Заключение правительства рф от 21.08.2003 n 5784п-п12"по проекту федерального закона "о внесении изменений и дополнений в федеральный закон "о трудовых пенсиях в российской федерации"
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
от 21 августа 2003
г. N 5784п-П12
ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
И ДОПОЛНЕНИЙ В
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "О ТРУДОВЫХ
ПЕНСИЯХ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В соответствии с
частью 3 статьи 104 Конституции Российской
Федерации в Правительстве Российской
Федерации рассмотрен проект Федерального
закона "О внесении изменений и дополнений в
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации" с учетом
представленного финансово-экономического
обоснования.
Законопроект
предусматривает повышение уровня
пенсионного обеспечения граждан,
проживающих в районах, где установлен
районный коэффициент к заработной плате, в
том числе проживающих в районах Крайнего
Севера и приравненных к ним местностях, и
предлагает следующее.
1. Увеличение
базовой части трудовой пенсии на
централизованно установленный районный
коэффициент к заработной плате,
действующий в конкретном районе для
работников непроизводственных отраслей.
По идеологии нового пенсионного
законодательства минимальный уровень
социальных гарантий всем гражданам,
имеющим право на трудовую пенсию, должна
обеспечивать базовая часть трудовой
пенсии. При этом размер ее зависит от
количества нетрудоспособных членов семьи,
находящихся на иждивении пенсионера,
степени ограничения способности к трудовой
деятельности (III, II и I степени), достижения
возраста 80 лет.
Размер базовой части
трудовой пенсии не может устанавливаться в
зависимости от других условий, в частности
от оплаты труда работников, проживающих в
районах с особыми климатическими
условиями. Размеры других частей трудовой
пенсии - страховой и накопительной -
находятся в прямой зависимости от величины
заработной платы застрахованного лица, с
которой уплачиваются страховые взносы на
цели пенсионного обеспечения.
Реализация данного предложения потребует
дополнительных расходов за счет сумм
единого социального налога, зачисляемых в
федеральный бюджет.
Кроме того, это
приведет к увеличению размеров пенсий по
государственному пенсионному обеспечению
и других социальных выплат, определяемых
исходя из размеров базовой части трудовой
пенсии, что потребует также выделения
дополнительных средств.
2. Определение
расчетного размера трудовой пенсии,
установленного Федеральным законом от 17
декабря 2001 г. N 173-ФЗ, на уровне не менее 660
рублей в месяц, без учета соответствующего
районного коэффициента к заработной
плате.
До 1 января 2002 г. в соответствии с
Законом Российской Федерации "О
государственных пенсиях в Российской
Федерации" районный коэффициент начислялся
к минимальным и максимальным размерам
пенсий, а также к социальным пенсиям.
Минимальный размер совокупной выплаты,
установленный с 1 марта 2001 г. Указом
Президента Российской Федерации от 8
февраля 2001 г. N 135 "Об установлении
минимального размера совокупной выплаты
пенсионерам в Российской Федерации", на 1
августа 2001 г. соответствовал 660 рублям в
месяц. Данная сумма включала в себя размер
пенсии с учетом надбавок, повышений и
соответствующего районного коэффициента, а
также компенсационной выплаты с
применением соответствующего районного
коэффициента, установленной на основании
законодательства Российской Федерации
пенсионерам, имеющим полный общий
(специальный) трудовой стаж для назначения
пенсии.
Таким образом, установленный
государством обязательный для всех граждан
гарантированный минимум пенсионных выплат
сохранен в Федеральном законе от 17 декабря
2001 г. N 173-ФЗ (статьи 14, 15, 16).
3.
Распространение нормы, закрепленной в
абзаце 9 пункта 2 статьи 30 Федерального
закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ для граждан,
проживающих в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях, на граждан,
проживающих в районах, где также
установлены районные коэффициенты к
заработной плате.
Взамен действующей
нормы, закрепленной в абзаце 16 пункта 2
статьи 30 Федерального закона от 17 декабря
2001 г. N 173-ФЗ (в законопроекте указан абзац 17
пункта 2 статьи 30), об учете отношения
среднемесячного заработка застрахованного
лица к среднемесячной заработной плате в
стране в размере 1,4 предлагается учитывать
указанное соотношение в размере 1,3.
Реализация данного предложения позволит
учитывать отношение заработков для лиц,
проживающих в районах, где установлены
районные коэффициенты к заработной плате,
по повышенным нормам. Вместе с тем это
приведет к ухудшению пенсионного
обеспечения граждан, проживающих в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях.
Следует иметь в виду, что
исходя из концепции Федерального закона от
17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ в целях определения
расчетного пенсионного капитала
осуществлена оценка тех пенсионных прав,
которые фактически приобретены по ранее
действовавшему законодательству. При этом
порядок определения расчетного размера
пенсии основан на правилах, применяемых
ранее при исчислении размера пенсии с
применением индивидуального коэффициента
пенсионера.
Таким образом, Федеральный
закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ воспроизводит
нормы, которые применялись до 1 января 2002 г.,
в том числе и нормы об учете повышенных
соотношений заработков.
Так,
Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 122-ФЗ
"О внесении дополнений в статью 7 Закона
Российской Федерации "О государственных
пенсиях в Российской Федерации" для лиц,
которые проработали не менее 15 календарных
лет в районах Крайнего Севера либо не менее
20 календарных лет в приравненных к ним
местностях, были установлены повышенные
нормы учета соотношения заработков (1,4; 1,7;
1,9). Для лиц, проживающих в других районах,
где установлены районные коэффициенты к
заработной плате, эта льгота не
предусматривалась. Соответственно, по
состоянию на 1 января 2002 г. указанные лица
права на повышенное соотношение заработков
не имели.
Законопроект не соответствует
требованиям статей 83 Бюджетного кодекса
Российской Федерации и 6 Федерального
закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ,
предусматривающих, что в федеральном
законе, реализация которого потребует
увеличения финансирования по существующим
видам расходов, должны содержаться нормы,
определяющие источники и порядок
финансирования новых видов расходов
бюджета.
Учитывая изложенное, проект
Федерального закона "О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон "О трудовых
пенсиях в Российской Федерации"
Правительством Российской Федерации не
поддерживается.
Заместитель
Председателя Правительства
Российской
Федерации
Г.КАРЕЛОВА