постановления начальника либо его
заместителя или оперативного дежурного
соответствующего органа внутренних дел
несовершеннолетние, указанные в подпунктах
3 - 6 пункта 2 настоящей статьи, могут быть
помещены в такие центры только на срок не
более 48 часов. Причем речь идет именно о
несовершеннолетних правонарушителях.
Данным же проектом предлагается
несовершеннолетних, хотя и задержанных за
бродяжничество, но не совершивших
каких-либо правонарушений, помещать в такие
центры лишь на основании акта оперативного
дежурного соответствующего органа
внутренних дел. Учитывая, что помещение
несовершеннолетних в центр временного
содержания является в определенной степени
ограничением их свободы, полагаем, что
такие меры могут быть предприняты только по
решению суда. Предлагаемые проектом
изменения, на наш взгляд, на практике могут
повлечь нарушения законности и ущемление
конституционных прав и свобод граждан.
4. Серьезные возражения вызывает
предложение о возможности рассмотрения в
судебном заседании материалов о помещении
несовершеннолетних в центры временного
содержания для несовершеннолетних
правонарушителей органов внутренних дел в
отсутствие законного представителя
несовершеннолетнего (абзац третий пункта 6
статьи 1 проекта) и даже в отсутствие самого
несовершеннолетнего (абзац пятый пункта 6
статьи 1 проекта). Участие родителей или
иных законных представителей
несовершеннолетнего, а также личное
участие лица, в отношении которого
проводится судебное заседание, является
одним из концептуальных положений как
процессуального законодательства
Российской Федерации (например, статьи 48, 420
- 432 УПК РФ, статьи 37, 52, 215 ГПК РФ), так и
международно-правовых норм. Так, в
соответствии со статьей 5 Конвенции от 4
ноября 1950 года "О защите прав человека и
основных свобод" каждый задержанный или
заключенный под стражу незамедлительно
доставляется к судье или к иному
должностному лицу, наделенному, согласно
закону, судебной властью. Согласно статье 37
Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989
года каждый ребенок имеет право оспаривать
законность лишения его свободы перед судом.
В соответствии со статьей 7 Минимальных
стандартных правил ООН, касающихся
отправления правосудия в отношении
несовершеннолетних (Пекинские правила), от
29 ноября 1985 года право на присутствие
родителей или опекуна в судебном заседании
является одной из основных процессуальных
гарантий соблюдения прав
несовершеннолетнего и должно быть
гарантировано на всех этапах судебного
разбирательства.
5. Обращаем внимание,
что наряду с данным проектом в
Государственную Думу 4 марта 2002 года был
внесен проект Федерального закона N 186007-3,
который неоднократно включался в проект
порядка работы Государственной Думы, но
рассмотрение которого на пленарном
заседании Государственной Думы
неоднократно переносилось. Эти проекты (N
186007-3 и N 3197-4) в части наделения центров
временного содержания для
несовершеннолетних правонарушителей
органов внутренних дел новыми полномочиями
являются альтернативными.
Кроме того,
по представленному на экспертизу
законопроекту отсутствуют какие-либо
исключительные обстоятельства, требующие
вступления будущего Закона в силу со дня
его официального опубликования.
Оптимальным является общий порядок
вступления в силу федеральных законов,
установленный статьей 6 Федерального
закона "О порядке опубликования и
вступления в силу федеральных
конституционных законов, федеральных
законов, актов палат Федерального
Собрания", - по истечении десяти дней после
дня официального опубликования. В этой
связи статья 2 законопроекта подлежит
исключению.
Начальник Управления
Г.П.ИВЛИЕВ