Пояснительная записка"к проекту федерального закона "о внесении дополнения в статью 49 лесного кодекса российской федерации"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ
ДОПОЛНЕНИЯ
В СТАТЬЮ 49 ЛЕСНОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(в части
конкретизации прав субъектов Российской
Федерации по принятию законов, связанных с
возможной
передачей отдельных своих
полномочий органам
местного
самоуправления)
Разработанный
законопроект вносится по предметам
совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации - часть 1
подпункт "к" статьи 72 (применительно к
лесному законодательству) - в целях
реализации положений части 2 статьи 132
Конституции Российской Федерации,
установившей, что "2. Органы местного
самоуправления могут наделяться законом
отдельными государственными полномочиями
с передачей необходимых для их
осуществления материальных и финансовых
средств...".
Принятие законопроекта
позволит устранить существующие
разночтения в Лесном кодексе Российской
Федерации, 15 статья которого допускает
участие муниципальных образований в лесных
отношениях, а статья 49 фактически содержит
отсылку к законодательству Российской
Федерации:
"Статья 49. Полномочия органов
местного самоуправления в области
использования, охраны, защиты лесного фонда
и воспроизводства лесов
Органы местного
самоуправления могут наделяться
отдельными государственными полномочиями
в области использования, охраны, защиты
лесного фонда и воспроизводства лесов в
соответствии с законодательством
Российской Федерации.".
Несмотря на то что
статья 1 Лесного кодекса Российской
Федерации включает в "лесное
законодательство Российской Федерации"
законы и иные нормативные правовые акты
субъектов Российской Федерации,
природоохранные прокуратуры (по Ивановской
области и Верхневолжская межрегиональная),
непосредственно ссылаясь на статью 49
указанного Кодекса, опротестовали законы
Ивановской области, положения которых
допускали участие органов местного
самоуправления в сфере лесных
правоотношений. Фактически оспаривается
возможность передачи отдельных полномочий
субъектов Российской Федерации органам
местного самоуправления, хотя действующий
Федеральный закон "Об общих принципах
организации местного самоуправления в
Российской Федерации" от 28.08.95 N 154-ФЗ
предусматривает подобное: "Статья 5.
Полномочия органов государственной власти
субъектов Российской Федерации в области
местного самоуправления
К полномочиям
органов государственной власти субъектов
Российской Федерации в области местного
самоуправления относятся:
6) наделение
органов местного самоуправления законом
отдельными полномочиями субъектов
Российской Федерации, передача
материальных и финансовых средств,
необходимых для осуществления переданных
полномочий, контроль за их реализацией;".
(Статья 19. Порядок наделения органов
местного самоуправления отдельными
государственными полномочиями принятого
Государственной Думой в первом чтении
проекта Федерального закона "Об общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" N
280514-3 также предусматривает возможность
принятия законов субъектов Российской
Федерации по подобным вопросам.)
Принятие предложенного законопроекта
обусловлено, с одной стороны, прямыми
нормами Конституции Российской Федерации,
а с другой стороны, федеративной природой
Российского государства.
Согласно
статье 13 Федерального закона "О принципах и
порядке разграничения предметов ведения и
полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации" от 24 июня 1999 года N
119-ФЗ проект, внесенный Законодательным
Собранием Ивановской области,
предварительно направлен постановлением в
законодательные (представительные) органы
государственной власти субъектов
Российской Федерации с просьбой о его
поддержке.
Вступление в силу
Федерального закона "О внесении дополнения
в статью 49 Лесного кодекса Российской
Федерации" не требует изменения, отмены или
принятия актов федерального
законодательства.
Реализация
Федерального закона "О внесении дополнения
в статью 49 Лесного кодекса Российской
Федерации" не потребует материальных
затрат, финансово-экономического
обоснования законопроекта и заключения
Правительства Российской Федерации,
поскольку не предусматриваются расходы,
покрываемые за счет средств федерального
бюджета.