Пояснительная записка"к проекту федерального закона "о внесении дополнений в пункт 2 статьи 1 федерального закона "о создании суда таймырского (долгано-ненецкого) автономного округа"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ДОПОЛНЕНИЙ
В ПУНКТ 2 СТАТЬИ 1
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СОЗДАНИИ
СУДА
ТАЙМЫРСКОГО (ДОЛГАНО-НЕНЕЦКОГО)
АВТОНОМНОГО ОКРУГА"
1 января 2001 года
вступил в силу Федеральный закон N 101-ФЗ "О
создании суда Таймырского
(Долгано-Ненецкого) автономного округа".
Однако до настоящего времени указанный суд
на территории Таймырского
(Долгано-Ненецкого) автономного округа не
действует. Отсутствие на территории
Таймырского (Долгано-Ненецкого)
автономного округа суда автономного округа
вызвано рядом объективных причин, суть
которых заключается в следующем.
На
территории Таймырского (Долгано-Ненецкого)
автономного округа действуют один
городской и три районных суда при общей
численности судей 9 человек. Суд
Таймырского (Долгано-Ненецкого)
автономного округа создан в составе 10
судей. Объем дел, направляемых на
кассационное обжалование, крайне
незначителен. Согласно установленным
данным в качестве суда второй инстанции в
2002 году рассмотрено 148 дел (численность
населения автономного округа составляет
около 40 тысяч человек). При таком объеме дел,
обжалуемых в кассационном порядке,
создание полноценного суда Таймырского
(Долгано-Ненецкого) автономного округа и
органов судейского сообщества
представляется нецелесообразным.
При
этом эффективное отправление правосудия на
территории автономного округа возможно
лишь при условии распространения
юрисдикции суда Таймырского
(Долгано-Ненецкого) автономного округа на
территорию единого муниципального
образования "город Норильск". Муниципальное
образование "город Норильск" с городами
Норильск, Талнах, Кайеркан и поселок
Снежногорск, расположенное на территории
Таймырского (Долгано-Ненецкого)
автономного округа, находится в
административной подчиненности
Красноярского края, и, следовательно,
юрисдикция суда Таймырского
(Долгано-Ненецкого) автономного округа не
распространяется на территорию
муниципального образования "город
Норильск" в силу его
экстерриториальности.
Предложение о
распространении юрисдикции суда
Таймырского (Долгано-Ненецкого)
автономного округа на территорию единого
муниципального образования "город
Норильск" обусловлено нахождением единого
муниципального образования "город
Норильск" в границах территории
автономного округа (на расстоянии около 100
км от столицы округа - г. Дудинки), а также
численностью населения и количеством
рассмотренных дел. Объемы кассационного
обжалования по Норильскому городскому суду
значительно превышают объемы всех судов,
расположенных на территории Таймырского
(Долгано-Ненецкого) автономного округа.
Необходимо отметить, что в 2002 году
Красноярским краевым судом в качестве суда
второй инстанции рассмотрено 704 дела при
численности населения единого
муниципального образования "город
Норильск" около 220 тысяч человек. Общая
численность судей Норильского городского
суда - 27 человек.
Жители Таймырского
(Долгано-Ненецкого) автономного округа и
жители единого муниципального образования
"город Норильск" обжалуют решения городских
и районных судов автономного округа и
городского суда города Норильска в
Красноярский краевой суд. Краевой центр
удален от Норильска и Таймырского
(Долгано-Ненецкого) автономного округа на
расстояние около 2000 км. На протяжении более
девяти месяцев с Красноярском имеется
только авиационное сообщение. Такое
положение дел не в полной мере обеспечивает
реализацию конституционного права жителей
единого муниципального образования "город
Норильск" и Таймырского (Долгано-Ненецкого)
автономного округа на судебную защиту, т.к.
значительная стоимость авиабилетов и
стоимость услуг гостиниц в городе
Красноярске не позволяет большинству
граждан защищать свои права в Красноярском
краевом суде или оплатить услуги своего
представителя для участия в кассационном
рассмотрении дела. Кроме того, направление
обжалуемых дел гражданского и уголовного
судопроизводства в Красноярский краевой
суд значительно увеличивает расходы
федерального бюджета на транспортировку
авиатранспортом, этапирование подсудимых,
изъявивших желание принимать участие при
кассационном рассмотрении обжалуемых дел.
Принимая во внимание данные
обстоятельства, эффективное
функционирование суда Таймырского
(Долгано-Ненецкого) автономного округа
возможно при условии включения в его
подсудность дел, рассматриваемых
Норильским городским судом в качестве
первой инстанции.
Принятие
вышеназванного проекта Закона позволит в
рамках действующего законодательства
распространить юрисдикцию суда
Таймырского (Долгано-Ненецкого)
автономного округа на территорию
муниципального образования "город
Норильск", а также исходя из
целесообразности закрепить
соответствующую юрисдикцию судов
субъектов Российской
Федерации.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ПУНКТ 2
СТАТЬИ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СОЗДАНИИ
СУДА ТАЙМЫРСКОГО (ДОЛГАНО-НЕНЕЦКОГО)
АВТОНОМНОГО ОКРУГА"
Принятие
Федерального закона "О внесении дополнений
в пункт 2 статьи 1 Федерального закона "О
создании суда Таймырского
(Долгано-Ненецкого) автономного округа" не
потребует материальных затрат из
федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации, муниципальных
бюджетов.
ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,
ПОДЛЕЖАЩИХ
ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ,
ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ,
ДОПОЛНЕНИЮ
ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ
В ПУНКТ 2
СТАТЬИ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О
СОЗДАНИИ СУДА
ТАЙМЫРСКОГО
(ДОЛГАНО-НЕНЕЦКОГО) АВТОНОМНОГО
ОКРУГА"
Принятие Федерального закона "О
внесении дополнений в пункт 2 статьи 1
Федерального закона "О создании суда
Таймырского (Долгано-Ненецкого)
автономного округа" не потребует признания
утратившими силу, приостановления,
внесения изменений, дополнений или
принятия федеральных законов.