Заключение комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам от 03.06.2003 n 3.24/13-21/502"по проекту федерального закона n 295151-3 "о взаимном страховании"(i чтение)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПО КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ И ФИНАНСОВЫМ
РЫНКАМ ЗАКЛЮЧЕНИЕ от 3 июня 2003 г. N
3.24/13-21/502 ПО ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N
295151-3 "О ВЗАИМНОМ
СТРАХОВАНИИ" Рассмотрев проект
Федерального закона N 295151-3 "О взаимном
страховании", внесенный Правительством
Российской Федерации, Комитет
Государственной Думы по кредитным
организациям и финансовым рынкам отмечает
следующее. Принятие Федерального
закона "О взаимном страховании"
предусмотрено статьей 968 Гражданского
кодекса Российской Федерации, отвечает
потребностям создания адекватной
страховой защиты населения, предприятий и,
в первую очередь, малого
предпринимательства. Принятие данного
Закона позволит заполнить правовой вакуум,
существующий в данной сфере, и
регламентировать права граждан на
объединение в целях оказания взаимной
финансовой помощи в форме взаимного
страхования. Вместе с тем к
законопроекту имеется ряд замечаний. В
законопроекте отсутствуют статьи,
раскрывающие цели и задачи взаимного
страхования в России, субъектов взаимного
страхования. Необходимо дать более точное
определение объектов страхования.
Пункт 4 статьи 1 законопроекта
устанавливает норму регулирования
обязательного страхования путем взаимного
страхования в порядке и на условиях,
предусмотренных соответствующими
федеральными законами. Необходимо
учитывать, что на сегодняшний день ни один
федеральный закон, регулирующий
обязательное страхование, не
предусматривает осуществление
обязательного страхования посредством
взаимного страхования. В статье 3
"Принципы взаимного страхования"
отсутствует один из самых важных принципов
"принцип солидарной ответственности". В
пункте 2 статьи 5 законопроекта общества
взаимного страхования, работающие на
основании договора, определяются как
страховая организация. Данное утверждение
неверно. Общество взаимного страхования не
может быть страховой организацией.
Правильнее было бы ввести термин
"страховщик". Необходимо также указать,
что на каждый вид страхования,
осуществляемого обществом взаимного
страхования, должны разрабатываться
соответствующие правила взаимного
страхования. Глава III "Общества
взаимного страхования" (статьи 6 - 21
законопроекта) в значительной степени
повторяет положения Федерального закона "О
некоммерческих организациях".
Необходимо ввести в законопроект статью
"Условия обеспечения финансовой
устойчивости обществ взаимного
страхования", в которой дифференцировать
требования к финансовой устойчивости в
зависимости от количества членов общества
и от объема принятых страховых
обязательств. В законопроекте
отсутствуют статьи, регламентирующие
требования федеральных органов страхового
надзора к деятельности обществ взаимного
страхования. Тем не менее статья 27
оставляет за органами страхового надзора
право давать обществам взаимного
страхования предписания и обращаться в суд
с требованием о приостановлении
деятельности обществ взаимного
страхования. Необходимо данные положения
уточнить. Учитывая вышеизложенное,
Комитет Государственной Думы по кредитным
организациям и финансовым рынкам считает
возможным доработать вышеуказанные
замечания в процессе подготовки ко второму
чтению и рекомендует Государственной Думе
принять указанный законопроект в первом
чтении. Председатель Комитета
В.М.ЗУБОВ
Читайте также
|