Заключение пу аппарата гд фс рф от 01.03.2004 n 2.2-1/620"по проекту федерального закона n 3197-4 "о внесении изменений в федеральный закон "об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"(i чтение)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРАВОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 1 марта 2004 г. N 2.2-1/620
ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 3197-4 "О ВНЕСЕНИИ
ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ
ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"
(I чтение)
Правовое управление, изучив проект вышеуказанного Федерального закона, сообщает, что отдельные положения данного законопроекта не согласуются с федеральными законами и основными отраслевыми законодательными актами, а также с международно-правовыми нормами, касающимися отправления правосудия в отношении несовершеннолетних.
1. В статье 1 проекта, вносящей дополнения в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон), по существу, предусматривается наделение новыми полномочиями органов внутренних дел, в частности центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в которые, наряду с несовершеннолетними правонарушителями, предлагается помещать также несовершеннолетних, не совершивших каких-либо юридически значимых нарушений (административных проступков или преступлений), а "задержанных за бродяжничество" (подпункт "а" пункта 4 статьи 1 проекта).
Однако Закон Российской Федерации "О милиции" (см. статьи 2, 9, 10, 11 и другие) таких задач и полномочий на милицию непосредственно не возлагает. Более того, из содержания статей 2, 10 и 11 Закона Российской Федерации "О милиции" следует, что иные задачи на милицию могут быть возложены только настоящим Законом. Между тем соответствующие изменения одновременно с данным проектом в Закон Российской Федерации "О милиции" внести не предлагается. В этой связи полагаем необходимым обеспечить согласование данного проекта с указанным Законом.
2. Следует иметь в виду, что компетенция органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних строго разграничена и закреплена в главе второй Федерального закона. Предлагаемые дополнения в статью 22 Федерального закона, касающиеся расширения круга несовершеннолетних, которые могут содержаться в центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, повлекут неопределенность в разграничении функций учреждений (подразделений) органов внутренних дел и учреждений социального обслуживания, а именно специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, что, соответственно, приведет к конкуренции указанной нормы со статьями 12 и 13 данного Федерального закона.
Попутно отметим необходимость законодательного регулирования вопроса о раздельном содержании несовершеннолетних правонарушителей и несовершеннолетних, задержанных за бродяжничество и нуждающихся в социальной реабилитации, но не совершивших каких-либо преступлений или правонарушений.
3. Вызывает сомнение редакция нового подпункта 3 пункта 3 статьи 22 Федерального закона (подпункт "б" пункта 4 статьи 1 проекта), определяющего основания помещения несовершеннолетних, задержанных за бродяжничество, в центры временного содержания. В соответствии с действующим пунктом 3 статьи 22 все категории несовершеннолетних правонарушителей, перечисленные в пункте 2 этой же статьи, помещаются в эти центры только по приговору суда или постановлению судьи. На основании постановления начальника либо его заместителя или оперативного дежурного соответствующего органа внутренних дел несовершеннолетние, указанные в подпунктах 3 - 6 пункта 2 настоящей статьи, могут быть помещены в такие центры только на срок не более 48 часов. Причем речь идет именно о несовершеннолетних правонарушителях.
Данным же проектом предлагается несовершеннолетних, хотя и задержанных за бродяжничество, но не совершивших каких-либо правонарушений, помещать в такие центры лишь на основании акта оперативного дежурного соответствующего органа внутренних дел. Учитывая, что помещение несовершеннолетних в центр временного содержания является в определенной степени ограничением их свободы, полагаем, что такие меры могут быть предприняты только по решению суда. Предлагаемые проектом изменения, на наш взгляд, на практике могут повлечь нарушения законности и ущемление конституционных прав и свобод граждан.
4. Серьезные возражения вызывает предложение о возможности рассмотрения в судебном заседании материалов о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел в отсутствие законного представителя несовершеннолетнего (абзац третий пункта 6 статьи 1 проекта) и даже в отсутствие самого несовершеннолетнего (абзац пятый пункта 6 статьи 1 проекта). Участие родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего, а также личное участие лица, в отношении которого проводится судебное заседание, является одним из концептуальных положений как процессуального законодательства Российской Федерации (например, статьи 48, 420 - 432 УПК РФ, статьи 37, 52, 215 ГПК РФ), так и международно-правовых норм. Так, в соответствии со статьей 5 Конвенции от 4 ноября 1950 года "О защите прав человека и основных свобод" каждый задержанный или заключенный под стражу незамедлительно доставляется к судье или к иному должностному лицу, наделенному, согласно закону, судебной властью. Согласно статье 37 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года каждый ребенок имеет право оспаривать законность лишения его свободы перед судом. В соответствии со статьей 7 Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), от 29 ноября 1985 года право на присутствие родителей или опекуна в судебном заседании является одной из основных процессуальных гарантий соблюдения прав несовершеннолетнего и должно быть гарантировано на всех этапах судебного разбирательства.
5. Обращаем внимание, что наряду с данным проектом в Государственную Думу 4 марта 2002 года был внесен проект Федерального закона N 186007-3, который неоднократно включался в проект порядка работы Государственной Думы, но рассмотрение которого на пленарном заседании Государственной Думы неоднократно переносилось. Эти проекты (N 186007-3 и N 3197-4) в части наделения центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел новыми полномочиями являются альтернативными.
Кроме того, по представленному на экспертизу законопроекту отсутствуют какие-либо исключительные обстоятельства, требующие вступления будущего Закона в силу со дня его официального опубликования. Оптимальным является общий порядок вступления в силу федеральных законов, установленный статьей 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", - по истечении десяти дней после дня официального опубликования. В этой связи статья 2 законопроекта подлежит исключению.
Начальник Управления
Г.П.ИВЛИЕВ

Законопроекты »
Читайте также