Пояснительная записка<к проекту федерального закона "о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты российской федерации">


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что существующая в настоящее время процедура реорганизации банков, подчиненная общим нормам Гражданского кодекса РФ и иных федеральных законов, регулирующих деятельность юридических лиц различных организационно-правовых форм, не учитывает специфических особенностей правового регулирования деятельности кредитных организаций.
Действующей редакцией статьи 60 ГК РФ "Гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации" установлено следующее:
1. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о реорганизации юридического лица, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.
2. Кредитор реорганизуемого юридического лица вправе потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, и возмещения убытков.
Развивая эти положения ГК РФ, статья 15 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и статья 51 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" регламентируют порядок обеспечения прав кредиторов при реорганизации юридических лиц, созданных в соответствующих организационно-правовых формах, более детально.
Указанные нормы при применении их в процессе реорганизации кредитной организации способны нанести больше вреда, чем пользы, так как основная часть баланса банков, в отличие от других юридических лиц, сформирована за счет заемных средств, и чем более долгосрочными являются обязательства банка перед кредиторами, тем сильнее досрочное исполнение банками своих обязательств перед кредиторами негативно отразится на структуре баланса и вызовет неоправданное снижение ликвидности банка.
Тем самым нарушается вся логика законодательства, защищающего права кредиторов, так как в результате применения этих норм происходит ухудшение финансового состояния реорганизуемых банков, а значит, и тех кредиторов, которые не потребовали досрочного исполнения обязательств перед ними. Таким образом, существующий порядок стимулирует массовый отток клиентов из реорганизуемого банка.
Кроме того, расходы только на письменные уведомления всем вкладчикам и владельцам счетов крупных банков сопоставимы со всем бюджетом присоединения реорганизуемых банков и заведомо снижают положительный экономический эффект, ожидаемый от проекта.
Устанавливая данные нормы, законодатель исходил из необходимости защиты интересов кредиторов в случаях, когда кредитор не владеет информацией о реальном положении реорганизуемого юридического лица и отсутствует возможность получения такой информации.
Однако в отношении кредитных организаций складывается принципиально иная ситуация.
Деятельность кредитных организаций, в том числе вопросы обеспечения стабильности банковской системы и финансовой надежности банков, а также защиты прав и интересов вкладчиков и кредиторов банков, регулируется специальным законодательством Федеральными законами "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также нормативными актами Банка России, являющимися инструментом детального регламентирования отдельных аспектов банковской деятельности.
Банк России в соответствии с предоставленными ему названными Законами полномочиями осуществляет контроль финансового состояния реорганизуемого банка, соблюдения им обязательных нормативов и тем самым обеспечивает защиту прав его вкладчиков и кредиторов (глава III Федерального закона "О банках и банковской деятельности"). Заключение Банка России о возможности реорганизации будет положительным только в том случае, если финансовые показатели банка при присоединении не ухудшатся и интересы кредиторов не пострадают. В противном случае Банк России имеет право запретить реорганизацию кредитной организации (статья 23 Федерального закона "О банках и банковской деятельности").
Таким образом, в банковском секторе права кредиторов реорганизуемых юридических лиц эффективно гарантируются посредством применения особых норм и механизмов, отличных от действующих в иных сферах рыночных отношений.
Кроме того, представляется необходимым дополнить Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" нормой, предусматривающей специальный порядок информирования кредиторов о реорганизации кредитной организации, а также сохранение общего порядка расторжения и изменения договора.
Следует отметить, что наличие особенностей регулирования деятельности кредитных организаций применительно к правовому положению кредитных организаций, созданных в формах обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ, а также их участников, акционеров и кредиторов уже зафиксировано в Гражданском кодексе РФ в главах, посвященных регламентации деятельности юридических лиц указанных организационно-правовых форм (статьи 87, 90, 96 и 101 ГК).
Представляется логичным и последовательным учесть в Гражданском кодексе РФ и вышеназванных Федеральных законах также и наличие специального банковского регулирования процедуры реорганизации кредитных организаций, функционирующих в указанных организационно-правовых формах.


ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов.


ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" не повлечет необходимости приостановления, изменения или дополнения актов федерального законодательства.

Законопроекты »
Читайте также