Пояснительная записка"к проекту федерального закона "о внесении дополнения в федеральный закон "о некоммерческих организациях"


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ"
Предлагаемый законопроект закладывает правовые основы взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления с некоммерческими организациями и направлен на дальнейшее развитие института гражданского общества и расширение демократии в стране.
Идея разработки данных дополнений в действующий Федеральный закон вызвана тем, что принимаемые органами государственной власти решения охватывают все стороны жизнедеятельности государства, а поэтому не могут не пересекаться с интересами, которые преследуют различные некоммерческие организации, объединяющие в своих рядах наиболее активных членов общества и, в частности, специалистов самых различных отраслей науки, техники, литературы и искусства. Надо отметить, что государственные органы в своей повседневной работе практически не используют интеллектуальный потенциал, которым обладают вышеупомянутые организации. Это обстоятельство в определенной мере влияет на качество решений государственных органов. Нередки факты, когда принимаемые решения содержат серьезные погрешности в своем содержании, формах и методах подхода к регулированию проблем, во имя которых они принимаются. Как правило, причина подобных управленческих ошибок кроется в том, что в структуре их штатов нет возможности содержать узких специалистов в каждой конкретной области, подлежащей государственному регулированию. Поэтому, по мнению разработчиков данного законопроекта, этот пробел можно успешно восполнить путем тесного взаимодействия органов государственной власти с некоммерческими организациями, действующими в проблемных областях и объединяющими требуемые категории специалистов. Такая взаимосвязь позволит государственным органам принимать более взвешенные и обоснованные решения, в которых можно учесть опыт и мнения не только отдельных специалистов, но и целых групп ученых и практических работников, а также мнения определенных слоев населения, связанных трудовой деятельностью или социальными обстоятельствами с регулируемыми государственными органами вопросами. И это особенно важно потому, что подобное сотрудничество реально предоставляет возможности широким слоям граждан нашей страны реализовывать свои права, закрепленные в статье 32 Конституции Российской Федерации, и которой гарантируется их участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. В данном случае роль представителя возлагается на некоммерческие организации, объединяющие в своем составе лиц, связанных между собой едиными целями и общностью интересов. При этом следует иметь в виду, что некоммерческие организации создаются не с целью извлечения прибыли, и поэтому даже те денежные средства, которые организация заработала в рамках своей уставной деятельности, не могут перераспределяться между ее членами, а используются исключительно на цели, предусмотренные ее уставом.
Одновременно данный законопроект реально расширяет сферу демократизации нашего общества и предоставляет возможность общественным объединениям, политическим партиям, предпринимательским сообществам и иным некоммерческим организациям более активно и продуктивно участвовать в законотворческом процессе, а также принимать самое непосредственное участие в выработке и принятии решений государственных органов как на федеральном, так и на местном уровне по различным направлениям (в данном случае имеется в виду участие авторитетных представителей некоммерческих организаций в работе коллегиальных органов власти, а также право представлять в соответствующие государственные структуры проекты, планы, программы и иные предложения и получать информацию о результатах их рассмотрения).
Таким образом, в случае принятия данного законопроекта граждане через свое членство или участие в деятельности некоммерческих организаций могут активно содействовать государственным органам в принятии более качественных и обоснованных решений, а также оказывать помощь в выполнении ими государственных функций. Последнее особенно актуально на фоне задач, определенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, в котором особо выделен вопрос об избыточности функций, которые исполняют государственные органы. Поэтому уместно обратить внимание на многочисленные примеры, служащие подтверждением тому, что многие государственные органы уже имеют значительный положительный опыт ведения взаимоувязанной работы с некоммерческими организациями. Так, в частности, налажено взаимодействие Минсельхоза с Ассоциацией "Росптицепром". В этой Ассоциации собраны специалисты, которые во взаимодействии с Минсельхозом осуществляют постоянный мониторинг отрасли, проводят анализ и предоставляют эту информацию Министерству, а также принимают активное участие в выработке решений, а также выполняют иную работу, согласованную с Министерством и оформляемую соответствующими договорами о сотрудничестве.
Большую плановую работу с некоммерческими организациями ведет Правительство Москвы. Здесь уместно отметить значительную работу, которую проводят молодежные воспитательные центры, возрожденная добровольная народная дружина, организации, объединяющие национальные диаспоры, и тому подобные. Есть в нашей стране и другие положительные примеры, но, к сожалению, в подобной практике отрицательную роль играет фактор отсутствия правового регулирования порядка установления подобных взаимоотношений между государственными органами и некоммерческими организациями.
Поэтому для расширения и укрепления государственно-общественных связей, их юридической обоснованности в предлагаемом проекте Закона предусмотрены взаимные права и обязанности органов государственной власти, органов местного самоуправления и некоммерческих организаций, а также механизм аккредитации некоммерческих организаций при органах государственной власти, органах местного самоуправления. При этом права и обязанности аккредитованных организаций определяются положением, утверждаемым органом государственной власти, органом местного самоуправления, что не нарушает идеи вертикали власти, а также не ведет к смешению государственных и общественных функций, так как некоммерческие организации не дублируют и не подменяют деятельность органов государственной власти, а содействуют им в выполнении их государственных функций.
Учитывая, что в структуре органов государственной власти и местного самоуправления есть специальные подразделения по связям с общественными и религиозными объединениями, национально-культурными автономиями, политическими партиями и иными некоммерческими организациями, нет необходимости увеличения штатов соответствующих органов, так как предлагаемый проект Закона фактически только упорядочивает проводимую работу.


ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ
ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ,
ДОПОЛНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ПРОЕКТА
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ЗАКОН "О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ"
Принятие проекта Федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных законов и нормативных правовых актов законодательства Российской Федерации.


ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЯ
В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ"
Принятие проекта Федерального закона не потребует дополнительных финансовых затрат из средств федерального бюджета.

Законопроекты »
Читайте также